Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:06, шпаргалка

Описание

1. Земельное право как отрасль и как наука.
2. Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных отношений.
3. Метод правового регулирования земельных отношений.
4. Система отрасли земельного права.
5. Понятие и система источников земельного права.
6. Основные принципы земельного законодательства.
7. Конституционные основы земельного права.
8. Нормы гражданского законодательства, регулирующие земельные отношения.
9. Нормы экологического и градостроительного законодательства, регулирующие земельные отношения.
10. Структура и содержание Земельного кодекса РФ.
11. Федеральные земельные законы, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
12. Подзаконные акты - источники земельного права, иные акты органов государства.
13. Акты органов местного самоуправления, нормативные договора - источники земельного права.
14. Возникновение и прекращение земельных правоотношений.
15. Понятие права собственности на землю.
16. Право частной собственности на землю.
17. Понятие и виды государственной собственности на землю, правовые основы ее разграничения.
18. Право муниципальной собственности на землю, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю.
19. Понятие ограниченных вещных и иных прав на землю.
20. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
21. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
22. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
23. Понятие аренды земельных участков, договор аренды.
24. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
25. Общая характеристика снований возникновения прав на землю.
26. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
27. Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
28. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
29. Сделки с земельными участками, влекущие за собой смену собственника.
30. Сделки с земельными участками, не сопровождающиеся сменой собственника.
31. Государственная регистрация земельных участков и сделок с ними.
32. Основания прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки.
33. Основания прекращения обязательственных прав на земельные участки.
34. Порядок изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
35. Права и обязанности собственников земельных участков.
36. Права и обязанности и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию и охране земли.
37. Осуществление и защита прав на землю в Российской Федерации.
38. Понятие и порядок рассмотрения земельных споров.
39. Понятие и формы платы за землю.
40. Правовые основы оценки земли.
41. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
42. Понятие и система государственного управления в сфере использования и охраны земель.
43. Состав земель России, понятие и виды правового режима земель.
44. Система органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
45. Муниципальное, производственное управление в сфере использования и охраны земель.
46. Понятие и состав функций государственного управления в сфере использования и охраны земель.
47. Формирование информационного ресурса в сфере использования и охраны земель.
48. Понятие государственного мониторинга земель.
49. Государственный кадастр недвижимости.
50. Организационно-правовой режим землеустройства.
51. Понятие, задачи и порядок осуществления государственного земельного контроля.
52. Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.
53. Общая характеристика ответственности за земельные правонарушения.
54. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
55. Административная ответственность за земельные правонарушения.
56. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
57. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

58. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
59. Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
60. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций.
61. Понятие правового режима земель населенных пунктов.
62. Правовые основы планирования и застройки земель населенных пунктов.
63. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения.
64. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
65. Правовой режим земель лесного фонда.
66. Правовой режим земель водного фонда.
67. Понятие и правовой режим земель запаса.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ЗП ответы.doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

4) установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) изъятие для нужд РФ земельных участков, в том числе путем выкупа;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственности).

Упоминаемые в ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению РФ другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995 г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.

Субъекты Федерации наделены полномочиями (ст. 10 Земельного кодекса РФ):

1) по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта РФ;

2) по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4) иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3} разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4) управление и распоряжение земельными участками,находящимися в муниципальной собственности;

5) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. 

42. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ, И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Управление земельным фондом осуществляют органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся:

1) Президент РФ;

2) Федеральное собрание РФ;

3) Правительство РФ.

К органам специальной компетенции относятся:

1) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

2) Министерство природных ресурсов РФ;

3) Министерство сельского хозяйства РФ;

4) Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и др.

Реализацией полномочий РФ в области государственного управления земельным фондом занимается специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а ее функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ).

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Основными функциями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости являются:

1) создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений;

2) организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, утверждение их результатов;

3) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности;

4) осуществление государственного мониторинга земель;

5) предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости;

6) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество;

7)оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости;

8) проведение экспертизы землеустроительной документации.

Агентство в пределах и порядке, определенных нормативными правовыми актами, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству. 

43. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ РФ. ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Критерий разграничения земель - различное целевое назначение, определяющее цель, в соответствии с которой они используются.

Земли делятся на 2 основные группы:

1) земли, используемые в качестве средства производства;

2) земли, используемые как пространственный территориальный базис. Поэтому все категории земель, кроме земель запаса, поскольку их целевое назначение еще не определено, могут быть отнесены к соответствующей группе. Земли особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять функцию как средства производства, так и пространственного территориального базиса.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ в следующем порядке:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;

2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

3)земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

а) земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ;

б) земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

В настоящее время целевое назначение и категории установлены для всех земель РФ. В связи с тем что полномочия по переводу земель из одной категории в другую предоставлены всем субъектам, обладающим правами государственной или муниципальной собственности на землю, ст. 8 ЗК РФ переводит регулирование порядка перевода земель на уровень федерального закона. Такой закон в настоящее время находится в стадии разработки. Указанный круг вопросов регламентируется в настоящее время фрагментарно некоторыми из федеральных законов РФ.

Так, например, ЛК РФ содержит нормы, устанавливающие порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земельного лесного фонда (ст. 63) и порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (ст. 64).

Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п. 3 ст. 8 Земельного кодекса РФ). 

44.ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Контрольная деятельность, так же как и всякая исполнительная деятельность органов государства, протекает в определенных правовых формах, установленных законодательством. В противном случае, выходя за рамки этих правовых форм, органы контроля допускали бы произвол в своей работе.

Правовые формы земельного контроля в зависимости от характера их последовательного, логического применения можно разделить на три вида:

1) информационно-правовые формы контроля при сборе материалов;

2) принятие решений по результатам проведенного контроля;

3) исполнение решений контрольных органов.

Для того чтобы принять квалифицированное решение по результатам контроля, любой орган контроля должен располагать точной и объективной информацией о том, есть ли нарушение земельного законодательства, в чем оно выражается, кто виновен в этом, что нужно предпринять, чтобы правонарушение не оказалось длящимся, каков вред, причиненный правонарушением, а если правонарушение еще не наступило, как его предупредить или пресечь в самом его начале. Выяснение данных вопросов требует сбора материалов, проведения проверок, ревизий. В необходимых случаях может назначаться экспертиза материалов, полученных в процессе контроля.

Характер принимаемого решения и его содержание основываются на данных проведенных проверок, обследований и анализа полученных материалов.

Решение по рассматриваемому вопросу может носить предварительный характер, когда необходимо проведение дополнительных работ по сбору данных, может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выявленного правонарушения или применения административных санкций. Так,государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей могут принять одно из следующих решений:

1) дать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;

2) составить по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;

3) составить в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направить их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

Исполнение решения госинспекторов любой службы государственного контроля обеспечивается ими самими. Для этого они ведут книгу (журнал) учета выявленных земельных правонарушений, ведут записи в ней о принятых мерах, добиваются восстановления нарушенных прав.

Согласованная деятельность государственных органов земельного контроля и общественности с непременным участием экологических служб предприятий, учреждений и организаций позволяет своевременно предупредить правонарушения, повысить эффективность работы всей системы земельного контроля и надзора в стране. 

45. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ). Статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предметы ведения местного самоуправления включила п. 11 — контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Отношения по осуществлению муниципального контроля регулируются также Федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ».

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"