Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 09:15, курсовая работа
Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права. В УК РФ (статьи 3-7) выделены пять основных принципов:
• Законности;
• Равенства граждан перед законом;
• Вины;
• Справедливости;
• Гуманизма.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Задачи уголовного законодательства…………………….……………………6
1.1. Понятие и значение задач уголовного законодательства………………….6
1.2. Виды задач головного законодательства…………………………………..10
2. Принципы уголовного права…………….…………………………………....18
2.1. Понятие и система принципов уголовного права………………………....18
2.2. Принцип законности…………………………………………………………19
2.3. Принцип равенства граждан перед законом……………………………….21
2.4. Принцип вины………………………………………………………..………23
2.5. Принцип справедливости……………………………………………………25
2.6. Принцип гуманизма………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Глоссарий…………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………
На наш взгляд, следует разграничивать содержание задач права и закона. В российском уголовном законодательстве, строго говоря, задачи права не раскрываются; называются лишь задачи кодекса (ч. 1 ст. 2 УК РФ) и определяются средства достижения этих задач (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Совершенно справедливо С. С. Пирвагидов указывает, что соотношение задач уголовного права и уголовного закона следует рассматривать с общих позиций соотношения права и закона; если задача отрасли права состоит в том, чтобы регулировать, предупреждать, охранять и т. д., то задача закона сводится к тому, чтобы как можно точнее закрепить соответствующие средства достижения этих задач, быть им адекватным8. Исходя из этого, задачи Уголовного кодекса должны состоять в том, чтобы дать в руки правоприменителю оптимальный инструментарий, предназначенный для охраны социальных ценностей и предупреждения преступлений; снабдить каждого гражданина минимальным набором стандартизированных правил, соблюдение которых обеспечить безопасность личности, общества и государства. Для этого Кодекс должен максимально точно определить перечень и признаки преступных деяний и предусмотреть возможные за них меры воздействия.
Изложенное дает основание для того, чтобы зафиксированные в ч. 1 ст. 2 УК РФ задачи именовать задачами уголовного права, а не Уголовного кодекса РФ, а положения ч. 2 ст. 2 УК РФ считать задачами собственно Уголовного кодекса9.
В зависимости от вида задачи, стоящей перед отраслью права, ее функции в теории права подразделяются на две разновидности: регулятивная функция для решения задачи упорядочения общественных отношений, и охранительная функция - для решения задачи охраны общественных отношений от различного рода посягательств10. УК РФ в отличие от иных кодифицированных нормативных правовых актов не содержит указания на наличие у уголовного права задачи регулирования тех или иных общественных отношений; в то же время в отличие от УК РСФСР 1960 г. среди задач права называет не только охрану определенных объектов, но и предупреждение преступлений. Заметим также, что в ч. 1 ст. 2 УК РФ говорится не только об охране определенных объектов и предупреждении преступлений, но и об обеспечении мира и безопасности человечества. Означает ли это существование соответствующих трех задач уголовного права?
Полагаем, что нет, поскольку охрана и обеспечение, на наш взгляд, являются равнозначными понятиями. Хотя в юридической литературе не существует единства взглядов на соотношение понятий «охрана» и «обеспечение». В частности, А. И. Бойко полагает, что мир и безопасность человечества именно обеспечиваются, а не охраняются, поскольку охрана мира и безопасности всего человечества не может ставиться задачей национального закона ни по существу (нет таких возможностей), ни по формальным соображениям (присвоение роли государства-лидера) в противовес юрисдикции и весу ООН и ее специализированных организаций11. Напротив, В. В. Мальцев утверждает, что «мир и безопасность человечества может обеспечить только само человечество, однако охранять на территории Российской Федерации его мир и безопасность можно и посредством российского уголовного законодательства»12. Не придает особого значения различию терминов и Н. Ф. Кузнецова, полагая, что охранительная задача уголовного закона состоит как в охране соответствующих объектов, так и в «обеспечении охраны мира и безопасности человечества»13. Мы полагаем, что в рассуждениях о соотношении понятий «охрана» и «обеспечение» следует исходить из грамматического толкования данных слов. Согласно словарю, слово «обеспечить» в сочетании кого - что от кого - чего означает охрану14, следовательно, абсолютно правы Н. Ф. Кузнецова и В. В. Мальцев, утверждая, что искать в слове «обеспечение» иной смысл, чем в слове «охрана», нет оснований.
Таким образом, в тексте самого УК РФ непосредственно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке количество и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права отличается большим разнообразием.
Так, А. В. Наумов утверждает, что основной исторической задачей уголовного права является задача охранительная. В ней автор выделяет два аспекта: общую превенцию, состоящую в предупреждении преступлений посредством уголовно-правового запрета, и частную превенцию, предполагающую предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления15. Кроме того, продолжает А. В. Наумов, могут быть сформулированы и иные задачи уголовного права, например воспитательные. В. Д. Филимонов признает за уголовным правом наличие одной функции - охранительной, которая, по его мнению, делится на два вида: предупредительную и восстановительную16. Н. Ф. Кузнецова называет две задачи Уголовного кодекса РФ: охранительную и предупредительную (профилактическую)17. Три функции: охранительную, воспитательную и организационную - определял для уголовного права М. И. Ковалев18. В. В. Мальцев также определяет три задачи, стоящие перед уголовным правом: обеспечение охраны наиболее важных общественных отношений средствами уголовного права (охранительная задача); обеспечение граждан системой таких правил поведения, соблюдение которых исключает их привлечение к уголовной ответственности, а нарушение порождает возникновение строго определенных уголовно-правовых отношений ответственности (регулятивная задача); обеспечение справедливости19. И. Э. Звечаровский тоже утверждает о наличии трех задач уголовного права. Он называет ими упорядочение общественных отношений, составляющих предмет регулирования уголовного права (регулятивная задача); общее и частное предупреждение преступлений (предупредительная задача); восстановление нарушенного преступлением общественного отношения (восстановительная задача)20. Ю. И. Ляпунов и Э. А. Саркисова выделяют четыре функции (задачи) уголовного права: регулятивную, состоящую в регулировании негативных общественных отношений, возникающих при совершении преступлений и в обеспечении нормального функционирования наиболее ценных позитивных общественных отношений, регулируемых иными отраслями нрава; воспитательную, заключающуюся в воспитании у граждан соответствующего уважения, исполнения и соблюдения законов, охранительную, предполагающую защиту специфическими средствами личности, общества и государства от преступных посягательств; предупредительную, проявляющуюся в общей и частной превенции преступлении21. Еще дальше пошел в своих исследованиях Г. А. Злобин, который выделил шесть функций уголовного права: социально-превентивную, ценностно-ориентационную, юридико-регулятивную, социально-интегративную, системно-правовую и функцию поддержания и укрепления престижа государственной власти22.
Таким образом, разброс мнений достаточно широк. Для того чтобы определиться с задачами (функциями) уголовного права, их, на наш взгляд, следует подвергнуть принятой в теории права классификации. Т. Н. Радько в этой связи пишет: «Право не только регулятор общественных отношений. Это его одна из основных функций, в этом состоит его главное назначение. Но оно одновременно и политический инструмент, идеологическое средство, способ охраны общественных отношений. Поэтому в содержание права, бесспорно, входят как собственно юридические (регулятивная и охранительная), так и социальные (экономическая, политическая, воспитательная) функции права»23. Деление функций права на собственно юридические и социальные представляется методологически оправданным и конструктивным. Оно позволяет, во-первых, не противопоставлять, а интегрировать имеющиеся теоретические взгляды на функции уголовного права, а во-вторых, дает возможность оценить качество нормативных предписаний ст. 2 УК РФ.
Как и всякая другая отрасль права, уголовное право выполняет две собственно юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.
Исторически первой функцией уголовного права была охранительная. Уголовное право России охраняет ряд социально значимых объектов: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Причем следует заметить, что приведенный в ч. 1 ст. 2 УК РФ перечень объектов охраны является далеко не полным и не последовательным, если сравнивать его с перечнем объектов, поставленных под охрану уголовного закона и определенных в наименовании глав Особенной части УК РФ; в нем указываются и названия некоторых глав, и названия некоторых разделов, причем порой не в точном соответствии с их обозначением в тексте Особенной части закона.
При перечислении объектов охраны в ч. 1 ст. 2 УК РФ следует соблюсти требования конкретности и открытости их списка. Достичь этого можно, сгруппировав объекты исходя из названия разделов Особенной части УК РФ. Единственное, что можно исключить из перечисления, это - интересы военной службы, поскольку она представляет собой разновидность государственной службы и интересы военной службы вполне укладываются в понятие государственной власти как объекта охраны. В итоге, можно утверждать, что перед уголовным правом стоит задача охраны личности, экономической сферы, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества от преступных посягательств.
Охранительная функция уголовного права не означает, что его нормы каким-то образом регулируют те общественные отношения, которые составляют предмет его охраны. Наличие этой функции обусловлено, во-первых, системными свойствами права, поскольку уголовное право «замыкает собой систему действующего права в целом, охраняя от наиболее серьезных нарушений нормы всех его отраслей»24. А во-вторых, реализация рассматриваемой функции обусловлена правовым воздействием нормативных предписаний уголовного права на сознание и поведение людей.
Вместе с тем отрицать за уголовным правом наличие регулятивной функции нельзя. Как и любая другая отрасль, оно регулирует определенные отношения, составляющие его предмет. Особенность уголовного права состоит лишь в том, что, как отмечал В. Г. Смирнов, если все иные отрасли права создаются в целях организации определенного порядка каких-либо отношений, который затем в этих же целях и обеспечивается соответственными методами правового воздействия, то уголовное законодательство, напротив, создается в целях охраны, обеспечения нормального порядка общественных отношений и в этих же целях устанавливает порядок организации отношений, возникающих вследствие совершения особо тяжких правонарушений - преступлений25. Именно отношения между лицом, совершившим преступление, и государством являются предметом регулирования уголовного права.
Итак, охранительная и регулятивная функции уголовного права есть его собственно юридические функции. Однако, как было указано, наряду с ними уголовное право выполняет и иные функции.
В ряду социальных функций отрасли первостепенное значение имеет функция предупреждения преступлений (предупредительная функция), непосредственно указанная в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Ее закрепление явилось результатом длительной научной дискуссии. Заметим, что в условиях уголовного законодательства прошлого столетия предупреждение преступлений как задача было поставлено уголовным законом только перед наказанием. В связи с этим многие юристы писали, что такое решение не отражает подлинного места профилактики преступлений в борьбе с преступностью и роли уголовного закона26; что отсутствие указания на, искоренение преступности в ряду задач уголовного закона лишает стратегические цели борьбы с преступностью конкретного выражения. Сегодня законодатель обоснованно исправил этот недочет, при этом совершенно справедливо указал задачей уголовного права не искоренение, а предупреждение преступлений.
Предупреждение преступлений определяется в науке как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведения которых указывают на такую возможность27.
Следующей
функцией, тесно связанной с
Воспитательное воздействие осуществляется уголовным правом в трех основных направлениях: 1) в отношении лиц, уже совершивших преступление, 2) в отношении лиц, потенциально способных к совершению преступлений, 3) в отношении всех граждан как субъектов общественных отношений. В соответствии с этим можно выделить два эффекта воспитательной функции: первый состоит в исправлении лиц, совершивших преступление; второй - в удержании всех остальных от их совершения.
Таким образом, в тексте УК РФ непосредственно говорится о наличии двух задач уголовного права: охранительной и предупредительной. В то же время в уголовно-правовой науке количество и содержание выделяемых юристами задач (функций) уголовного права отличается большим разнообразием.
Как и всякая другая отрасль права, уголовное право выполняет две собственно юридические функции: регулятивную и охранительную. Первая обусловлена задачей упорядочения общественных отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление; вторая - задачей охраны наиболее важных объектов.
Охранительная
и регулятивная функции уголовного права
есть его собственно юридические функции.
Однако, наряду с ними уголовное право
выполняет и иные функции: предупредительную
и воспитательную.
2. Принципы уголовного
права
2.1. Понятие и система
принципов уголовного
права
Принципами уголовного права являются закрепленные в уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют содержание всего уголовного права и отдельных его институтов.
Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательстваа