Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Целью настоящего исследования является комплексная разработка теоретических и прикладных мер предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях в новых социальных условиях и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и ее нормативно-правовой основы.
Эта основная цель конкретизируется комплексом взаимосвязанных задач, решение которых обусловило структуру и содержание работы. Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
изучение и анализ уголовно-правовой статистики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в учреждениях, исполняющих наказания;
разработка основных критериев криминологической характеристики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях;
выработка методики изучения личности лиц, совершивших исследуемый вид преступления;
Введение ……………………………………………………………………. …….3
Характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………………………8
Основные факторы, детерминирующие умышленное причинение вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…...29
Предупреждение умышленного причинения вреда здоровью осужденных
Субъекты предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………..38
Влияние режима содержания на профилактику умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………………………………………………………..51
Эффективность иных мер исправительного воздействия на
профилактику умышленного причинения вреда здоровью
осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………59
Заключение……………………………………………………………… …………78
Список использованной литературы………………………………………………81
На устранение субъективных условий совершения преступления направлены так называемые индивидуальные профилактические меры. Сущность их заключается в усилении контроля за осужденными, в раздельном содержании определенных категорий лиц, установлении дополнительных обязанностей при переводе в другую колонию, отряд. Таким образом, эффективность предупреждения преступлений в пенитенциарных учреждениях тесно связана с исполнением наказания в виде лишения свободы, режимом содержания и осуществлением исправительного воздействия. Подробнее соотношение данных институтов мы рассмотрим в следующих подразделах нашего исследования.
Эффективность предупреждения каждого вида преступности зависит от правильного определения понятия субъекта. Правильное определение понятия субъекта и системы субъектов предупреждения преступлений, объема и пределов их деятельности на всех уровнях во многом обусловливает надлежащую организацию предупреждения, а, следовательно, и ее результативность. Понятие субъекта предупреждения преступлений еще не получило удовлетворительного определения. Порой оно заменяется простым перечислением субъектов, охватывающим все органы и организации, существующие в стране.
Одной из целей уголовно-исполнительного законодательства РК, согласно части 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, является предупреждение совершения преступлений со стороны осужденных. Следовательно, органами государства, призванными бороться с наиболее опасными преступниками на стадии исполнения наказания, служат пенитенциарные учреждения, которые организуют предупреждение преступности путем надлежащего исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы и осуществления исправительного воздействия в целях
исправления осужденных и недопущения с их стороны совершения новых преступлений во время отбывания наказания.
Предупреждение преступности в пенитенциарных учреждениях осуществляют руководители частей и служб данных учреждений, командования внутренних войск, которые занимаются планированием и реализацией мероприятий по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений, совершаемых осужденными, «имеющими в этой связи определенные права и обязанности и несущими ответственность за достижение намеченных целей». Указанное позволяет сделать вывод о том, что предупреждение преступности в пенитенциарных учреждениях складывается из взаимодействия различных частей и служб мест отбывания наказания и подразделений внутренних войск МВД РК, обусловленного многосторонностью криминогенных объективных и субъективных обстоятельств, оказывающих влияние на состояние преступности среди осужденных.
В целях обеспечения эффективной предупредительной деятельности в пенитенциарных учреждениях необходимо воздействовать на все обстоятельства, оказывающие криминогенное влияние, используя возможности всех частей и служб органов, исполняющих наказание, мероприятия которых направлены на нейтрализацию этого влияния и составляют основу специально-криминологического процесса по борьбе с ней. Эти меры могут быть классифицированы на общие - оказывающие влияние на негативные явления в рамках всего пенитенциарного учреждения - и индивидуальные -воздействующие на определенный круг лиц. Если подойти более конкретно к определению субъектов предупреждения преступности в пенитенциарных учреждениях, то можно выделить следующих: начальник учреждения, руководители и сотрудники режимных, оперативных, воспитательных, медицинских, специальных, производственных, материально-бытовых частей и служб, общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, командование и военнослужащие воинских подразделений внутренних войск МВДРК.
Начальник в случае совершенного преступления в пенитенциарном учреждении обязан организовать четкую работу по приему и регистрации сигналов о преступлениях, обеспечить осужденным доступность обращения к администрации учреждения с заявлениями и сообщениями о преступлениях, безопасность в случаях преследований. Кроме того, он должен организовать производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам совершенного преступления.
В целях предупреждения совершения в пенитенциарных учреждениях умышленных причинений вреда здоровью начальник учреждения и сотрудники оперативной службы должны в первую очередь наладить систему сбора, обработки и анализа информации, касающейся криминогенных обстоятельств. Данные мероприятия позволят правильно планировать работу
по выявлению и устранению недостатков, способствующих совершению причинений вреда здоровью осужденных. Такую информацию можно получить из отчетов конкретных работников о выполнении ими функциональных обязанностей в сфере борьбы с умышленными причинениями вреда здоровью, материалов уголовных дел, возбужденных по фактам причинений вреда здоровью осужденных, сведений о предупрежденных в пенитенциарных учреждениях умышленных причинений вреда здоровью, рапорты контролеров по надзору за осужденными, начальников отрядов, состава караула и членов профилактики правонарушений. Выявив такие недостатки, начальник учреждения, исполняющего наказание, организует работу, координирующую усилия различных частей и служб, обеспечивает составление специальных планов.
Нормативными актами предусмотрена обязательная регистрация каждого заявления, сообщения о преступлении. Независимо от того, кем из работников пенитенциарного учреждения и где они получены, дежурный по учреждению обязан зарегистрировать сигнал в специальной книге (журнале) учета заявлений, сообщений о преступлениях.
Предупреждение каждого преступления
в пенитенциарных учреждениях должно
складываться из взаимодействия различных
частей и служб и подразделений внутренних
войск МВД РК. На основе тесного взаимодействия
данные службы стремятся к укреплению
законности и правопорядка в пенитенциарных
учреждениях, организации эффективной
воспитательно-
Данный комплекс задач претворяется в жизнь путем реализации урегулированных нормами уголовно-исполнительного законодательства основных средств исправления осужденных: режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения, а также иными специально-криминологическими средствами, направленными на борьбу с преступностью в местах отбывания наказания.
Таким образом, следует выделить следующие субъекты предупреждения в пенитенциарных учреждениях, которые имеют свой правовой статус: руководители и сотрудники режимных, оперативных, воспитательных, медицинских, специальных, производственных, материально-бытовых частей и служб, общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ. Перечисленные нами субъекты имеют свой правовой статус. В зависимости от рода осуществляемой ими деятельности и основных обязанностей их можно классифицировать на специализированные и неспециализированные.
К специализированным субъектам относятся руководители и сотрудники режимных и оперативных служб пенитенциарных учреждений МЮ, а также МВД РК, деятельность которых непосредственно направлена на укрепление правопорядка в пенитенциарных учреждениях и борьбу с преступностью осужденных. Осуществляя изоляцию, охрану, надзор и контроль за поведением
осужденных, оперативно-розыскную работу, следя за выполнением осужденными режимных правоограничений, данные службы непосредственно занимаются предупреждением преступности. Это наиболее компетентные службы в осуществлении предупредительных мероприятий, и именно они являются инициаторами и исполнителями основной задачи - борьбы с преступностью в исправительных учреждениях. Ведь их основными обязанностями является пресечение, предотвращение и недопущение совершения преступлений среди осужденных во время отбывания наказания.
К неспециализированным субъектам
относятся сотрудники частей и служб
пенитенциарных учреждений, не наделенные
специально функциями предупреждения
преступности, но сталкивающиеся с ними
в процессе исполнения своих обязанностей
по исправлению, воспитанию осужденных.
Это
воспитательные отделы, произво
общеобразовательные и профессионально-технические школы.
Как нам представляется, предупреждение преступлений в указанных учреждениях включает в себя определенные профилактические мероприятия, осуществляемые в двух направлениях: уголовно-правовой и специально-предупредительной деятельности. Каждый из названных видов деятельности осуществляется определенными субъектами.
Субъектами уголовно-правового предупреждения служат органы дознания, предварительного следствия, суд. Деятельность суда и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в предупреждении преступлений со стороны осужденных тесно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов их деятельности, обусловливается стоящей перед ними общей задачей борьбы с преступностью в государстве. На суды уголовно-процессуальным законодательством возложена обязанность выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений осужденными. Рассматривая дела по обвинению осужденных, суд устанавливает нарушения закона, слабый контроль за осужденными в процессе отбывания наказания, плохую организацию труда и быта осужденных, злоупотребления персонала.
Расследование преступлений осужденных, изобличение виновных лиц и исполнение уголовного наказания представляют, на первый взгляд, два мало связанных этапа борьбы с преступностью. Однако в своей практической деятельности органы дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в выполнении поставленных перед ними задач. Особенно это относится к взаимодействию органов дознания, следствия и пенитенциарных учреждений.
В целях достижения эффективного предупреждения, преступности в органах, исполняющих наказания, необходимо ликвидировать все криминогенные обстоятельства, способствующие совершению преступлений в пенитенциарных учреждениях путем применения определенных специально-предупредительных мероприятий. Указанные мероприятия должны осуществляться как в рамках всего пенитенциарного учреждения, так и в отношении конкретных лиц.
Уголовно-процессуальным законодательством на органы следствия возложено не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
По нашему мнению, не должны составлять исключение и преступления, совершаемые в пенитенциарных учреждениях. Данное положение имеет принципиальное значение для предупреждения преступлений, в частности для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, отбывающими наказание. Как нам представляется, следователь может выявить недостатки в организации и деятельности пенитенциарного учреждения, которые способствуют совершению осужденными новых преступлений. При совершении осужденными преступлений в местах отбывания наказания администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна содействовать органам расследования в изучении личности обвиняемого.
Таким образом, ведущая роль в предупреждении преступлений в пенитенциарных учреждениях принадлежит оперативным аппаратам.
Оперативные аппараты в целях недопущения, предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных должны проводить режимные мероприятия, направленные на:
-борьбу с проникновением в исправительные учреждения спиртного и наркотических средств, так как большая часть умышленного причинения вреда здоровью в местах лишения свободы совершается в состоянии опьянения. В этих целях оперативные аппараты должны осуществлять мероприятия, направленные на контроль за соблюдением вольнонаемным составом учреждений, исполняющих наказания, требований режима в условиях изоляции. Отметим, что вольнонаемные лица должны стараться принимать меры, предотвращающие изготовление запрещенных осужденными к хранению и использованию предметов. Считаем, что среди этих лиц встречаются недобросовестные, которые вступают в недозволенные связи с осужденными, передавая им при этом спиртные напитки, наркотические средства. Все это приводят к причинению умышленного вреда здоровью.
Отметим, что необходимо тщательнее контролировать осужденных, получивших свидание, пользующихся правом свободного передвижения без конвоя, а также лиц, от которых можно ожидать занятия бизнесом спиртного;
- на усиление надзора за поведением осужденных в жилых и производственных зонах. Это одно из важных направлений в предупреждении телесных повреждений. Так, изучение умышленного причинения вреда здоровью в местах лишения свободы показало, что большая часть всех случаев данных преступлений имела место на объектах производственных, и жилых
зон. Эти показатели свидетельствуют о том, что за осужденными на производственных, жилых зонах надзор ослаблен. По нашему мнению, в целях улучшения надзора целесообразнее создавать специальные группы из 6-7 человек, задача которых сводилась бы к контролю за порядком на основных объектах и местах массового скопления осужденных (в столовой, клубе, при разводе и т.д.);
Информация о работе Предупреждение умышленного причинения вреда в зоне