Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Задачи дипломной работы:

Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.

Содержание

Введение ….............................................................................................................

Глава I Общие теоретические аспекты проблемы

1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............

1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................

Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................

2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............

Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»

3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..

3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….

Заключение …............................................................................................................

Список используемой литературы….......................................................................

Приложения …..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

ольга окулик.docx

— 239.15 Кб (Скачать документ)

     -260502 Технология продукции общественного  питания, квалификация Технолог;

     -Моделирование  и конструирование швейных изделий,  квалификация Конструктор-модельер;

     В образовательном процессе используется 18 специальных кабинетов и 10 комплексных  лабораторий и учебных мастерских, спортивный зал, 5 учебно-производственных мастерских. Имеющаяся база позволяет  проводить лабораторно-практические работы, предусмотренные учебным  программами.

     Обучение  студентов в колледже осуществляется на сегодняшний момент по очной форме (1186человек) и по неочной (546).Контингент обучающихся на 01.01.2011 составил 1732 человека.

     ФГОУ  СПО ТКПТС представляет собой  учебное заведение Федерального подчинения. Учредителями является Министерство по образованию и науке Российской Федерации, и функции управления делегируются руководителям и педагогическому  составу колледжа в, соответствии с  Законом об образовании, коллективным договором между учредителями и  трудовым коллективом колледжа и  другими нормативными документами (типовыми положениями о ССУЗе, Уставом колледжа и т.д.). Анализ исходного состояния образовательной системы колледжа осуществим на основе внутренней (студенты, родители, педагоги колледжа) и внешней (работодатели, социальные партнеры, учебные заведения) профессиональной экспертизы (таблица 1)

     Таблица №1. SWOT-анализ развития колледжа

Оценка  актуального состояния внутреннего  потенциала Оценка  перспектив колледжа в соответствии с изменением внешней среды
Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Риски
-достаточное  качество образования;

-стабильные  высокие результаты участия студентов колледжа в различных конкурсах и олимпиадах;

-невысокая стоимость  образовательных услуг;

-большой выбор  специальностей для малого и  среднего бизнеса;

-отслеживание  карьерного роста;

-формирование  имиджа колледжа как современного  прогрессивного образовательного учреждения СПО ведущего активную деятельность в регионе;

-создание информационной среды колледжа;

-внедрение в  образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий ;

-организация  экспериментальной работы;

-разработка  мониторинга инновационно-методической деятельности;

-создание системы  непрерывного образования.

-недостаток  развития нормативно-правовой базы;

-проблема несоответствия  структуры спроса и предложения  на рынке труда;

-ухудшение демографической ситуации;

-нехватка квалифицированных кадров по ряду дисциплин;

-недостаточная  роль ПЦК в учебно-воспитательном процессе;

-недостаточная  работа по организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.

-кадровая неудовлетворенность в регионе;

-заинтересован-

ность работо-дателей в подготовке кадров;

-возможность  инвестиций в образовательные  услуги;

-внедрение современных  педагогических технологий;

-повышение эффективности научно-методической работы;

-укрепление  партнерских взаимоотношений в рамках образовательного пространства региона;

-развитие рыночных отношений и активное взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса, заинтересованными в специалистах;

-развитие форм  подготовки, переподготовки, повышения квалификации взрослого населения, расширения спектра образовательных программ.

-недобросовест-ность конкурентов;

- принятие в  Налоговый кодекс поправок, касающихся  предпринимательской деятельности учреждения;

-низкий рейтинг  отдельных образовательных программ.

 

     Анализ  состояния образовательной системы  колледжа выявляет его основные конкурентные преимущества, среди которых:

     -высокий  авторитет образовательного учреждения  в окружающем социуме;

     - эффективное государственно-общественное  управление;

     -высокий  уровень преподавательского состава,  способствующий достижению высоких  результатов обучения и воспитания  молодежи.

     Вместе  с тем прослеживаются следующие  противоречия, на разрешение которых  направлена Программа развития колледжа на 2008-2010гг., а именно между:

     -необходимостью  совершенствования содержания образования  и недостаточностью ресурсов  по внедрению инновационных технологий;

     - необходимостью повышения эффективности  управления и недостаточностью  нормативно- правового обеспечения  совершенствования экономических  механизмов;

     -информационной  насыщенностью образовательной  среды и недостаточной подготовленностью  педагогических кадров к работе  в данных условиях.

     Таким образом, ориентирами, которые задают направление развитие образовательной  среды колледжа в среднесрочной  перспективе (до 2010.), являются:

     -обеспечение  доступности к качественному  образованию (обеспечение каждому  человеку доступности к образованию  и возможности формирования и  реализации своей индивидуальной  образовательной траектории сообразно  собственным потребностям и жизненным  планам в соответствии с развитием  рыночной ситуации);

     -ориентация  на рынок труда, интересы ключевых  потребностей (граждане, государство,  экономика и бизнес);

     -повышение  эффективности управления образовательным  учреждением через создание многоуровневой  системы подготовки кадров для  обеспечения экономического роста  региона.

     В колледже действует эффективная  система внутрифирменного управления, позволяющая быстро реагировать  на изменения внешней среды: рынка  труда, нормативной базы, рынка образовательных  услуг, демографической ситуации.

     Скелетом  организационной структуры являются четыре основных подразделения колледжа, выполняющие главную функцию  учебного заведения – подготовку специалистов для различных отраслей индустрии и сфер деятельности через реализацию разнообразных образовательных программ:

     -отделение  предпринимательства;

     -технологическое  отделение;

     -отделение  сервиса;

     -отделение  неочных форм обучения.

     К вспомогательным подразделениям, обеспечивающим работу основных учебных отделений  и функционирование учебного заведения  в целом, относились:

     -финансово-экономическая  служба;

     -служба  безопасности и хозяйственной  деятельности;

     -служба  учебно-производственной деятельности;

     -инновационно- методический отдел;

     -отдел  информационно -программного обеспечения;

     -отдел  воспитательной работы;

     -отдел  маркетинга и содействия трудоустройству  выпускников;

     -отдел  по работе с персоналом и  ДОУ;

     -библиотека;

     -общежитие;

     -здравпункт.

     Ряд вспомогательных подразделений  принимал непосредственное участие  в реализации образовательных программ в колледже, другие подразделения  обеспечивали развитую инфраструктуру учебного заведениями.

     Непосредственное  управление деятельностью колледжа осуществляет директор, назначенный  учредителем. Все остальные сотрудники действуют согласно функциональным (должностным) обязанностям, определяемым непосредственным руководителями и  утверждаемым директором колледжа после  согласования с советом трудового  коллектива.

     Заместители директора, возглавляющие различные  службы, и начальники отделов несут  полную ответственность как за работу вверенных им функциональных подразделений (основных и вспомогательных), так  и за координацию определенных направлений  работы по своему колледжу (воспитательная, методическая, компьютеризация колледжа и т. д.) 

     2.2. Описание исследуемой  возрастной группы

     Студенчество  объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - обучением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным  уровнем, период существования которых  ограничен временем (в среднем 5 лет).

     Согласно  общепринятой периодизации, по Б.Г. Ананьеву ссылка, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность и раннюю зрелость. Однако отмечается, что чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20–40 лет).

     Становление будущего специалиста как высококвалифицированного, по мнению В.А. Якунина, Н.В. Нестеровой ссылка, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении.

     Н.Б. Нестерова, анализируя психологические  особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, она разделяет  весь период обучения на три этапа:

     I этап (I курс) Характеризуется высокими  уровневыми показателями профессиональных  и учебных мотивов, управляющие  учебной деятельностью. Вместе  с тем они идеализированы, так  как обусловлены пониманием их  общественного смысла, а не личностного.

     II этап (II, III курс) Отличается общим  снижением интенсивности всех  мотивационных компонентов. Познавательные  и профессиональные мотивы перестают  управлять учебной деятельностью.

     III этап (IV-V курс) Характеризуется тем,  что растет степень осознания  и интеграции различных форм  мотивов обучения. [49].

     Авторы  занимающиеся изучением студенчества попытались выделить критерии типизации  студентов. Так, Э.Ф. Зеер ссылка выделяет следующие типы студентов по профессиональной направленности:

     I тип– студенты с положительной  профессиональной направленностью,  которая представляет ситуацию  соответствия личности выбранной  профессии, что предполагает связь  между доминирующих, ведущих мотивов  с содержанием профессиональной  деятельности.

     II тип– студенты окончательно не  определившиеся в своем выборе  профессии. Для них приемлем  компромисс между неопределением, иногда негативным отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗе, перспективой в дальнейшем работать по этой профессией.

     III тип– студенты с негативным  отношением к профессии. Мотивация  их выбора обусловлена общественными  ценностями высшего образования.  Они имеют слабое представление  о профессии. Здесь ведущий  мотив выражает потребность не  столько в самой деятельности, сколько в различных связанных  с ней обстоятельствах.

     А.А. Вербицкий и Т.А. Платонова считают, что «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже  не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». это позволяет  говорить о том, что во время обучения в колледже у студентов формируется  основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно – готовности к ней [5].

     О.С. Гребенюк, изучая формирование готовности к учебной и трудовой деятельности у учащихся СПО, выделил уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:

     I уровень (низкий) характеризуется  малочисленными положительными  мотивами учебной и трудовой  деятельности. В основном это  мотивы избегания неудобств, дискомфорта  или узколичные. Познавательные  интересы аморфны, ситуативны.

     II уровень – проявляется интерес  к учебному материалу, все положительные  мотивы связаны лишь с результативной  стороной, ориентированы на успех,  достижение результата, учение выступает  в качестве средства достижения  цели.

     III уровень – сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов устойчивая.

     IV уровень – отличает глубокое  осознание мотивов, общая целеустремленность [10].

     Психологическое содержание юности связано с развитием  самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются  познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность  строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность  личности, выбор жизненного пути.

Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО