Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Террор и терроризм — давняя проблема человеческого общества. Это социально негативное явление во второй половине XX века стало существенным элементом международной напряженности. Резкие «всплески» террористической активности в 1970— 1980-х гг. были характерны как для развитых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов
Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………
3
Отзыв руководителя………………………………………………………….
4
Рецензия специалиста………………………………………………………...
5
Введение ……………………………………………………………………...
6
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика террористической
деятельности………………………………………………………...
13
§ 1. Понятие и классификация преступлений террористического
характера…………………………………………………………………
13
§ 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта……………………………………………………………………….
36
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика стадий подготовки
террористического акта…………………………………………….
56
§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления………..
56
§ 2. Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма………………...
66
§ 3. Незаконное пересечение Государственной границы Российской
Федерации………………………………………………………………..
72
§ 4. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или
сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств, а также их хищение или вымогательство………………….
77
§ 5. Содействие террористической деятельности…………………………..
85
§ 6. Финансирование акта терроризма либо террористической
организации……………………………………………………………...
88
Глава 3. Криминалистическая характеристика стадий подготовки
террористического акта ………………………………………….
101
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики………….
101
§ 2. Определение стадий преступления при отработке типичных
оперативно-розыскных версий по факту совершения
террористического акта………………………………………………….
105
§ 3. Первоначальные следственные действия по расследованию
преступлений террористического характера…………………………..
121
§ 4. Перспективные направления развития криминалистической
характеристики стадий подготовки террористического акта………..
133
Заключение …………………………………………………………………...
140
Список использованной литературы ……………………………………….
147
Приложение…………………………………………………………………..
151
Нормативно-правовой базой исследования выступают международные акты, законы и подзаконные акты, постановления и решения высших органов и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти России в области противодействия проявлениям терроризма и пресечения преступлениям террористического характера в стране и за ее пределами.
Это, в частности, Конституция Российской Федерации; Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 12 января 1998 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 3 апреля 2000 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 14 сентября 2005 года, Уголовный кодекс Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г.; Указ Президента РФ «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона» от 22 января 2001 г.; Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 4 ноября 2007 г., иные нормативные акты.
Эмпирическую базу исследования составляют:
— статистические данные ГИЦ МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации;
— данные, полученные в процессе анализа и обобщения уголовных дел о терроризме и преступлениях террористического характера, рассмотренных Верховными судами
— материалы судебно-следственной практики по расследованию преступлений террористического характера.
Структура работы. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика
террористической деятельности
1.1.Понятие и классификация преступлений террористического характера
В ранее действовавшем Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" (ст. 3) давалось определение понятия преступлений террористического характера: преступления, предусмотренные ст. ст. 205 - 208, 277 и 360 УК РФ; к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, если они совершены в террористических целях.
Федеральный закон "О противодействии терроризму" не содержит понятия преступления террористического характера. Однако в ст. 24 Закона перечислены преступления, организация, подготовка и совершение которых от имени или в интересах организации является основанием для признания такой организации террористической.
Речь идет о преступлениях, предусмотренных следующими статьями УК РФ:
- террористический акт (ст. 205);
- содействие террористической деятельности (ст. 205.1);
- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2)
- захват заложника (ст. 206);
- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208);
- угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211);
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
- насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);
- вооруженный мятеж (ст. 279);
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
- организация экстремистского сообщества (ст. 282.1);
- организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2);
- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).
Статьи 205 - 206, 208 и 211 расположены в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Особенной части УК РФ, ст. ст. 277 - 280, 282.1 и 282.2 - в гл. 29 "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" разд. X "Преступления против государственной власти" Особенной части УК РФ, а ст. 360 - в гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества" одноименного разд. XII Особенной части УК РФ.
Соответственно, исходя из структуры Особенной части УК РФ преступления террористического характера можно разделить на три группы:
преступления террористического характера, посягающие на общественную безопасность (ст. ст. 205 - 206, 208 и 211 УК РФ);
преступления террористического характера, посягающие на основы Конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 277 - 280, 282.1 и 282.2 УК РФ);
преступление террористического характера, посягающее на мир и безопасность человечества (ст. 360 УК РФ).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ (ст.ст.. 205 - 206, 208 и 211 УК РФ)
В статье 205 УК РФ установлена уголовная ответственность за террористический акт. В диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ дано определение террористического акта, соответствующее определению понятия террористического акта, данному в п. 3 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму". Так, согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Следует отметить, что в Европейской конвенции о пресечении терроризма, заключенной в г. Страсбурге 27 января 1977 г. [4], не дается единого определения понятия "терроризм". В статье 1 названной Конвенции установлено, что для целей выдачи между Договаривающимися государствами ни одно из нижеуказанных преступлений не квалифицируется в качестве политического преступления, или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, совершаемого по политическим мотивам:
a) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в г. Гааге 16 декабря 1970 г. [5] Указанная Конвенция ратифицирована СССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1971 г. N 2000-VIII [6] со следующей оговоркой, сделанной при подписании: Правительство Союза Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями п. 1 ст. 12, предусматривающего, что споры о толковании или применении Конвенции передаются в арбитраж или в Международный Суд по требованию одной из Сторон в споре. В соответствии с Федеральным законом от 03.03.2007 №28-ФЗ «О снятии оговорок к некоторым международным договорам» снята оговорка к пункту 1 статьи 12 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и признан не действительным абзац второй Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1971 года № 2000 –VIII «О ратификации Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов».[7];
b) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в г. Монреале 23 сентября 1971 г. [8] Указанная Конвенция ратифицирована СССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1972 г. N 3719-VIII [9] со следующей оговоркой, сделанной при подписании: Правительство Союза Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями п. 1 ст. 14, предусматривающего, что споры о толковании или применении Конвенции передаются в арбитраж или в Международный Суд по требованию одной из Сторон в споре В соответствии с Федеральным законом от 03.03.2007 №28-ФЗ «О снятии оговорок к некоторым международным договорам» снята оговорка к пункту 1 статьи 14 Конвенции о борьбе с незаконным актами, направленными против безопасности гражданской авиации и признан не действительным абзац второй Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1972 года № 3719 –VIII «О ратификации Конвенции о борьбе с незаконным актами, направленными против безопасности гражданской авиации».[10];
c) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;
d) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;
e) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;
f) покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение.
Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., подписанная от имени Российской Федерации в г. Будапеште 7 мая 1999 г., ратифицирована в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 121-ФЗ [11] со следующим заявлением: Российская Федерация исходит из того, что положения ст. 5 и п. 2 ст. 8 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи.
Часть 2 ст. 205 УК РФ предусматривает повышенную уголовную ответственность за террористические деяния, совершенные:
группой лиц по предварительному сговору;
с применением огнестрельного оружия.
В части 3 ст. 205 УК РФ предусмотрен особо квалифицированный состав терроризма: деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 этой статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.
Согласно примечанию к ст. 205 УК РФ лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
В части 1 ст. 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за:
вовлечение лица в совершение преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК РФ;
склонение лица к участию в деятельности террористической организации;
вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений;
финансирование акта терроризма либо террористической организации.
Часть 2 ст. 205.1 УК РФ устанавливает повышенную уголовную ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Это может быть как должностное лицо, понятие которого дано в примечании 1 к ст. 285 УК РФ (лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
В примечании к ст. 205.1 УК РФ указано, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное указанной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
На защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия финансированию терроризма (как и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) направлен Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (название в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ).[12]
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", как установлено в его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ [13], регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; в соответствии с международными договорами Российской Федерации действие указанного Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Россия несет международные правовые обязательства в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенной в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г. [14] Названная Конвенция подписана от имени Российской Федерации в г. Будапеште 7 мая 1999 г. и ратифицирована в соответствии с Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ [15]. Следует отметить, что в ст. 174 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ) предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, а в ст. 174.1 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ) - легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.