Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Задачи дипломной работы:

Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.

Содержание

Введение ….............................................................................................................

Глава I Общие теоретические аспекты проблемы

1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............

1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................

Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................

2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............

Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»

3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..

3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….

Заключение …............................................................................................................

Список используемой литературы….......................................................................

Приложения …..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

ольга окулик.docx

— 239.15 Кб (Скачать документ)

     Средние показатели эгоистично-престижных ценностей  у парней больше показателей нравственно-деловых  ценностей на 38%, а у девушек  на 10%.

     Из  полученных результатов видно, что  наиболее важными жизненными сферами  для выпускников СПО являются:

     Сфера общественной жизни – 60%,

     профессиональная  сфера – 58%, а также 

     сфера обучения и образования – 58%.

     Данные  исследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично - престижные ценности, и развитие себя в профессиональном становлении.

     Высокие показатели выраженности профессиональной направленности, а также направленности на обучение и образование у выпускников  СПО свидетельствуют о высокой  степени социально-психологической  готовности к будущей трудовой деятельности.

     Выпускники  СПО понимают важность профессиональной сферы деятельности, у выборки  осмысленная мотивация в профессиональной сфере жизненных ценностей.

     В соответствии с типизацией студентов  по профессиональной направленности, (Э.Ф. Зеер), группу П-845 стоит отнести к I типу– студенты с положительной профессиональной направленностью, которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии, что предполагает связь между доминирующих, ведущих мотивов с содержанием профессиональной деятельности. Это связано с тем, что группа находится на III этапе (IV курс) (Н. Б. Нестерова). А этот этап характеризуется тем, что растет степень осознания и интеграции различных форм мотивов обучения.

     Также по исследованию показателей социально-психологической готовности к труду, в студенческой группе П-845можно сказать следующее:

     - что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию, так как в целом по группе хорошие показатели посещаемости и успеваемости;

     - хорошо развиты организаторские и коммуникативные навыки, так как тесты показали   высокие показатели их наличия;

     - студенты обладают способностью мыслить критически и логично, что так необходимо для успешной работы менеджера;

     - проявляют себя как на мероприятиях колледжа, так из за его пределами;

     - студенты обладают достаточно высокой самооценкой, что тоже не мало важно для менеджера;

     - обладают достаточно высоким  профессиональными знаниями, так  как у группы высокие показатели успеваемости, а они прямо отражают степень овладения профессиональными знаниями, которые пригодятся им для плодотворной работы;

     - не подвержены стрессам, что тоже  не мало важно для работы  управленца.

     Все выше перечисленное  дает возможность  сделать вывод, что результаты исследования подтвердили, что большая часть - 70 % студентов группы П-845 социально психологически готовы к труду, и  их показатели, соответствуют этому.

 

     Заключение 

     В рамках данного исследования под  понятием «социально-психологическая  готовность к труду» мы подразумеваем  направленность, соответствующая предрасположенность, позволяющая субъекту результативно  выполнять свои профессиональные функции. Исходя из такого понимания социально-психологической  готовности выделены следующие ее критерии:

  • сформированность внутренних мотивов учебной деятельности;
  • выраженность профессионально важных качеств;
  • удовлетворенность теми сторонами учебной деятельности, которые наиболее значимы для становления профессионала.

     Теоретический анализ литературы показал, что лучшим методом для оценки социально - психологической  готовности к труду выпускников  СПО, является «Морфологический тест жизненных  ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Тест позволяет выявить направленность личности, лидирующие жизненные ценности, а также определить важные жизненные сферы выпускников.

     Данный  метод показал, что для изучения социально – психологической  готовности к труду необходимо определить направленность личности, ориентацию на жизненные ценности в профессиональной и общественной жизненной сфере. В ходе данного исследования были изучены основные терминальные ценности выпускников СПО.

     Данные  исследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично - престижные ценности, и развитие себя в профессиональном становлении.

     Также были выявлены основные параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент в торговле», к ним можно отнести следующее:

     1. Наличие высоких показателей  профессиональных и учебных мотивов.

     2. Наличие организаторских способностей.

     3. Наличие практического интеллекта.

     4. Наличие социального интеллекта.

     5. Наличие адекватной самооценки.

     6. Наличие профессиональных знаний.

     Наличие этих показателей у выпускников  по специальности "Менеджмент" говорят  о сложившейся социально-психологической готовности к труду.

     В рамках проведенного мной исследования, по результатам тестов и опросов, стоит отметить, что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию, так как в целом по группе хорошие показатели посещаемости и успеваемости, а это прямо отражают степень овладения профессиональными знаниями, которые пригодятся им для плодотворной работы.

     Также хорошо развиты организаторские и коммуникативные навыки, так как тесты показали   высокие показатели их наличия. Студенты проявляют себя как на мероприятиях колледжа, так из за его пределами.

       Студенты обладают способностью мыслить критически и логично, что так необходимо для успешной работы менеджера.

     Также в группе преобладает достаточно высокая самооценка, что тоже немаловажно для менеджера.

     И еще стоит заметить, что студенты не подвержены стрессам, что тоже немаловажно для работы управленца.

     Все выше перечисленное  дает возможность  сделать вывод, что результаты исследования подтвердили, что большая часть студентов группы - 70 % выпускников П-845 социально психологически готовы к труду, и  их показатели, соответствуют этому.

 

     Список  использованной литературы 

     1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного  человекознания /Б.Г. Ананьев.- Москва, 2007.

     2. Агеев, В.Г. Мотивация учебной  деятельности и формирование  личности / В.Г. Агеев.- Москва, 2008.

     3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебн. /А.Г.Ананьев.- Моква, 2009.

     4. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б.В. Оскарсон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборн.- Москва, 2009.

     5. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной  и профессиональной мотивации  / Т.А. Платонова, А.А. Вербицкий.- Минск, 2006.

     6. Пономарева, Р.А. Вопросы психологии. (НИИ психологии УССР). / Р. А.  Пономарева // Психологические особенности  ценностных ориентации молодых  рабочих на трудовую деятельность.- Санкт-Питербург, 2010.

     7. Коломинский, Я.Л. Вопросы психологии, (Минский пединститут им. А. М. Горького). /Я.Л. Коломинский // Социально-психогическая готовность к труду. -Воронеж, 2007.

     8. Шавырина, Г.В. Вопросы психологии, (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). / Г.В. Шавырина // Уровень развития мышления как условие формирования психологической готовности к труду. - Москва, 2009.

     9. Ульянов, В.С. Вопросы психологии. / В.С. Ульянов // Профессиональная  мотивация у учащихся СПО. - Иркутск, 2009.

     10. Гребенюк, О.С. Формирование интереса  к учебной и трудовой деятельности  у учащихся СУЗов. / О.С. Гребенюк. - Москва, 2006.

     11. Дьяченко, М. И. Психологические  проблемы готовности к деятельности. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Барнаул, 2008.

     12. Климов, Е.А. Психология профессионального  самоопределения. / Е.А. Климов.- Ростов  на Дону, 2006г.

     13. Кузьмина, Е.С. Коллектив, личность, общение / Е.С. Кузьмина ,В.Е. Семенова //Словарь социально-психологических понятий.- СПб, 2007.

     14. Кондрашова, Л. Т. Формирование  профессионализма менеджера / Л. Т. Кондрашова.– М., 2005. - 25 с.

     15. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях упрвленческой деятельности. / О.М. Краснорядцева. - Барнаул, 2008.

     16. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - Псков, 2006.

     17. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности менеджера. / Н.В. Кузьмина. - Москва, 2009.

     18. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы  и эмоции. / А. Н. Леонтьев. - Москва, 2008.

     19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М., 2009.

     20. Майерс, Д. Д. Социальная психология. / Д. Д. Майерс.- 7-е изд.- СПб., 2008.

     21. Маркова, А.К. Формирование мотивации  учения: Пособ. / А.К. Маркова. - Минск, 2007.

     22. Одинцова, Л.А. Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Л.А. Одинцова, С.В Завицкая. - Белгород, 2009.

     23. Олпорт, Г. Н. Личность в психологии. / Г. Н. Олпорт. - Мурманск, 2008.

     24. Платонов, Ю.П. Профессионально-производственное обучение / Ю.П. Платонов. - Саратов, 2007.

     25. Петровский, М.Г. Психология. Словарь  / М.Г. Петровский, М.Н. Ярошевский. - Ростов на Дону, 2010.

     26. Рогов, М. Г. Системно-деятельностный подход исследованию ценностно-мотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации. / М. Г. Рогов //Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сборник научных трудов.- Донецк, 2009.

     27. Рудик, П.А. Психология: Учебник для институтов физической культуры. / П.А. Рудик. - Волгоград, 2006.

     28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии. / С.Л. Рубинштейн. -Тверь, 2009.

     29. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Дис. к-ра психол. Наук./ Р. Д. Санжаева. - Новосибирск, 2007.

     30. Сопов, В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей /В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина //Прикладная психология. - Калуга, 2007.

     31. Согалаев, В.В. «Условия формирования готовности к прфессиональной деятельности»: Дис. канд. пед. Наук. / В.В. Согалаев. - Челябинск, 2007.

     32. Узнадзе, Д. Н. Психология установки. / Д. Н. Узнадзе. - Санкт-Питербург, 2009.

     33. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. / П.Н. Шихирев.- М., 2008.- 123 с.

     33. Ухтомский, А.А. Избранные труды. / А.А. Ухтомский. - Москва, 2007.

     34. Штейнмец, А.Э. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности. / А.Э. Штейнмец. - Тверь, 2006.  
 

     ПРИЛОЖЕНИЯ

     Приложение 1.

       «Тест- опросник КОС». 

     Тест  КОС можно проводить и с  одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

     Цель: исследование коммуникативных и  организаторских склонностей.

Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО