Защита авторский и смежных прав в уголовно-правовом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание

Динамическое развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности, таких как право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д., конечно же, право на их охрану и защиту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Гражданско-правовые отношения в сфере авторских и смежных прав………………………………………………………………………….....6-28
1.1. Исторические предпосылки возникновения авторских и смежных прав в России…………………………………………………………………………..6-13
1.2. Понятие и предмет авторских и смежных прав……………………………………………………………..……………..13-15
1.3. Общие положения смежных прав……………………….……………..16-18
1.3.1. Объекты авторского права …………………………..…………..18-23
1.3.2. Имущественные и личные неимущественные права авто-ров….…………………………………………………………………….22-23
1.3.3. Виды объектов авторского права……………..…............................22-24
1.4. Правовые вопросы защиты авторских и смежных прав………………………………………………………………………………24
1.4.1. Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав…………………………………………………………………………....24-25
1.4.2. Административно-правовой способ защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………25-27
1.4.3. Уголовно правовой способ защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………….27
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика
преступлений, нарушающих авторские и смежные права…………...28-63
2.1. Общественная опасность преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав.………..……………………………………………………....28-30
2.2. Криминологическая характеристика преступления в сфере нарушения авторских и смежных прав…………………………………………………..31-35
2.3. Субъект преступления в авторских и смежных правах………………36-40
2.4. Субъективная сторона защиты авторских и смежных прав………….40-47
2.5. Объект защиты авторских и смежных прав…………………………...47-49
2.6. Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 146 УК.....49-63
Заключение……………………………………………………………...........64-67
Список используемых источников……………………………………….....68-71

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ НАСТОЯЩИЙ2.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

Говоря о субъектах  смежных прав, отметим, что субъектами смежных прав, в соответствии с законом,.  являются: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Производитель фонограммы (организация эфирного или кабельного вещания) осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. При этом исполнитель, в силу прямого указания в Законе (п. 3 ст. 35), осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Для возникновения и  осуществления, смежных прав действующее  российское законодательство не требует  соблюдения каких-либо формальностей. Права исполнителя и изготовителя фонограммы и организации вещания порождает сам факт создания соответствующего объекта смежных прав. Вместе с тем, обладатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения, вправе (но не обязан) использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и  на каждом содержащем ее футляре.

 

1.3.1. Объекты авторского права

 

Объектами авторского права  являются произведения, то есть своего рода результаты творческой деятельности. Действующее законодательство не содержит официального определения произведения. Согласно ст. 6 Закона, авторское право распространяется на произведения науки, искусства, литературы, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения. Важно отметить, что авторское право распространяется, как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой либо объективной форме, будь это письменная, устная, звуко- и видеозаписи, изображения, объёмно-пространственные и т.д.

В связи с этим существует множество определений этого  понятия. Наибольшее распространение  получило определение, сформулированное В. И. Серебровским: «Произведение - это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора, свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»13. Во многих определениях учёных подчеркивается, что произведение - это, прежде всего, благо нематериальное. Оно является результатом мыслительной деятельности человеческого мозга, который может производить только нематериальные объекты. Вследствие этого, важно различать само произведение и вещественную форму его воплощения14.

Связь произведения с его материальным носителем может быть неразрывной: картина или скульптура являются объектами регулирования, как авторского права, так и права собственности.

Авторское право  не связано с правом собственности  на материальный объект, в котором  оно выражено. Исключением можно считать изобразительное искусство: при передаче права собственности к приобретателю переходят отдельные авторские права. Автору произведения обеспечивается лишь право доступа.

Важным обстоятельством  в перечислении объектов авторского права является именно тот момент, что авторское право, которое относится к произведениям науки, литературы и искусства, возникает только  в силу его создания. То есть для возникновения и осуществления авторского права, не требуется регистрации произведения и  иного специального оформления произведения или соблюдения каких либо формальностей.

Таким образом, объектами авторского права признаются произведения, но только те из них, которые  обладают предусмотренными законом  признаками, такими как творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Показателем творческого  характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна, причем этому понятию  придаются множественные значения: оригинальность, творческая самостоятельность. Попытки выделить новизну произведения в обособленный критерий ни к чему не привели: «авторское право охраняет форму произведения, причем понятие приоритетности (его новизны) авторскому праву чуждо»15.

Результат творчества становится объектом авторского права, когда он выражен в какой-либо объективной форме, которая отделена от личности автора. При этом абсолютно не учитывается завершённость произведения (защищаются эскизы, наброски, планы и иные промежуточные результаты). Что же касается художественных достоинств того или иного произведения, то в российской  юридической литературе высказывалось мнение, что одним из важнейших критериев правоспособности произведения, должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция в науке поддержки не получила, и была отвергнута большинством ученых. Кроме того, в законе «Об авторских и смежных правах» прямо указывается на то, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их художественных достоинств. Иное решение этого вопроса открыло бы широкие возможности для субъективизма, в оценке тех или иных произведений, так как считается невозможным, выявить объективные критерии художественной ценности произведения.

Некоторые правоотношения возникают лишь тогда, когда выполнены  некие необходимые формальности. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, другого специального оформления произведения, или соблюдения иных формальностей. В соответствии с законодательством, авторское право порождается самим фактом появления произведения, причем, если возникает спор о признании данного объекта человеческой деятельности произведением, данный вопрос разрешается в судебном порядке.

Кроме того, объектом авторского и смежного права является не только произведение в целом, но и его часть, включая название, которая является результатом творческой деятельности человека и может быть использована самостоятельно (п.3 Статьи 6 «ФЗ об авторских и смежных правах»). В связи с этим, большое значение имеет выделение у произведения «юридически значимых» и «юридически безразличных» частей. В российской юридической литературе эта проблема наиболее полно исследована в работах В. Я. Ионаса. Им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, то есть неохраняемым, элементам произведения были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. К содержанию произведения, которое не охраняется авторским правом, относится и его название (заголовок), кроме тех случаев, когда оно является оригинальным и отражает самобытность автора.

Что же касается значимых (охраняемых) элементов произведения, то к ним относятся образы и  язык произведения. Оба элемента считаются  не воспроизводимыми без согласия автора и указания источника в первом случае, и цитирования во втором.

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся, прежде всего, те из них, которые не обладают хотя бы одним из указанных  в законе признаков произведения литературы, науки, искусства. Так, не охраняются объекты работы, имеющей чисто технический аспект: железнодорожные расписания, телефонные справочники, адресные книги, при условии, что составителем не был применен какой-либо оригинальный способ сортировки, поиска, представления данных.

В добавление к  выше изложенному, можно сказать, что российское авторское право охраняет лишь внешнюю форму произведения, а не его содержание. Это нашло отражение в ст. 6 п. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которая гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, системы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Кроме того, существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не включенные в сферу действия в силу различных причин. Среди них можно выделить:

  • произведения, на которые истек срок действия авторского права;
  • официальные документы, их переводы, государственные символы и знаки;
  • произведения народного творчества (частушки, поговорки, танцы, анекдоты);
  • сообщения о событиях, фактах, имеющие информационный характер.

 

1.3.2. Имущественные и  личные  неимущественные права авторов

 

Имущественным  правом  автора являются, прежде всего,  его права на использование произведения в любой форме и любым способом которые включают в себя: право  на воспроизведение; право на распространение; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на  перевод и право на переработку (Статья 16 «ФЗ об авторских и смежных правах»).16

Личными неимущественными правами же являются права авторства, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также на защиту прав репутации автора.

Деление авторских  прав на две группы является признанием, того факта что, во-первых, творческая деятельность носит сугубо личный характер, а во-вторых, необходимости предоставить обладателю прав возможность извлекать имущественную выгоду из использования произведения.  Законодатель, прежде всего, исходит из того, что личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения, тем самым они не ограничены сроком. Таким образом, они являются неотчуждаемыми от личности  автора и не могут передаваться другим лицам. В отношении других лиц, прежде всего наследников, можно сказать, что они могут приобретать право лишь на охрану личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно.

Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. Все имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Имущественные права могут принадлежать любым лицам, которые в этом смысле будут являться правообладателями 17.

В отношении  имущественных прав в целом  можно  сказать,  что они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке  наследования, а также в силу закона (свободное использование произведений). Возможна передача, как отдельных имущественных прав, так и всех их совокупности, как на определённый срок, так и на весь срок действия авторского права (уступка права).  Все указанные выше правомочия являются самостоятельными и независимыми друг от друга в плане их реализации и защиты.

1.3.3. Виды объектов  авторского права.

 

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк. Произведения различаются по форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Различия между произведениями учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме. Вследствие этого системное структурирование произведений имеет большое значение. Наиболее распространено деление на: произведения науки, литературы, искусства.

Нередко в теории авторского права утверждается, что  авторским правом охраняются лишь те результаты творческой деятельности, которые «непосредственно относятся  к области науки, литературы и искусства» 18.

В то же время  становится ясным, что эти понятия  используются не в своем прямом значении: если под литературой понимать любое  произведение, выраженное в словесной  форме, то такие понятия накладываются  друг на друга.

Специальное выделение произведений литературы имеет смысл лишь тогда, когда этим термином охватываются произведения, не являющиеся объектами науки или искусства. Так, произведениями науки могут и должны считаться любые произведения, основной задачей которых является выработка и систематизация объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы. Произведениями литературы считаются объекты художественного творчества, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства же относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, музыки, кино, театра и других. Также следует отметить, что закреплённый закон перечень охраняемых произведений носит примерный, ориентировочный характер. Если тот или иной творческий результат не подпадает ни под один из перечисленных в законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закону условию, то он признаётся произведением и пользуется той же охраной, как и прямо названные в законе объекты авторского права.

В частности  ФЗ «Об авторском праве и смежных  правах» перечисляет весь перечень охраняемых произведений, которые носят  довольно  обширный характер, так  как в него вошли все имеющиеся  на сегодняшний день разновидности  авторских произведений.

1.4. ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ  ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
1.4.1. Гражданско-правовой  способ защиты авторских и  смежных прав 

 

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Меры  их защиты предусмотрены статьёй 49 «ФЗ об авторских и смежных правах». В частности, обладатели исключительных авторских  прав вправе требовать, по своему усмотрению, от нарушителя вместо возмещения причинённого материального вреда в размерах от 10 тысяч до пяти миллионов рублей в установленном законом, порядке. При этом необходимо будет доказать факт нарушения авторских прав, размер убытков, величину доходов или обосновать размеры требуемой компенсации. В случае нарушения личных имущественных и неимущественных прав авторы и исполнители вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Обладатель авторских прав вправе обратиться для защиты нарушенных прав в любой суд. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. 

Информация о работе Защита авторский и смежных прав в уголовно-правовом аспекте