Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".
Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения:
общие;
собственности на землю;
землепользования;
государственного земельного управления и контроля;
в области охраны земель;
юридической ответственности.
7. Принципы земельного законодательства
Принципы земельного законодательства определены в ст. 1 Земельного кодекса РФ. К ним относятся:
Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
Приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.
Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
Участие граждан и общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Платность использования земли.
Деление земель по целевому назначению на категории.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Дифференцированный подход к установлению правового режима земель.
Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Принцип разграничения действия норм
гражданского и норм земельного законодательства
при регулировании земельных
отношений. Перечень всех этих принципов
не является исчерпывающим, как отмечено
в п.2 ст. 1 ЗК. Сравнительный анализ
содержания других статей ЗК позволяет
сформулировать ряд принципов земельного
права. Так, независимо от своих прав
на землю в качестве собственника
государство как суверен
8. Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его
реализация в законодательства
Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости - один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отдельных случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Данный принцип реализуется и в отношении арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона
9. Принцип платности и его реализация в законодательстве
Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
законодатель связывает реализацию данного принципа в зависимости от наличия условий, определяющих возможность истребования платы за землю, а именно подлежат выявлению субъекты правоотношений на земельный участок, объекты земельных правоотношений, виды прав на земельный участок и формы земельных платежей, а также наличие документов на земельный участок и другие условия. Эти условия предусмотрены в ст. 5 и 6, 65 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ, ст. 1, 15, 21 Закона РФ "О плате за землю"
принцип платности использования земли должен применяться только к земельным участкам и в некоторых случаях, к его частям. Например, ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Указанный перечень земельных правоотношений является исчерпывающим.
10. Современная земельная реформа и ее правовое обеспечение
Осуществление земельной реформы
в РФ началось в 1990 г. Земельная реформа
- это коренное изменение того земельного
строя, который существовал до 1990 г. в бывшем
Союзе ССР и России и основывался на исключительной
собственности государства на землю, возникшей
в результате национализации земли в 1917
г. Цель и суть земельной реформы заключались
в следующих основных направлениях:
1 ) переход от национализации земли к ее
денационализации (разгосударствлению);
2 ) приватизация земель;
3 )децентрализация права собственности
на землю;
4 ) обеспечение рационального использования
земли.
Достичь поставленных целей предполагалось
путем перераспределения земельных участков,
введения множества форм их использования
и форм хозяйствования. Основным нормативным
актом, регулирующим про- ведение земельной
реформы, был Закон РСФСР -О земельной
реформе.На I зтапе осуществлялась инвентаризация
земельных участков, при проведении которой
уточнялись границы используемых земель
и выявлялись неиспользуемые земли. На
2 этапе предполагалось произвести переоформление
прав на землю.
27 октября 1993 г. принят Указ Президента РФ «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РОССИИ» который:
11. Источники земельного права
Источниками земельного
права являются нормативные правовые
акты, регулирующие земельные отношения.
Такие нормативные правовые акты
должны отвечать признакам, объективно
присущим источнику права. Во-первых,
они должны быть носителями государственно-властной
силы. Во-вторых, эти правовые акты должны
иметь нормативный характер, т.е.
быть рассчитаны на многократное применение.
В-третьих, эти акты должны быть адресованы
неопределенному числу
Источником земельного
права является нормативный правовой
акт, принятый органом государственной
власти или органом местного самоуправления
в пределах установленной для него компетенции,
который устанавливает, изменяет или отменяет
земельно-правовые нормы — юридически
обязательные модели поведения участников
земельных отношений.
Правовые нормативные акты органов государственной
власти подразделяются по вертикали на
нормативные акты федеральных органов
государственной власти, субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
По горизонтали эти правовые нормативные
акты подразделяются на законы и иные
правовые нормативные акты (подзаконные
акты).
Юридическая сила всех законов и иных
нормативных правовых актов определяется
в зависимости от компетенции издавшего
их органа государственной власти и роли
правового нормативного акта в системе
законодательства. Особое место среди
источников земельного права занимают нормативные договоры. К их числу относятся договоры,
заключенные Российской Федерацией с
субъектами РФ.
12. Земельный кодекс как источник земельного права
Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно Земельному кодексу РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.
Регулирование земельных
отношений соприкасается с
13.
Полномочия субъектов
в соответствии со ст.72 Конституции
РФ земельное законодательство отнесено
к совместному ведению
В п.1 комментируемой статьи конкретно
определены два важнейших полномочия
субъектов Российской Федерации. Допускается
отнесение к их ведению также
иных полномочий. Объем и характер
последних определяется по "остаточному
принципу" — если они не отнесены
к полномочиям Российской Федерации
или органов местного самоуправления.
Такая юридическая формула
Выделенное в п.1 ст.10 Кодекса полномочие по изъятию земель для нужд субъекта Федерации обычно закрепляется и в названных региональных законах. В них предусмотрены основания изъятия земель, субъекты, имеющие право постановки данного вопроса, и субъекты, уполномоченные его решать, порядок сбора информации, документов и их анализа, принятые решения, а также способы изъятия
Другое полномочие субъектов Российской
Федерации связано с
14.
Полномочия органов местного
самоуправления в сфере
Отношений
ЗК РФ разграничил полномочия
РФ и ее субъектов в области регулирова
Вступившие в силу в
последнее время нормативные
правовые акты, в том числе Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», изменения и дополнения
к ряду федеральных законов, судебная
и арбитражная практика не устранили
всех проблем и противоречий, имеющихся
в области регулирования