Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа
Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».
Задачи дипломной работы:
Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.
Введение ….............................................................................................................
Глава I Общие теоретические аспекты проблемы
1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............
1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................
Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО
2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................
2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............
Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»
3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..
3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….
Заключение …............................................................................................................
Список используемой литературы….......................................................................
Приложения …..........................................................................................................
Оглавление
Введение
….............................
Глава I Общие теоретические аспекты проблемы
1.1. Традиции
и подходы к изучению
1.2. Методы
исследования и определения
Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО
2.1 Общая
характеристика образовательного учреждения....................
2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............
Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»
3.1. Результаты
исследования психологической
3.2. Общие
выводы и рекомендации ………………..
Заключение
….............................
Список
используемой литературы…...................
Приложения
….............................
Введение
Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, быстрыми темпами перемен, что способствует выдвижению новых требований к специалистам на всех уровнях профессионального образования.
Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.
В
отечественной и зарубежной психологии
недостаточно разработана проблема
социально-психологической
Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Вместе с тем, проблема сохраняет свою актуальность и сегодня и требует новых подходов к решению.
Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».
Задачи дипломной работы:
Объект дипломной работы – выпускники СПО, обучающиеся по специальности «Менеджмент»
Предмет
- социально-психологическая
В данной дипломной работе были использованы методы теоретического и практического анализа документации, сравнения и сопоставления, методы анкетирования и тестирования.
Практическая
значимость дипломной работы состоит
в том, что предлагаемые методики оценки,
могут быть рекомендованы для исследования
социально-психологической готовности
к труду выпускников ФГОУ СПО «Тульского
колледжа профессиональных технологий
и сервиса».
Глава
I. Общие теоретические
аспекты проблемы
1.1.
Традиции и подходы
к изучению социально-
Между
понятиями «готовность» и «социально-психологическая
готовность», существует родовидовое
отношение, поэтому, чтобы выявить
сущность категории «социально-
Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей» [1].
В литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность».
К.
К.Платонов в соответствии с выдвинутой
им концепцией личности, в структуре
готовности выделяет кроме моральной
готовности, психологическую и
По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [11], готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.
М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности.
На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.
Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.
Будучи
целостными образованиями, общая и
ситуативная психологическая
а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
В.А. Крутецкий [16] определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие «готовность» В.А. Крутецкий вкладывает также наличие определенного запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области.
Подчеркивая важность личностного подхода к изучению состояния готовности, П.А. Рудик [27] рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.
Л.В.
Кондрашова [14] считает, что готовность
к деятельности предполагает образование
таких необходимых отношений, установок,
свойств и качеств личности, которые
обеспечивают будущему специалисту
возможность сознательно и
Как
видно из вышеприведенных и других
нам известных определений
В
рамках данного исследования мной принято
следующее определение «
Психологическая готовность к труду является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения.
Состояние психологической готовности к труду следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определённую цель и достигает результата.
В.И. Байденко и Б. Оскарссон говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие "базовые навыки" как "личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости" В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к креатическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка [4].
Одним
из признаков психологической
Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется: в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); в виде профессионально-личностной готовности к самореализации [15].
Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО