Задачи и принципы уголовного законодательстваа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 09:15, курсовая работа

Описание

Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права. В УК РФ (статьи 3-7) выделены пять основных принципов:
• Законности;
• Равенства граждан перед законом;
• Вины;
• Справедливости;
• Гуманизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Задачи уголовного законодательства…………………….……………………6
1.1. Понятие и значение задач уголовного законодательства………………….6
1.2. Виды задач головного законодательства…………………………………..10
2. Принципы уголовного права…………….…………………………………....18
2.1. Понятие и система принципов уголовного права………………………....18
2.2. Принцип законности…………………………………………………………19
2.3. Принцип равенства граждан перед законом……………………………….21
2.4. Принцип вины………………………………………………………..………23
2.5. Принцип справедливости……………………………………………………25
2.6. Принцип гуманизма………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Глоссарий…………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     На  наш взгляд, следует разграничивать содержание задач права и закона. В российском уголовном законодательстве, строго говоря, задачи права не раскрываются; называются лишь задачи кодекса (ч. 1 ст. 2 УК РФ) и определяются средства достижения этих задач (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Совершенно справедливо С. С. Пирвагидов указывает, что соотношение задач уголовного права и уголовного закона следует рассматривать с общих позиций соотношения права и закона; если задача отрасли права состоит в том, чтобы регулировать, предупреждать, охранять и т. д., то задача закона сводится к тому, чтобы как можно точнее закрепить соответствующие средства достижения этих задач, быть им адекватным8. Исходя из этого, задачи Уголовного кодекса должны состоять в том, чтобы дать в руки правоприменителю оптимальный инструментарий, предназначенный для охраны социальных ценностей и предупреждения преступлений; снабдить каждого гражданина минимальным набором стандартизированных правил, соблюдение которых обеспечить безопасность личности, общества и государства. Для этого Кодекс должен максимально точно определить перечень и признаки преступных деяний и предусмотреть возможные за них меры воздействия.

     Изложенное  дает основание для того, чтобы  зафиксированные в ч. 1 ст. 2 УК РФ задачи именовать задачами уголовного права, а не Уголовного кодекса РФ, а положения ч. 2 ст. 2 УК РФ считать задачами собственно Уголовного кодекса9.

     1.2. Виды задач уголовного законодательства

 

     В зависимости от вида задачи, стоящей перед отраслью права, ее функции в теории права подразделяются на две разновидности: регулятивная функция для решения задачи упорядочения общественных отношений, и охранительная функция - для решения задачи охраны общественных отношений от различного рода посягательств10. УК РФ в отличие от иных кодифицированных нормативных правовых актов не содержит указания на наличие у уголовного права задачи регулирования тех или иных общественных отношений; в то же время в отличие от УК РСФСР 1960 г. среди задач права называет не только охрану определенных объектов, но и предупреждение преступлений. Заметим также, что в ч. 1 ст. 2 УК РФ говорится не только об охране определенных объектов и предупреждении преступлений, но и об обеспечении мира и безопасности человечества. Означает ли это существование соответствующих трех задач уголовного права?

     Полагаем, что нет, поскольку охрана и обеспечение, на наш взгляд, являются равнозначными  понятиями. Хотя в юридической литературе не существует единства взглядов на соотношение  понятий «охрана» и «обеспечение». В частности, А. И. Бойко полагает, что мир и безопасность человечества именно обеспечиваются, а не охраняются, поскольку охрана мира и безопасности всего человечества не может ставиться задачей национального закона ни по существу (нет таких возможностей), ни по формальным соображениям (присвоение роли государства-лидера) в противовес юрисдикции и весу ООН и ее специализированных организаций11. Напротив, В. В. Мальцев утверждает, что «мир и безопасность человечества может обеспечить только само человечество, однако охранять на территории Российской Федерации его мир и безопасность можно и посредством российского уголовного законодательства»12. Не придает особого значения различию терминов и Н. Ф. Кузнецова, полагая, что охранительная задача уголовного закона состоит как в охране соответствующих объектов, так и в «обеспечении охраны мира и безопасности человечества»13. Мы полагаем, что в рассуждениях о соотношении понятий «охрана» и «обеспечение» следует исходить из грамматического толкования данных слов. Согласно словарю, слово «обеспечить» в сочетании кого - что от кого - чего означает охрану14, следовательно, абсолютно правы Н. Ф. Кузнецова и В. В. Мальцев, утверждая, что искать в слове «обеспечение» иной смысл, чем в слове «охрана», нет оснований.

     Таким образом, в тексте самого УК РФ непосредственно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке количество и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права отличается большим разнообразием.

     Так, А. В. Наумов утверждает, что основной исторической задачей уголовного права является задача охранительная. В ней автор выделяет два аспекта: общую превенцию, состоящую в предупреждении преступлений посредством уголовно-правового запрета, и частную превенцию, предполагающую предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления15. Кроме того, продолжает А. В. Наумов, могут быть сформулированы и иные задачи уголовного права, например воспитательные. В. Д. Филимонов признает за уголовным правом наличие одной функции - охранительной, которая, по его мнению, делится на два вида: предупредительную и восстановительную16. Н. Ф. Кузнецова называет две задачи Уголовного кодекса РФ: охранительную и предупредительную (профилактическую)17. Три функции: охранительную, воспитательную и организационную - определял для уголовного права М. И. Ковалев18. В. В. Мальцев также определяет три задачи, стоящие перед уголовным правом: обеспечение охраны наиболее важных общественных отношений средствами уголовного права (охранительная задача); обеспечение граждан системой таких правил поведения, соблюдение которых исключает их привлечение к уголовной ответственности, а нарушение порождает возникновение строго определенных уголовно-правовых отношений ответственности (регулятивная задача); обеспечение справедливости19. И. Э. Звечаровский тоже утверждает о наличии трех задач уголовного права. Он называет ими упорядочение общественных отношений, составляющих предмет регулирования уголовного права (регулятивная задача); общее и частное предупреждение преступлений (предупредительная задача); восстановление нарушенного преступлением общественного отношения (восстановительная задача)20. Ю. И. Ляпунов и Э. А. Саркисова выделяют четыре функции (задачи) уголовного права: регулятивную, состоящую в регулировании негативных общественных отношений, возникающих при совершении преступлений и в обеспечении нормального функционирования наиболее ценных позитивных общественных отношений, регулируемых иными отраслями нрава; воспитательную, заключающуюся в воспитании у граждан соответствующего уважения, исполнения и соблюдения законов, охранительную, предполагающую защиту специфическими средствами личности, общества и государства от преступных посягательств; предупредительную, проявляющуюся в общей и частной превенции преступлении21. Еще дальше пошел в своих исследованиях Г. А. Злобин, который выделил шесть функций уголовного права: социально-превентивную, ценностно-ориентационную, юридико-регулятивную, социально-интегративную, системно-правовую и функцию поддержания и укрепления престижа государственной власти22.

     Таким образом, разброс мнений достаточно широк. Для того чтобы определиться с задачами (функциями) уголовного права, их, на наш взгляд, следует подвергнуть принятой в теории права классификации. Т. Н. Радько в этой связи пишет: «Право не только регулятор общественных отношений. Это его одна из основных функций, в этом состоит его главное назначение. Но оно одновременно и политический инструмент, идеологическое средство, способ охраны общественных отношений. Поэтому в содержание права, бесспорно, входят как собственно юридические (регулятивная и охранительная), так и социальные (экономическая, политическая, воспитательная) функции права»23. Деление функций права на собственно юридические и социальные представляется методологически оправданным и конструктивным. Оно позволяет, во-первых, не противопоставлять, а интегрировать имеющиеся теоретические взгляды на функции уголовного права, а во-вторых, дает возможность оценить качество нормативных предписаний ст. 2 УК РФ.

     Как и всякая другая отрасль права, уголовное  право выполняет две собственно юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена  задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.

     Исторически первой функцией уголовного права была охранительная. Уголовное право России охраняет ряд социально значимых объектов: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Причем следует заметить, что приведенный в ч. 1 ст. 2 УК РФ перечень объектов охраны является далеко не полным и не последовательным, если сравнивать его с перечнем объектов, поставленных под охрану уголовного закона и определенных в наименовании глав Особенной части УК РФ; в нем указываются и названия некоторых глав, и названия некоторых разделов, причем порой не в точном соответствии с их обозначением в тексте Особенной части закона.

     При перечислении объектов охраны в ч. 1 ст. 2 УК РФ следует соблюсти требования конкретности и открытости их списка. Достичь этого можно, сгруппировав объекты исходя из названия разделов Особенной части УК РФ. Единственное, что можно исключить из перечисления, это - интересы военной службы, поскольку она представляет собой разновидность государственной службы и интересы военной службы вполне укладываются в понятие государственной власти как объекта охраны. В итоге, можно утверждать, что перед уголовным правом стоит задача охраны личности, экономической сферы, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества от преступных посягательств.

     Охранительная функция уголовного права не означает, что его нормы каким-то образом  регулируют те общественные отношения, которые составляют предмет его  охраны. Наличие этой функции обусловлено, во-первых, системными свойствами права, поскольку уголовное право «замыкает собой систему действующего права в целом, охраняя от наиболее серьезных нарушений нормы всех его отраслей»24. А во-вторых, реализация рассматриваемой функции обусловлена правовым воздействием нормативных предписаний уголовного права на сознание и поведение людей.

     Вместе  с тем отрицать за уголовным правом наличие регулятивной функции нельзя. Как и любая другая отрасль, оно  регулирует определенные отношения, составляющие его предмет. Особенность уголовного права состоит лишь в том, что, как отмечал В. Г. Смирнов, если все иные отрасли права создаются в целях организации определенного порядка каких-либо отношений, который затем в этих же целях и обеспечивается соответственными методами правового воздействия, то уголовное законодательство, напротив, создается в целях охраны, обеспечения нормального порядка общественных отношений и в этих же целях устанавливает порядок организации отношений, возникающих вследствие совершения особо тяжких правонарушений - преступлений25. Именно отношения между лицом, совершившим преступление, и государством являются предметом регулирования уголовного права.

     Итак, охранительная и регулятивная функции  уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, как  было указано, наряду с ними уголовное  право выполняет и иные функции.

     В ряду социальных функций отрасли  первостепенное значение имеет функция предупреждения преступлений (предупредительная функция), непосредственно указанная в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Ее закрепление явилось результатом длительной научной дискуссии. Заметим, что в условиях уголовного законодательства прошлого столетия предупреждение преступлений как задача было поставлено уголовным законом только перед наказанием. В связи с этим многие юристы писали, что такое решение не отражает подлинного места профилактики преступлений в борьбе с преступностью и роли уголовного закона26; что отсутствие указания на, искоренение преступности в ряду задач уголовного закона лишает стратегические цели борьбы с преступностью конкретного выражения. Сегодня законодатель обоснованно исправил этот недочет, при этом совершенно справедливо указал задачей уголовного права не искоренение, а предупреждение преступлений.

     Предупреждение  преступлений определяется в науке  как многоуровневая система государственных  и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведения которых указывают на такую возможность27.

     Следующей функцией, тесно связанной с предупредительной  и охранительной, является воспитательная функция уголовного права. В УК РФ она не закреплена. В правовом пространстве СНГ на нормативном уровне воспитательные задачи ставят перед собой белорусский, узбекский и туркменский кодексы. Причем белорусский закон, в отличие от туркменского, при формулировке этой задачи говорит о том, что УК «способствует» воспитанию, оставляя тем самым простор для дискуссии относительно того, насколько задача воспитания достигается УК. Вместе с тем в уголовно-правовой теории наличие воспитательной функции у уголовного права практически никем не оспаривается. Более того, юристы прогнозируют, что с течением времени профилактическая и воспитательная функции уголовного права возрастут.

     Воспитательное  воздействие осуществляется уголовным  правом в трех основных направлениях: 1) в отношении лиц, уже совершивших  преступление, 2) в отношении лиц, потенциально способных к совершению преступлений, 3) в отношении всех граждан как субъектов общественных отношений. В соответствии с этим можно выделить два эффекта воспитательной функции: первый состоит в исправлении лиц, совершивших преступление; второй - в удержании всех остальных от их совершения.

     Таким образом, в тексте УК РФ непосредственно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке количество и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права отличается большим разнообразием.

     Как и всякая другая отрасль права, уголовное  право выполняет две собственно юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена  задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.

     Охранительная и регулятивная функции уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, наряду с ними уголовное право выполняет и иные функции: предупредительную и воспитательную. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 глава основной части

 

          2.  Принципы уголовного  права  

          2.1. Понятие и система  принципов уголовного  права 

     Принципами  уголовного права являются закрепленные в уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют содержание всего уголовного права и отдельных его институтов.

Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательстваа