Защита авторский и смежных прав в уголовно-правовом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание

Динамическое развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности, таких как право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д., конечно же, право на их охрану и защиту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Гражданско-правовые отношения в сфере авторских и смежных прав………………………………………………………………………….....6-28
1.1. Исторические предпосылки возникновения авторских и смежных прав в России…………………………………………………………………………..6-13
1.2. Понятие и предмет авторских и смежных прав……………………………………………………………..……………..13-15
1.3. Общие положения смежных прав……………………….……………..16-18
1.3.1. Объекты авторского права …………………………..…………..18-23
1.3.2. Имущественные и личные неимущественные права авто-ров….…………………………………………………………………….22-23
1.3.3. Виды объектов авторского права……………..…............................22-24
1.4. Правовые вопросы защиты авторских и смежных прав………………………………………………………………………………24
1.4.1. Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав…………………………………………………………………………....24-25
1.4.2. Административно-правовой способ защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………25-27
1.4.3. Уголовно правовой способ защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………….27
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика
преступлений, нарушающих авторские и смежные права…………...28-63
2.1. Общественная опасность преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав.………..……………………………………………………....28-30
2.2. Криминологическая характеристика преступления в сфере нарушения авторских и смежных прав…………………………………………………..31-35
2.3. Субъект преступления в авторских и смежных правах………………36-40
2.4. Субъективная сторона защиты авторских и смежных прав………….40-47
2.5. Объект защиты авторских и смежных прав…………………………...47-49
2.6. Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 146 УК.....49-63
Заключение……………………………………………………………...........64-67
Список используемых источников……………………………………….....68-71

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ НАСТОЯЩИЙ2.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава 1. Гражданско-правовые отношения в сфере авторских и смежных     прав………………………………………………………………………….....6-28

1.1. Исторические предпосылки возникновения  авторских и смежных прав в  России…………………………………………………………………………..6-13

1.2. Понятие и  предмет авторских и смежных  прав……………………………………………………………..……………..13-15

1.3. Общие положения  смежных прав……………………….……………..16-18

 1.3.1. Объекты авторского права …………………………..…………..18-23

   1.3.2. Имущественные  и личные неимущественные права авторов….…………………………………………………………………….22-23

   1.3.3. Виды  объектов авторского права……………..…............................22-24
1.4. Правовые  вопросы защиты авторских и  смежных прав………………………………………………………………………………24
1.4.1. Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав…………………………………………………………………………....24-25

1.4.2. Административно-правовой  способ защиты авторских и  смежных прав……………………………………………………………………………25-27

1.4.3. Уголовно  правовой способ защиты авторских  и смежных прав……………………………………………………………………………….27

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика

 преступлений, нарушающих  авторские и смежные права…………...28-63

 2.1. Общественная опасность преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав.………..……………………………………………………....28-30

 2.2. Криминологическая характеристика преступления в сфере нарушения авторских и смежных прав…………………………………………………..31-35

2.3. Субъект преступления в авторских  и смежных правах………………36-40

2.4. Субъективная сторона  защиты авторских и смежных  прав………….40-47

2.5. Объект защиты авторских  и смежных прав…………………………...47-49

2.6. Объективная сторона  преступления, предусмотренная ст. 146 УК.....49-63

Заключение……………………………………………………………...........64-67

Список  используемых источников……………………………………….....68-71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Динамическое развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности, таких как право  авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д., конечно же, право на их охрану и защиту.

Получение новых знаний и их использование в интересах  развития государства непосредственно  определяют его роль и место в  мировом сообществе, уровень жизни народа и уровень обеспечения национальной безопасности. Одной из таких сфер является индустрия авторского права и смежных прав. В России, как и во многих других странах, появился новый сектр экономики, где в качестве товара выступают объекты прав на интеллектуальную собственность, что означает признание роли и места интеллектуальной собственности в экономике.

В этой связи преступное сообщество начинает плодотворно изучать  и постепенно внедрять свои элементы в новую прибыльную индустрию. В  России нет ни одной другой такой сферы деятельности, где бы 80-90% всего денежного и товарного оборота отрасли было бы неподконтрольно государству и не участвовало в формировании бюджета за счёт уплаты налогов. Все эти факторы повлияли на быстрый и стремительный рост подделок легальной аудиовизуальной, художественной и иной продукции в мире. Данный фактор был обусловлен быстротой и безнаказанностью совершения преступления, так как на первых парах попросту не был сформирован достаточный нормативно-правовой инструмент чёткого противодействия этому явлению.

Высокие доходы и низкий риск привлечения к ответственности  приводит к тому, что постепенно лицензированная продукция теряет актуальность среди среднего класса населения, так как купить лицензионную аудио или видео кассету гражданин со средним достатком попросту не может, так как не хватает денежных средств на её приобретение.

Большую опасность, на сегодняшний  день, представляет тот факт, что  члены пиратского бизнеса начинают постепенно объединяться с правоохранительными органами. Появляются отдельные расценки, и так называемые «фиксированные оплаты», которые платятся сотрудникам правоохранительных структур для дальнейшей продажи, либо за «крышу».

Такой незаконный бизнес, связанный с извлечением прибыли  от неправомочной эксплуатации чужой интеллектуальной собственности, порождает ряд таких опасных преступлений, как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей и др. Государственные органы, в этой связи, предпринимают различные меры по противодейвию интеллектуальному «пиратству». При незначительных объёмах пиратской продукции в отношении пиратов применяются меры административно-правового характера. Но данных мер, явно недостаточно, так как если провести исследования, то выясниться что количество штрафов всё время неуклонно растёт. Уголовно правовой способ же, по сути, является единственно правильным решением для борьбы с интеллектуальным пиратством.

Говоря о степени  разработанности данной темы дипломной  работы, нельзя охарактеризовать её однозначно. Можно отметить, что многие учёные практики и теоретики рассматривали данную проблематику в контексте аудиовизуальной сферы. С другой стороны, данная проблема никем не была изучена до конца. Причина такого положения кроится в том, что данный вопрос имеет многоплановый характер и имеет различные ответвления, а также современные темпы роста обмена информации и новые технологии не позволяют выявлять с той же скоростью новые отрасли или подотрасли данного вида деятельности.

Целью данной работы является: подчеркнуть особенности уголовно-правовой ответственности, исследовать основы защиты и охраны, прав автора, проработать рекомендации, выявить тенденции по конкретным аспектам защиты авторских и смежных прав.

Актуальность данного  исследования обусловлена следующими обстоятельствами: роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе защита авторских и смежных прав постоянно возрастают, в связи с этим, растёт количество нарушений этих прав. Несмотря на то, что сегодняшнее законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного внедоговорного использования произведений авторского права, тем не менее, далеко не всегда эти механизмы реализуются на практике. Поэтому несомненный интерес вызывает рассмотрение и анализ действующего законодательства, выработка идей рекомендаций решения проблемных аспектов.

Действующее законодательство о защите авторских и смежных  прав, применяется сравнительно недавно  и в данной работе мы попытаемся сделать достаточные выводы о  его достоинствах и недостатках.

При написании данной работы, нами  была поставлена задача: определить и обосновать уголовно-правовые, криминологические меры противодействия нарушениям авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере и выявить ряд проблемных вопросов. Также по возможности, выработать на этой основе концепцию противодействия интеллектуальному «пиратству» в России, а также выработать научно-практические предложения по использованию и совершенствованию уголовно-правовых и криминологических мер противодействия, обеспечивающих защиту авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере.

Данная  дипломная  работа имеет следующую структуру: состоит из введения, оглавления, двух глав, десяти  параграфов и шести  подпараграфов, а также заключения и списка используемой литературы. На наш взгляд, именно такой  фактор развития, как интеллектуальная собственность, способствует развитию большинству развитых стран в современном обществе.

Глава 1.  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 

1.1.  Исторические предпосылки возникновения авторских и смежных прав в России

 

История становления  и развития авторского права в  России насчитывает не одно столетие и существенно отличается от истории  авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим появлением. Однако первые законодательные акты в области авторского права появились в России в начале XIX века. Что касаемо смежных прав, то первое развитие они получили только в XX веке на переходном периоде в развитии политико-правовой идеологии России.  Книгопечатание появившееся в середине XVI века производилось зачастую в форме переписки по-особому царскому указу 1. Книгопечатанием в то время занимались исключительно государственные типографии.

Характерно, что согласно Указу 1771 года в России было впервые дано разрешение на открытие частной типографии одновременно с введением цензуры на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке.

В то же время, вплоть до 1801 года указами то разрешалось издание книжной литературы  на русском языке, то неоднократно запрещалось (1783, 1796 и 1801 годах.) В самом же 1801 году император Александр I вновь все-таки разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины XIX века, что давало возможность псевдоавторам зарабатывать незаконно.

На фоне происходящего, правительство было  вынуждено  принять соответствующие меры.

В 1816 году Министерством  народного просвещения издано распоряжение, при представлении рукописей на цензуру к ним прилагаются доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию.

Таким образом, можно  отметить, что с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения 2.

Цензурный Устав, появившейся  22 апреля 1828 года, касался авторских  прав и содержал специальную главу  «О сочинителях и издателях книг».

Закон гласил в отношении  литературных произведений следующее: «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным».3 При этом срок авторского права устанавливался в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики».

Защита авторских прав становилась зачастую в зависимость  от соблюдения цензурных правил, поскольку  как показывают многие источники  «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную» 4.

В 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 года, решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. Появилось прямое признание прав сочинителей правом собственности, а также возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора. Авторское законодательство  России  на всём протяжении XIX века изначально представляло собой в совокупности самостоятельные, нормативно-правовые акты. Самостоятельность не была утеряна и тогда когда в 1877 году акты в сфере авторского права принятые в 1828, 1830, 1848 и 1875 годах стали составной частью Свода Законов Российской Империи как приложение 5.

В дальнейшем законодательство пошло  по пути расширения авторских правомочий, признаваемых законом. В 1845 году авторство было признано на музыкальную, а в 1848 году — и на художественную собственность. С 1857 года срок защиты авторского права, после смерти правообладателя, был увеличен до 50 лет.

В 70-е годы XIX века в России начала формироваться система обществ, объединяющих авторов и осуществляющих сбор авторского вознаграждения за публичное исполнение пьес. Связан этот процесс с именем великого русского драматурга А.Н. Островского6.

 В то время в стране существовало положение, при котором любой владелец театра мог ставить пьесу, не выплачивая за неё авторское вознаграждение. Исключение составляли лишь императорские театры, которые такое вознаграждение выплачивали.

По инициативе А.Н. Островского 29 ноября 1870 года состоялось первое собрание драматургов. На собрании было решено не разрешать постановку пьес без согласия автора либо лица, им уполномоченного. Публичность и платность собрание посчитало необходимыми признаками сценического представления. Так была создана первая в России организация по защите авторских прав, именовавшаяся «Собранием драматических писателей». Членами ее стали такие известные писатели, как А.К. Толстой, Г.П. Данилевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.7

С 1875 года в члены Общества стали принимать и композиторов, в связи, с чем в название Общества было внесено изменение, и оно стало именоваться «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».

В последующие десятилетия, в связи с разными историческими  событиями, Общество трансформировалось в другие организации, однако система охраны прав авторов на коллективной основе продолжала существовать и существует в настоящее время.

Интересное развитие теоретические проблемы интеллектуальной собственности  в России получили на рубеже Х1Х-ХХ вв., в частности ряд проблем выдвинул известный учёный  Г.Ф. Шершеневич. Отвергая в целом концепцию авторского права как права собственности, он указывал, что не всякая трудовая деятельность и её результаты должны охраняться одними и теми же юридическими средствами и что авторское право и право собственности сходны лишь в том, что являются правами исключительными, т.е. защищаемыми от всех и каждого. Не поддерживалась данным автором  и теория авторского права, как права личного, ибо вся история развития этого института сводилась к имущественному вопросу8.

Информация о работе Защита авторский и смежных прав в уголовно-правовом аспекте