Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа законодательства о хозяйственных товариществах и практики его применения определить правовое положение хозяйственных товариществ, выявить недостатки законодательного регулирования данного типа юридических лиц.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих конкретных задач:
определить общее понятие корпоративных юридических лиц;
выявить особенности правового статуса хозяйственных товариществ как субъектов предпринимательской деятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРИЩЕСТВ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 7
1.1. Общее понятие юридических лиц 7
1.2. Развитие товариществ как коммерческих организационно-правовых форм 26
2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ 41
2.1. Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ 41
2.2. Общее положение о хозяйственных товариществах 48
2.3. Права, обязанности и ответственность участников хозяйственных товариществ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
95
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРИЩЕСТВ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1. Общее понятие юридических лиц
1.2. Развитие товариществ как коммерческих организационно-правовых форм
2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ
2.1. Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ
2.2. Общее положение о хозяйственных товариществах
2.3. Права, обязанности и ответственность участников хозяйственных товариществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Хозяйственные товарищества являются одной из древнейших форм организации совместного предпринимательства. Вместе с тем, правовое положение товариществ в России изменялось на протяжении времени. Такие изменения в правовом положении товариществ во многом определялись воспринятой законодателем правовой доктриной. В дореволюционном праве России и во времена НЭПа хозяйственные товарищества признавались юридическими лицами, что говорило о преемственности континентальной правовой доктрины. В начале 90-х годов XX века в России полные товарищества не признавались юридическими лицами, а с введением ГК РФ 1994 года, полные и коммандитные товарищества вновь стали признаваться юридическими лицами.
Изменяющееся во времени отношение государства к хозяйственным товариществам говорит об актуальности такой организационно-правовой формы и необходимости ее изучения. В дореволюционной России товарищества рассматривались как основные организационно-правовые формы вовлечения частных лиц в коммерческий оборот. Такое отношение было отчасти сохранено и в период 20-30-х годов XX века, когда потребовалось интенсивное восстановление разрушенного после войны хозяйства. В период с 30-х до начала 90-х годов XX века хозяйственные товарищества в России практически не использовались, поскольку возможность их применения была вытеснена монопольным участием в хозяйственной сфере различного рода государственных хозяйственных организаций. С началом развития реформ в России, в начале 90-х годов, вновь возникла необходимость в становлении рынка, что вызвало потребность в дополнении существовавших организационно-правовых форм ведения совместного предпринимательства. Хозяйственные товарищества традиционно рассматривались как первоначальные формы вовлечения частных лиц в предпринимательскую деятельность, и такое их понимание было подтверждено ГК РФ 1994 года, где хозяйственные товарищества, вполне традиционно, открывают перечень предусмотренных ГК организационно-правовых форм осуществления коммерческой деятельности.
Нестабильность законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ на протяжении указанного выше периода, породило, в свою очередь, актуальную потребность в теоретическом исследовании товариществ. Изменяющееся на протяжении последнего времени правовое положение хозяйственных товариществ не способствует их популярности среди предпринимателей и влечет за собой неоднозначность их понимания. Существенное изменение законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ, не способствует их развитию и широкому использованию предпринимателями, что является вполне специфическим для России в сравнении со странами рыночной экономики, в которых товарищества традиционно являются одной из самых широко используемых форм первоначальной организации совместного предпринимательства.
Вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, посредством их участия в хозяйственных товариществах, способствует также созданию более цивилизованного рынка, поскольку участники товариществ, за исключением вкладчиков (коммандитистов), солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам товарищества, тем самым способствуют большей стабильности такого рынка, вызывая доверие, как у потребителей, так и у партнеров.
К сожалению, ГК РФ 1994 года не в полной мере урегулировал правовое положение хозяйственных товариществ и не предусмотрел при этом последующего принятия специального закона о товариществах.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа законодательства о хозяйственных товариществах и практики его применения определить правовое положение хозяйственных товариществ, выявить недостатки законодательного регулирования данного типа юридических лиц.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих конкретных задач:
определить общее понятие корпоративных юридических лиц;
выявить особенности правового статуса хозяйственных товариществ как субъектов предпринимательской деятельности;
рассмотреть общее положение о хозяйственных товариществах;
- исследовать права, обязанности и ответственность участников хозяйственных товариществ.
Предмет и объект дипломного исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности хозяйственных товариществ.
Предмет исследования составили нормы гражданского права, регулирующие правовое положение хозяйственных товариществ, судебная практика по указанным вопросам, теоретические работы.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования явлений и процессов, к включающая: диалектический, конкретно-исторический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный и другие методы.
Теоретическая основа исследования. При написании дипломной работы использовались исследования русских дореволюционных ученых: Д.И. Мейера, Г.Ф. Шершеневича, а также ученых советского периода и современных российских ученых-правоведов: В.С. Анохина, В.Ю. Бакшинскаса, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.А. Горлова, О.С. Иоффе, Н.В. Козловой, Д.В. Ломакина, А.П. Сергеева, О. Н. Сыроедовой, Е.А. Суханова, Л.В. Щенниковой и многих других.
Практическую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ; федеральное законодательство РФ, включающее Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»; материалы судебной и судебно-арбитражной практики РФ, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса хозяйственных товариществ и обществ.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Правила о юридических лицах, носящие наиболее общий характер, содержатся в гл. 4 ГК РФ. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.
Наряду с нормами института юридического лица, содержащимися в гражданском законодательстве, следует учитывать и нормы иных правовых актов. Например, вопросам лицензирования отдельных видов деятельности посвящено постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418.
Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.
Легальное определение юридического лица закреплено в п. 1 ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»[1].
Институт юридического лица выполняет следующие функции:
1) Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.
2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.
3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.
4) Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу (в том числе — государству), в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего акционерное законодательство), о ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни[2].
Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.
В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.
Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия[3].
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.
Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности.
Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.
Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности[4].
Деятельность юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.
Информация о работе Анализ законодательства о хозяйственных товариществах