Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:06, шпаргалка
1. Земельное право как отрасль и как наука.
2. Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных отношений.
3. Метод правового регулирования земельных отношений.
4. Система отрасли земельного права.
5. Понятие и система источников земельного права.
6. Основные принципы земельного законодательства.
7. Конституционные основы земельного права.
8. Нормы гражданского законодательства, регулирующие земельные отношения.
9. Нормы экологического и градостроительного законодательства, регулирующие земельные отношения.
10. Структура и содержание Земельного кодекса РФ.
11. Федеральные земельные законы, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
12. Подзаконные акты - источники земельного права, иные акты органов государства.
13. Акты органов местного самоуправления, нормативные договора - источники земельного права.
14. Возникновение и прекращение земельных правоотношений.
15. Понятие права собственности на землю.
16. Право частной собственности на землю.
17. Понятие и виды государственной собственности на землю, правовые основы ее разграничения.
18. Право муниципальной собственности на землю, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю.
19. Понятие ограниченных вещных и иных прав на землю.
20. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
21. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
22. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
23. Понятие аренды земельных участков, договор аренды.
24. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
25. Общая характеристика снований возникновения прав на землю.
26. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
27. Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
28. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
29. Сделки с земельными участками, влекущие за собой смену собственника.
30. Сделки с земельными участками, не сопровождающиеся сменой собственника.
31. Государственная регистрация земельных участков и сделок с ними.
32. Основания прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки.
33. Основания прекращения обязательственных прав на земельные участки.
34. Порядок изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
35. Права и обязанности собственников земельных участков.
36. Права и обязанности и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию и охране земли.
37. Осуществление и защита прав на землю в Российской Федерации.
38. Понятие и порядок рассмотрения земельных споров.
39. Понятие и формы платы за землю.
40. Правовые основы оценки земли.
41. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
42. Понятие и система государственного управления в сфере использования и охраны земель.
43. Состав земель России, понятие и виды правового режима земель.
44. Система органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
45. Муниципальное, производственное управление в сфере использования и охраны земель.
46. Понятие и состав функций государственного управления в сфере использования и охраны земель.
47. Формирование информационного ресурса в сфере использования и охраны земель.
48. Понятие государственного мониторинга земель.
49. Государственный кадастр недвижимости.
50. Организационно-правовой режим землеустройства.
51. Понятие, задачи и порядок осуществления государственного земельного контроля.
52. Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.
53. Общая характеристика ответственности за земельные правонарушения.
54. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
55. Административная ответственность за земельные правонарушения.
56. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
57. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.
58. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
59. Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
60. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций.
61. Понятие правового режима земель населенных пунктов.
62. Правовые основы планирования и застройки земель населенных пунктов.
63. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения.
64. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
65. Правовой режим земель лесного фонда.
66. Правовой режим земель водного фонда.
67. Понятие и правовой режим земель запаса.
23. АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
По договору аренды собственник индивидуально-определенной не потребляемой вещи передает ее за плату во временное пользование другому лицу. По истечении срока аренды эта вещь должна быть возвращена ее собственнику. Порядок заключения договоров аренды земельных участков регулируется ГК РФ, который предусматривает общие требования к совершению таких сделок. Особенности совершения договоров аренды земельных участков урегулированы ЗК РФ. По общему правилу именно собственники земельных участков могут свободно предоставлять их в аренду
в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства. Ограничения установлены в отношении РФ - собственника земельных участков, указанных в п. 4 ст. 27 ЗК в качестве исключенных из оборота, а в п. 11 ст. 22 - запрет на передачу в аренду изъятых
из оборота земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. ЗК РФ закреплено преимущественное право арендатора земельного участка по истечении срока договора аренды на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением следующих случаев:
1) когда собственник находящегося на этом участке здания, строения или сооружения захочет реализовать свое преимущественное право на аренду
данного земельного участка (п. 5 ст. 35);
2) когда граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, желают осуществить свое исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды (п. 1 ст. 36);
3) когда арендодатель желает прекратить договор аренды в связи с совершением арендатором действий (бездействия), предусмотренных ст. 46 ЗК РФ. Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Однако при заключении договора аренды земельного участка можно предусмотреть необходимость такого согласия.
Более широкий объем прав предоставлен арендатору при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет:
1) арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления;
2) изменение
условий договора аренды земельного участка
без согласия его арендатора и ограничение
установленных договором аренды прав
арендатора не допускаются. Досрочное
расторжение договора аренды земельного
участка, заключенного на срок более чем
пять лет, по требованию арендодателя
возможно только на основании решения
суда при существенном нарушении договора
аренды земельного участка его арендатором.
24. ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ). ВИДЫ СЕРВИТУТА
Сервитут - право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении. Сервитуты отнесены ст. 216 ГК РФ к числу ограниченных вещных прав.
По своей сути земельный сервитут - это:
1) вещное право на земельный участок, он будет существовать до тех пор, пока существует земельный участок, в отношении которого он установлен;
2)он является правом на чужую вещь (землю), а не на свою;
3) обладатель сервитута приобретает право ограниченного пользования земельным участком, а обременение участка сервитутом не лишает его владельца
владения, пользования и распоряжения. При этом осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен;
4) сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу.
В земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов:
1) частный сервитут;
2) публичный сервитут.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут
может быть установлен по требованию не только лица, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, но и землепользователя, а также землевладельца.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Так, могут устанавливаться публичные сервитута для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) проведения дренажных работ на земельном участке;
3) забора воды и водопоя;
4) прогона скота через земельный участок и др.
Основным признаком сервитута является связь двух земельных участков, дающая право собственнику одного из них - господствующего земельного участка - требовать от собственника другого - подчиненного земельного участка - предоставления себе права ограниченного пользования подчиненным участком в связи с наличием при использовании своего земельного участка нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута:
1) ввиду отпадения оснований, по которым он установлен (например, для проезда к зданию проложена другая дорога). Это означает, что, если лицо, в пользу которого установлен сервитут, объективно может удовлетворить свои потребности другим образом, в этих условиях собственник участка имеет право возбудить вопрос о прекращении сервитута;
2) если
земельный участок, обремененный сервитутом,
не может вследствие этого обременения
использоваться его собственником в соответствии
с назначением участка.
25. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Институт возникновения прав на землю регулируется преимущественно нормами ЗК РФ, но в тесном взаимодействии с ГК и соответствующими федеральными законами.
Пункт 1 ст. 25 ЗК РФ определяет круг оснований возникновения только тех прав на земельные участки, которые предусмотрены главами 3 и 4 ЗК РФ:
1) право собственности (глава 3);
2) право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20);
3) право пожизненного наследуемого владения (ст. 21);
4) право аренды (ст. 22);
5) право ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитут (ст. 23);
6) право безвозмездного срочного пользования (ст. 24).
При определении основания возникновения вышеперечисленных прав на земельные участки ЗК РФ делает ссылку к основаниям, установленным гражданским законодательством и иными федеральными законами.
ЗК РФ содержит требование государственной регистрации сделок с земельными участками, которая обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственной регистрации подлежат:
1) договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры. С момента регистрации данного договора последний считается заключенным (п. 2 ст. 558ГКРФ);
2) договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
3) договор мены жилыми помещениями (ст. 567 со ссылкой на п. 2 ст. 558 ГК);
4) дарение недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);
5) договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 584 ГК РФ);
6) договор аренды имущества (жилого помещения), предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество арендатору (п. 3 ст. 609 ГК РФ);
7) договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
8) договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ);
9) договор доверительного управления недвижимым имуществом, которое относится к жилым помещениям;
10) договор доверительного управления предприятием (п. 2ст. 1017ГКОО ссылкой на п. 2ст. 558ип. Зет. 560ГКРФ).
Пункт 2 ст. 25 ЗК РФ устанавливает закрытый перечень сделок, подлежащих государственной регистрации. Однако ни ГК (ст. 131), ни Закон о регистрации прав на недвижимость, ни акты земельного законодательства не устанавливают исчерпывающего перечня сделок, подлежащих государственной регистрации, а лишь определяют критерии их отнесения к сделкам, подлежащим государственной регистрации:
1) сделки, направленные на установление, изменение и прекращение вещных прав;
2) сделки,
направленные на установление обременении
вещных прав. Учитывая тот факт, что в соответствии
с подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права
(в том числе и права на земельные участки)
могут возникнуть из «...договоров и иных
сделок, хотя и не предусмотренных законом,
но не противоречащих ему», следует заключить,
что сделка, прямо не предусмотренная
законом, но приводящая к установлению
ограничений (обременении) вещных прав
на земельные участки, в соответствие
со ст. 164 и 131 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона о регистрации
прав на недвижимость должна подлежать
государственной регистрации.
26. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Приватизация земельных участков или их купля продажа у государства регулируется нормами следующих нормативных правовых актов:
1) Земельным кодексом РФ;
2) Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
3) Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г, № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»;
4) решения органов власти субъектов РФ. Вступление в действие нового Земельного кодекса РФ ускорило процесс приватизации земли. Все больше предприятий стали выкупать землю под находящимися в их собственности зданиями. Покупка-продажа государственных земель под промышленными объектами перестала быть исключением.
В Законе содержится четкая формула расчета цены покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на этих земельных участках зданий и сооружений. До принятия ЗК РФ этот вопрос регулировался Указом Президента РФ от 1994 г. «Об утверждении программы приватизации», где цена рассчитывалась исходя из нормативной цены, в то время как ЗК РФ предусматривает расчет цены исходя из ставки земельного налога. Нормативная цена согласно Указу выше, чем предлагаемая сейчас в ЗК РФ, причем с ростом ставки земельного налога автоматически возрастает и цена. ЗК РФ уполномочивает субъект РФ устанавливать цену земли для таких участков (застроенных) в следующем порядке (ст. 2 Закона о введении в действие ЗК РФ):
1) с населением свыше 3 млн человек - в размере от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
2) от 500 тыс. до 3 млн человек - в размере от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
3) до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений - в размере от 3- до 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
До установления субъектом РФ цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога. При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений. При продаже земельного участка его арендатор имеет преимущественное право его покупки.