Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа
Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».
Задачи дипломной работы:
Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.
Введение ….............................................................................................................
Глава I Общие теоретические аспекты проблемы
1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............
1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................
Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО
2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................
2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............
Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»
3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..
3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….
Заключение …............................................................................................................
Список используемой литературы….......................................................................
Приложения …..........................................................................................................
Средние
показатели эгоистично-престижных ценностей
у парней больше показателей нравственно-
Из полученных результатов видно, что наиболее важными жизненными сферами для выпускников СПО являются:
Сфера общественной жизни – 60%,
профессиональная сфера – 58%, а также
сфера обучения и образования – 58%.
Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично - престижные ценности, и развитие себя в профессиональном становлении.
Высокие
показатели выраженности профессиональной
направленности, а также направленности
на обучение и образование у выпускников
СПО свидетельствуют о высокой
степени социально-
Выпускники
СПО понимают важность профессиональной
сферы деятельности, у выборки
осмысленная мотивация в
В соответствии с типизацией студентов по профессиональной направленности, (Э.Ф. Зеер), группу П-845 стоит отнести к I типу– студенты с положительной профессиональной направленностью, которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии, что предполагает связь между доминирующих, ведущих мотивов с содержанием профессиональной деятельности. Это связано с тем, что группа находится на III этапе (IV курс) (Н. Б. Нестерова). А этот этап характеризуется тем, что растет степень осознания и интеграции различных форм мотивов обучения.
Также по исследованию показателей социально-психологической готовности к труду, в студенческой группе П-845можно сказать следующее:
- что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию, так как в целом по группе хорошие показатели посещаемости и успеваемости;
- хорошо развиты организаторские и коммуникативные навыки, так как тесты показали высокие показатели их наличия;
- студенты обладают способностью мыслить критически и логично, что так необходимо для успешной работы менеджера;
- проявляют себя как на мероприятиях колледжа, так из за его пределами;
- студенты обладают достаточно высокой самооценкой, что тоже не мало важно для менеджера;
- обладают достаточно высоким профессиональными знаниями, так как у группы высокие показатели успеваемости, а они прямо отражают степень овладения профессиональными знаниями, которые пригодятся им для плодотворной работы;
- не подвержены стрессам, что тоже не мало важно для работы управленца.
Все выше перечисленное дает возможность сделать вывод, что результаты исследования подтвердили, что большая часть - 70 % студентов группы П-845 социально психологически готовы к труду, и их показатели, соответствуют этому.
Заключение
В
рамках данного исследования под
понятием «социально-психологическая
готовность к труду» мы подразумеваем
направленность, соответствующая
Теоретический анализ литературы показал, что лучшим методом для оценки социально - психологической готовности к труду выпускников СПО, является «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Тест позволяет выявить направленность личности, лидирующие жизненные ценности, а также определить важные жизненные сферы выпускников.
Данный метод показал, что для изучения социально – психологической готовности к труду необходимо определить направленность личности, ориентацию на жизненные ценности в профессиональной и общественной жизненной сфере. В ходе данного исследования были изучены основные терминальные ценности выпускников СПО.
Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично - престижные ценности, и развитие себя в профессиональном становлении.
Также были выявлены основные параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент в торговле», к ним можно отнести следующее:
1.
Наличие высоких показателей
профессиональных и учебных
2. Наличие организаторских способностей.
3.
Наличие практического
4.
Наличие социального
5. Наличие адекватной самооценки.
6.
Наличие профессиональных
Наличие этих показателей у выпускников по специальности "Менеджмент" говорят о сложившейся социально-психологической готовности к труду.
В рамках проведенного мной исследования, по результатам тестов и опросов, стоит отметить, что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию, так как в целом по группе хорошие показатели посещаемости и успеваемости, а это прямо отражают степень овладения профессиональными знаниями, которые пригодятся им для плодотворной работы.
Также хорошо развиты организаторские и коммуникативные навыки, так как тесты показали высокие показатели их наличия. Студенты проявляют себя как на мероприятиях колледжа, так из за его пределами.
Студенты обладают способностью мыслить критически и логично, что так необходимо для успешной работы менеджера.
Также в группе преобладает достаточно высокая самооценка, что тоже немаловажно для менеджера.
И еще стоит заметить, что студенты не подвержены стрессам, что тоже немаловажно для работы управленца.
Все выше перечисленное дает возможность сделать вывод, что результаты исследования подтвердили, что большая часть студентов группы - 70 % выпускников П-845 социально психологически готовы к труду, и их показатели, соответствуют этому.
Список
использованной литературы
1.
Ананьев, Б.Г. О проблемах
2. Агеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности / В.Г. Агеев.- Москва, 2008.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебн. /А.Г.Ананьев.- Моква, 2009.
4. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б.В. Оскарсон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборн.- Москва, 2009.
5.
Вербицкий, А.А. Формирование
6.
Пономарева, Р.А. Вопросы психологии.
(НИИ психологии УССР). / Р. А.
Пономарева // Психологические особенности
ценностных ориентации молодых
рабочих на трудовую
7. Коломинский, Я.Л. Вопросы психологии, (Минский пединститут им. А. М. Горького). /Я.Л. Коломинский // Социально-психогическая готовность к труду. -Воронеж, 2007.
8. Шавырина, Г.В. Вопросы психологии, (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). / Г.В. Шавырина // Уровень развития мышления как условие формирования психологической готовности к труду. - Москва, 2009.
9.
Ульянов, В.С. Вопросы
10.
Гребенюк, О.С. Формирование интереса
к учебной и трудовой
11.
Дьяченко, М. И. Психологические
проблемы готовности к
12.
Климов, Е.А. Психология
13.
Кузьмина, Е.С. Коллектив, личность,
общение / Е.С. Кузьмина ,В.Е. Семенова
//Словарь социально-
14. Кондрашова, Л. Т. Формирование профессионализма менеджера / Л. Т. Кондрашова.– М., 2005. - 25 с.
15. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях упрвленческой деятельности. / О.М. Краснорядцева. - Барнаул, 2008.
16. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - Псков, 2006.
17. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности менеджера. / Н.В. Кузьмина. - Москва, 2009.
18. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев. - Москва, 2008.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М., 2009.
20. Майерс, Д. Д. Социальная психология. / Д. Д. Майерс.- 7-е изд.- СПб., 2008.
21.
Маркова, А.К. Формирование
22. Одинцова, Л.А. Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Л.А. Одинцова, С.В Завицкая. - Белгород, 2009.
23. Олпорт, Г. Н. Личность в психологии. / Г. Н. Олпорт. - Мурманск, 2008.
24.
Платонов, Ю.П. Профессионально-
25. Петровский, М.Г. Психология. Словарь / М.Г. Петровский, М.Н. Ярошевский. - Ростов на Дону, 2010.
26.
Рогов, М. Г. Системно-
27. Рудик, П.А. Психология: Учебник для институтов физической культуры. / П.А. Рудик. - Волгоград, 2006.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. -Тверь, 2009.
29. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Дис. к-ра психол. Наук./ Р. Д. Санжаева. - Новосибирск, 2007.
30. Сопов, В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей /В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина //Прикладная психология. - Калуга, 2007.
31. Согалаев, В.В. «Условия формирования готовности к прфессиональной деятельности»: Дис. канд. пед. Наук. / В.В. Согалаев. - Челябинск, 2007.
32.
Узнадзе, Д. Н. Психология
33. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. / П.Н. Шихирев.- М., 2008.- 123 с.
33.
Ухтомский, А.А. Избранные
34.
Штейнмец, А.Э. Психологическая подготовка
к профессиональной деятельности. / А.Э.
Штейнмец. - Тверь, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
«Тест- опросник КОС».
Тест КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.
Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО