Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:06, шпаргалка
1. Земельное право как отрасль и как наука.
2. Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных отношений.
3. Метод правового регулирования земельных отношений.
4. Система отрасли земельного права.
5. Понятие и система источников земельного права.
6. Основные принципы земельного законодательства.
7. Конституционные основы земельного права.
8. Нормы гражданского законодательства, регулирующие земельные отношения.
9. Нормы экологического и градостроительного законодательства, регулирующие земельные отношения.
10. Структура и содержание Земельного кодекса РФ.
11. Федеральные земельные законы, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
12. Подзаконные акты - источники земельного права, иные акты органов государства.
13. Акты органов местного самоуправления, нормативные договора - источники земельного права.
14. Возникновение и прекращение земельных правоотношений.
15. Понятие права собственности на землю.
16. Право частной собственности на землю.
17. Понятие и виды государственной собственности на землю, правовые основы ее разграничения.
18. Право муниципальной собственности на землю, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю.
19. Понятие ограниченных вещных и иных прав на землю.
20. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
21. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
22. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
23. Понятие аренды земельных участков, договор аренды.
24. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
25. Общая характеристика снований возникновения прав на землю.
26. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
27. Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
28. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
29. Сделки с земельными участками, влекущие за собой смену собственника.
30. Сделки с земельными участками, не сопровождающиеся сменой собственника.
31. Государственная регистрация земельных участков и сделок с ними.
32. Основания прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки.
33. Основания прекращения обязательственных прав на земельные участки.
34. Порядок изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
35. Права и обязанности собственников земельных участков.
36. Права и обязанности и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию и охране земли.
37. Осуществление и защита прав на землю в Российской Федерации.
38. Понятие и порядок рассмотрения земельных споров.
39. Понятие и формы платы за землю.
40. Правовые основы оценки земли.
41. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
42. Понятие и система государственного управления в сфере использования и охраны земель.
43. Состав земель России, понятие и виды правового режима земель.
44. Система органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
45. Муниципальное, производственное управление в сфере использования и охраны земель.
46. Понятие и состав функций государственного управления в сфере использования и охраны земель.
47. Формирование информационного ресурса в сфере использования и охраны земель.
48. Понятие государственного мониторинга земель.
49. Государственный кадастр недвижимости.
50. Организационно-правовой режим землеустройства.
51. Понятие, задачи и порядок осуществления государственного земельного контроля.
52. Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.
53. Общая характеристика ответственности за земельные правонарушения.
54. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
55. Административная ответственность за земельные правонарушения.
56. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
57. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.
58. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
59. Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
60. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций.
61. Понятие правового режима земель населенных пунктов.
62. Правовые основы планирования и застройки земель населенных пунктов.
63. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения.
64. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
65. Правовой режим земель лесного фонда.
66. Правовой режим земель водного фонда.
67. Понятие и правовой режим земель запаса.
37. шпора!!!
ЗАЩИТА И ГАРАНТИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ), а потому споры по поводу земли подлежат разрешению по общим правилам защиты гражданских прав. Способы защиты земельных и земельно-имущественных прав те же, что предусмотрены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Необходимо отметить, что некоторые из них воспроизведены и в Земельном кодексе РФ.
1) признание права на земельный участок (ст. 59).
В содержание любого субъективного права входит правомочие правообладателя на защиту данного права. Признание права в соответствии со ст. 12 ГК РФ есть способ защиты гражданских прав. Из начал гражданского законодательства следует, что лица реализуют принадлежащие им права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Применительно к ст. 59 ЗК РФ данное правило означает, что защиту права на земельный участок вправе осуществлять лишь обладатель права на земельный участок (см. п. 1 ст. 9ГКРФ);
2) восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60). Право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок. Нормы ГК РФ расширяют возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения в качестве последствия такой меры, как восстановление нарушенного права.
Согласно ст. 12 ГК РФ право лица на земельный участок подлежит защите в случае признания недействительным акта не только исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, но и законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка;
3) признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61). Признание недействительными указанных актов является формой судебного контроля над состоянием законодательства в РФ, в том числе и в области использования и охраны земель. Согласно ГПК РФ суд может вынести решение о незаконности действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан. При этом с момента вступления решения суда в законную силу акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления признается недействительным (ч. 3 ст. 239-8 ГПК РФ). В пользу лица, чьи права и законные интересы в области использования и охраны земель были нарушены, взыскиваются убытки. При этом убытки должен возместить тот орган, который нарушил права лица посредством принятия незаконного нормативного или ненормативного акта.
Защита земельных
прав собственников и иных титульных владельцев
и пользователей может осуществляться
и иными способами, не названными в Земельном
кодексе РФ, но предусмотренными в Гражданском
кодексе РФ.
38. ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
В юридической литературе различают три категории споров, возникающих из земельных отношений. В частности, В. Романов классифицирует их следующим образом:
1) земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.
Сторонами в земельном споре являются:
а) исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо - с другой при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа;
б) граждане и юридические лица по спорам между собой - в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства.
Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли, - купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др.;
2) земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве;
3) имущественные споры, возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные
споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд (ст. 49, 57 ЗК). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке.
Как уже было сказано,
ЗК РФ предусмотрена возможность передачи
земельных споров на рассмотрение третейского
суда. Третейский суд принимает решение
большинством голосов. Решение излагается
в письменном виде, в нем указываются время
и место постановления решения, состав
третейского суда; третейская запись,
на основании которой действовал суд;
наименование всех участников спора; предмет
спора; причины, по которым суд принял
решение; постановление третейского суда.
Решение подписывается всеми судьями
и участниками спора. Решение третейского
суда, не исполненное добровольно, может
быть исполнено в принудительном порядке
на основании исполнительного листа, который
выдается судом общей юрисдикции. В том
случае, если судья отказывает в выдаче
исполнительного листа, спор может быть
решен в суде по заявлению заинтересованной
в этом стороны.
39. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
ЗК РФ устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним относятся Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (с изм. от 23 декабря 2003 г.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, положения которых находят дальнейшее развитие в методических указаниях и разъяснениях ведомств по вопросам платного природопользования. Среди последних наиболее важное место занимает Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона РФ "О плате за землю"».
Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. Законодательство устанавливает две формы платы за землю: земельный налог, который впоследствии должен быть заменен налогом на недвижимость, и арендную плату.
Цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв.
Наряду с этим применение такого инструмента, как плата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий.
Одним из принципов регулирования платы за использование земель является отсутствие зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Арендная плата взимается за земли, которые переданы в аренду. Комплекс вопросов, связанных с взиманием арендной платы за пользование землями, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, регулируется соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта Федерации или органами местного самоуправления.
Уплата земельного
налога и арендной платы является обязанностью
организаций, в том числе иностранных
юридических лиц, независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, а также граждан
РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства,
которые используют землю на титулах права
собственности, пожизненного наследуемого
владения, пользования или аренды на территории
России, за исключением категорий лиц,
указанных в ст. 12 Закона РФ «О плате за
землю».
40. ОЦЕНКА ЗЕМЛИ
Оценочная деятельность - установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
Под рыночной стоимостью объекта оценки принимается наиболее вероятная цена, по которой данный земельный участок может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют разумно и в своих интересах, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Платеж за земельный участок выражается в денежной форме. При этом Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение с оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных названным выше Законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Для установления
кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая
оценка земель. В случаях определения
рыночной стоимости земельного участка
кадастровая стоимость земельного участка
устанавливается в процентах от его рыночной
стоимости. Государственная кадастровая
оценка земли производится в соответствии
с Правилами проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 8
апреля 2000 г. № 316. Государственной кадастровой
оценке земель подлежат все категории
земель на территории РФ. Ее проводят органы
Росземкадастра. При государственной
кадастровой оценке земель принимаются
во внимание сервитуту, а также иные ограничения
(обременения) прав пользования землей.
Оценка земель основывается на классификации
земель по целевому назначению и виду
функционального использования. В процессе
государственной кадастровой оценки земель
проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель,
однородных по целевому назначению, виду
функционального использования и близких
по значению кадастровой стоимости земельных
участков. По результатам оценочного зонирования
составляется карта (схема) оценочных
зон и устанавливается кадастровая стоимость
единицы площади в границах этих зон. Органы
исполнительной власти субъектов РФ по
представлению территориальных органов
Роскомземкадастра утверждают результаты
государственной кадастровой оценки земель.
Поскольку государственная кадастровая
оценка земель проведена в настоящее время
не везде, по правилу п. 13 ст. 3 Федерального
закона «О введении в действие Земельного
кодекса РФ» при отсутствии кадастровой
стоимости земли применяется нормативная
цена земли.
41. ПОЛНОМОЧИЯ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗК РФ разграничил полномочия РФ и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
К ведению Федерации относятся (ст. 9 Земельного кодекса РФ):
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;