Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:06, шпаргалка

Описание

1. Земельное право как отрасль и как наука.
2. Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных отношений.
3. Метод правового регулирования земельных отношений.
4. Система отрасли земельного права.
5. Понятие и система источников земельного права.
6. Основные принципы земельного законодательства.
7. Конституционные основы земельного права.
8. Нормы гражданского законодательства, регулирующие земельные отношения.
9. Нормы экологического и градостроительного законодательства, регулирующие земельные отношения.
10. Структура и содержание Земельного кодекса РФ.
11. Федеральные земельные законы, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
12. Подзаконные акты - источники земельного права, иные акты органов государства.
13. Акты органов местного самоуправления, нормативные договора - источники земельного права.
14. Возникновение и прекращение земельных правоотношений.
15. Понятие права собственности на землю.
16. Право частной собственности на землю.
17. Понятие и виды государственной собственности на землю, правовые основы ее разграничения.
18. Право муниципальной собственности на землю, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю.
19. Понятие ограниченных вещных и иных прав на землю.
20. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
21. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
22. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
23. Понятие аренды земельных участков, договор аренды.
24. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
25. Общая характеристика снований возникновения прав на землю.
26. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
27. Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
28. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
29. Сделки с земельными участками, влекущие за собой смену собственника.
30. Сделки с земельными участками, не сопровождающиеся сменой собственника.
31. Государственная регистрация земельных участков и сделок с ними.
32. Основания прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки.
33. Основания прекращения обязательственных прав на земельные участки.
34. Порядок изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
35. Права и обязанности собственников земельных участков.
36. Права и обязанности и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию и охране земли.
37. Осуществление и защита прав на землю в Российской Федерации.
38. Понятие и порядок рассмотрения земельных споров.
39. Понятие и формы платы за землю.
40. Правовые основы оценки земли.
41. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
42. Понятие и система государственного управления в сфере использования и охраны земель.
43. Состав земель России, понятие и виды правового режима земель.
44. Система органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
45. Муниципальное, производственное управление в сфере использования и охраны земель.
46. Понятие и состав функций государственного управления в сфере использования и охраны земель.
47. Формирование информационного ресурса в сфере использования и охраны земель.
48. Понятие государственного мониторинга земель.
49. Государственный кадастр недвижимости.
50. Организационно-правовой режим землеустройства.
51. Понятие, задачи и порядок осуществления государственного земельного контроля.
52. Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.
53. Общая характеристика ответственности за земельные правонарушения.
54. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
55. Административная ответственность за земельные правонарушения.
56. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
57. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

58. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
59. Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
60. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций.
61. Понятие правового режима земель населенных пунктов.
62. Правовые основы планирования и застройки земель населенных пунктов.
63. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения.
64. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
65. Правовой режим земель лесного фонда.
66. Правовой режим земель водного фонда.
67. Понятие и правовой режим земель запаса.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ЗП ответы.doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

• самостоятельная  хозяйственная деятельность арендатора, выражающаяся в запрете арендодателю вмешиваться в деятельность арендатора, если он не нарушает условия договора. 

31. шпора !!! 

32. Основания прекращения земельных прав, установленные земельным законодательством, можно разделить на общие - добровольный отказ, истечение срока, на который был предоставлен участок, реорганизация, ликвидация, прекращение деятельности, изъятие для государственных или муниципальных нужд, нецелевое использование, неиспользование участка, отчуждение, гибель, уничтожение участка, обращение на него взыскания, реквизиция, конфискация, банкротство, национализация; и на специальные - прекращение трудовых отношений, нерациональное использование, выморочность, использование методами, ведущими к ухудшению экологической обстановки, систематическая неуплата земельного налога, выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. 

Основания прекращения  земельных прав можно подразделять на основания прекращения в результате правомерных (сделки) или неправомерных действий (конфискация), прекращение прав можно разделить на добровольное и принудительное. Добровольное прекращение земельных прав может последовать в случае совершения сделок с землей либо направленных на правовую судьбу субъекта земельного права. Принудительное прекращение - в случаях изъятия участка для государственных либо муниципальных нужд, обращения взыскания на участок, реквизиции, конфискации, принудительного прекращения субъекта права, совершения специального земельного правонарушения. 

Можно классифицировать основания прекращения в зависимости  от того, прекращаются ли права в  связи с совершением действия, наступления события либо истечения  срока. 

Виды прекращения  земельных прав в результате совершения действий различаются в зависимости от того, связаны либо не связаны эти действия с совершением земельного правонарушения. Случаи прекращения земельных прав в результате действий, не связанных с совершением земельного правонарушения, дополнительно разграничены в зависимости от формального основания прекращения - решения субъекта права (сделки), постановления уполномоченного государственного органа либо органа местного самоуправления, решения суда. 

Юридические события - фактические обстоятельства, не зависящие  от воли субъектов земельного права либо полностью (абсолютные события), либо в части своего существования (относительные события). К абсолютным событиям можно отнести естественную смерть носителя земельных прав, гибель участка в результате природного катаклизма (землетрясение); к относительным - смерть, вызванную влиянием человека, гибель участка, вызванную техногенной деятельностью людей. 

Прекращение земельных  прав субъекта из-за наступления юридического события происходит в силу закона. Учет юридических событий в качестве правопрекращающего факта является традиционным в земельном праве. 

33 шпора!!! 

34. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Изъятие земельного участка - один из правовых инструментов, дающий возможность органам государственного управления земельными ресурсами принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах.

ЗК РФ признает необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Законодатель указывает на исключительность такого рода случаев, устанавливая их закрытый перечень.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Указанные решения принимаются:

1) федеральными органами исполнительной власти;

2) органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд, поэтому при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ с просьбой о принятии соответствующего решения.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков.

Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии:

1)стадию предварительного согласования места размещения объекта;

2) стадию непосредственного изъятия земельного участка.

На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться в суд.

Одна из важных гарантий прав собственника земельного участка - письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Основное условие, при котором допускается изъятие участка как у собственников, так и у землепользователей и арендаторов, - это предварительное и равноценное возмещение. Выкупная цена при изъятии земельного участка у собственника для государственных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением с собственником участка. Второй стороной соглашения должен быть орган, осуществляющий от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований право собственности на землю, ибо при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд у их собственников они переходят соответственно в федеральную, региональную либо в муниципальную собственность.

В выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все иные убытки. 

35.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ

Основные права собственника - право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение - возможность фактически обладать конкретным земельным участком.

Пользование - возможность извлечения из имущества полезных свойств.

Распоряжение - возможность совершать с земельным участком гражданско-правовые сделки.

Права собственника земельного участка (ст. 40 Земельного кодекса РФ):

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые;

2) пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ.

Иными словами, государство предоставило собственнику земельного участка возможность использовать, кроме земли, другие природные ресурсы, находящиеся в границах его участка, а также расположенные в недрах под участком.

Также собственники и владельцы участков имеют право:

1) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

2) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

3) другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет права собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. В последней ситуации это право принадлежит арендатору, землевладельцу, землепользователю;

2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности граждан или юридического лица, осуществляется собственникомв соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире.

Основные обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся таковыми:

1) использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории;

2) осуществлять мероприятия по охране земель;

3) своевременно производить платежи за землю;

4) не допускать загрязнения, захламления, деградации и др. 

36. шпора!!! 

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Государственное управление использованием и охраной земель - это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества.

Земли, находящиеся в пределах РФ, составляют земельный фонд страны. Государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану.

Государственные органы РФ наделены следующими полномочиями в области управления земельными ресурсами:

1) организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель;

2) осуществляют государственный контроль за использованием земель;

3) разрешают земельные споры.

Основа государственного управления - принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам РФ, органам местного самоуправления. Важной прерогативой государственного управления земельными ресурсами является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет государству:

1) находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую;

2) осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.

Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования - основной принцип российского земельного права.

Вторая категория земель - земли населенных пунктов, поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.

Самая большая категория земельного фонда по площади - земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы и др. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.

Государственное управление землями подразделяется на:

1) общее управление;

2) отраслевое управление.

Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими.

Общее управление землями возложено на Федеральное собрание, Президента, Правительство РФ.

Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, Федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель. 

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"