Анализ законодательства о хозяйственных товариществах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа законодательства о хозяйственных товариществах и практики его применения определить правовое положение хозяйственных товариществ, выявить недостатки законодательного регулирования данного типа юридических лиц.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих конкретных задач:
определить общее понятие корпоративных юридических лиц;
выявить особенности правового статуса хозяйственных товариществ как субъектов предпринимательской деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРИЩЕСТВ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 7
1.1. Общее понятие юридических лиц 7
1.2. Развитие товариществ как коммерческих организационно-правовых форм 26
2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ 41
2.1. Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ 41
2.2. Общее положение о хозяйственных товариществах 48
2.3. Права, обязанности и ответственность участников хозяйственных товариществ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89

Работа состоит из  1 файл

Analiz-zakonodatelstva-o-hozjajstvennyh-tovariwestvah.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

В учредительном договоре возможно и другое указание на органы товарищества. Во-первых, ведение предпринимательской деятельности может быть совместным. В этом случае для заключения любой сделки требуется единогласное решение всех товарищей, наличие которого товарищу, подписывающему договор, необходимо будет доказать (например, представив протокол собрания, на котором обсуждался этот вопрос). Во-вторых, ведение предпринимательской деятельности может быть возложено на определенного товарища (товарищей). В этом случае остальные будут иметь право заключать сделки только при наличии доверенности от уполномоченных товарищей. Следует обратить внимание на то, что подобная доверенность может быть выдана только полным товарищам либо вкладчикам (в коммандите), а не третьим лицам[30].

Безусловно, контрагенты, заключающие сделки с товарищами, не обязаны знать о наличии каких-либо ограничений в учредительном договоре. Поэтому ГК РФ устанавливает специальные последствия выхода участников за пределы установленных для них ограничений. Так, если учредительный договор предусматривает совместное ведение дел или ведение дел определенным участником (участниками) товарищества, а сделки совершены при отсутствии общего согласия либо неуполномоченными участниками, эти сделки могут быть признаны недействительными, только если контрагент был осведомлен о наличии ограничений. Очевидно, тот факт, что контрагент был осведомлен, должно будет доказывать товарищество.

Любой полный товарищ имеет право вести предпринимательскую деятельность от имени товарищества, следовательно, каждый товарищ должен иметь статус предпринимателя, т.е. быть физическим лицом - индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом коммерческого типа. Участие в товариществе некоммерческих организаций, имеющих право в соответствии с учредительными документами осуществлять предпринимательскую деятельность, представляется весьма спорным, т.к. у данных организаций иная цель создания. Думается, именно поэтому ГК РФ в п. 4 ст. 66 прямо устанавливает невозможность для некоммерческих организаций быть полным товарищем как в полном, так и в коммандитном товариществе.

Еще одно требование, предъявляемое к полным товарищам, состоит в том, что полный товарищ имеет право в этом качестве участвовать только в одном товариществе (полном либо коммандитном). Это объясняется тем, что товарищ своим участием гарантирует интересы кредиторов, которые, имея дело с товариществом, рассчитывают получить удовлетворение за счет личного имущества товарищей, поэтому участие лиц в качестве полных товарищей в нескольких товариществах ослабит гарантии прав кредиторов. Так ли это? Отвечая на этот вопрос, вспомним, что любой субъект гражданского права, вступая в гражданско-правовые отношения, несет ответственность всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание по требованию кредиторов. Соответственно, полный товарищ имеет право заключать любые непредпринимательские сделки. Что касается сделок предпринимательских, то ГК РФ (п. 3 ст. 73) содержит только одно ограничение - товарищ не вправе без согласия остальных товарищей в своих интересах либо в интересах третьих лиц совершать сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества, т.е. конкурировать с ним. Поскольку ГК РФ ничего не говорит об иных сделках, мы приходим к выводу о правомерности их заключения. То есть полный товарищ имеет право вести собственную предпринимательскую деятельность, если она не аналогична той, которую осуществляет товарищество. Получается, что товарищ может вести собственную предпринимательскую деятельность и не может ее осуществлять путем участия более чем в одном товариществе. Такая ситуация представляется нелогичной; соответственно, было бы целесообразнее исключить из ГК РФ положения, запрещающие участие субъекта в качестве полного товарища более чем в одном полном товариществе[31].

Вкладчиками товарищества на вере могут быть любые субъекты (включая коммерческие организации), кроме тех, кому это запрещено законом. В настоящее время такой запрет распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления, которые в соответствии с ч. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. В отношении участия в качестве вкладчиков в товариществах, финансируемых собственником учреждений, ч. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ устанавливает необходимость разрешения на это собственника.

Особенности правового положения коммандитистов состоят в том, что, во-первых, они не участвуют в деятельности товарищества и не отвечают по его обязательствам; во-вторых, их участие в товариществе может не раскрываться. ГК РФ не предъявляет требований, в соответствии с которыми учредительный договор должен содержать информацию о вкладчиках и подписываться ими. В учредительном договоре необходимо лишь указать совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками. Соответственно, только полные товарищи могут решать вопрос о конкретном вкладчике и размере его доли; внесение вклада удостоверяется свидетельством, выдаваемым вкладчику. Таким образом, допускается анонимное участие субъекта в качестве коммандитиста в товариществе на вере.

 


2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ

 

2.1. Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ

 

Договор об учреждении хозяйственных товариществ и обществ (учредительный договор) относится к категории договоров о совместной деятельности. На него распространяются (за некоторым исключением) общие нормы гражданского законодательства о сделках, в частности, требования, предъявляемые к участникам договора.

Учредителями (участниками) хозяйственных товариществ и обществ могут быть физические и юридические лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.4 ст.66 ГК РФ).

На наш взгляд, следует разграничивать понятия «учредитель», «учредитель-участник» и «участник» хозяйственного товарищества или общества.

Сторонами учредительного договора о создании юридического лица являются учредители данной организации. С момента государственной регистрации юридического лица учредительный договор прекращает свое действие вследствие исполнения, а его стороны (учредители) приобретают статус участников вновь созданной организации. Однако их статус несколько отличается от положения участников, не выступавших в качестве учредителей. Так, участники-учредители являются субъектами ответственности по обязательствам, возникшим в связи с созданием юридического лица и не исполненным на момент его государственной регистрации; на них распространяются и другие ограничения, предусмотренные законодательством, например, учредители банка не могут выходить из состава его участников в течение первых трех лет со дня его регистрации (ст.11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»[32]).

Физическим лицом-учредителем хозяйственного товарищества или общества может быть как гражданин РФ, так и иностранный гражданин либо лицо без гражданства, являющиеся полностью дееспособными.

В литературе высказывалось мнение о том, что «несовершеннолетние граждане и лица, ограниченные в дееспособности в установленном законом порядке, ни лично, ни через представителя не могут быть участниками учредительного договора»[33]. Однако действующее гражданское законодательство не запрещает лицам, достигшим возраста 14 лет или ограниченным судом в дееспособности (ст.26, 30 ГК РФ), выступать в качестве стороны учредительного договора с согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей).

Более того, по нашему мнению, от имени несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет - малолетнего, или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при наличии у них своего имущества (например, полученного в порядке наследования или по безвозмездным сделкам (дарение)) вправе выступать учредителями хозяйственных обществ и товариществ их законные представители (родители, усыновители, опекуны), если посчитают участие в учредительном договоре наилучшим способом распоряжения имуществом подопечного. Дополнительной гарантией интересов подопечного в данном случае является необходимость получения опекуном либо попечителем предварительного согласия органов опеки и попечительства на совершение любых сделок, связанных с уменьшением имущества подопечного. Заключение же учредительного договора всегда влечет за собой некоторое уменьшение имущества учредителя, поскольку основной обязанностью учредителя является оплата уставного капитала создаваемой организации.

Физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, не могут выступать учредителями-участниками (применительно к данному виду юридического лица понятия учредителя и участника совпадают) полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.

Если учредителями становятся иностранные инвесторы (иностранное физическое либо юридическое лицо, лицо без гражданства), требуются дополнительные гарантии исполнения ими основной обязанности учредителя - оплатить уставный капитал создаваемого юридического лица. Поэтому законодательством России предусмотрен особый порядок создания таких хозяйственных обществ и товариществ. В основном эти требования сводятся к предоставлению документов о платежеспособности иностранного инвестора, выданных обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык), заключений соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях и проч.[34]

Для юридических лиц возможность образовывать общества и товарищества зависит от объема правоспособности, которая может быть ограничена учредительными документами либо законодательством, и от правомочий по распоряжению принадлежащим им имуществом. В силу этого, в частности, не могут выступать учредителями хозяйственных обществ и товариществ юридические лица, не являющиеся собственниками своего имущества, без согласия собственника. К данной категории относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения.

Однако отдельным видам учреждений такое право предоставлено законом. Например, в 1992 г. было предусмотрено право государственных учреждений культуры и образовательных учреждений «участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью»[35]. Данное исключение предусмотрено в настоящее время и п.4 ст.66 ГК РФ: «финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом».

Возникает вопрос: какое имущество учреждение может вносить в качестве вклада в уставной капитал учреждаемого юридического лица? В соответствии с п.1 ст.298 ГК РФ оно не вправе даже с согласия собственника отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете. Эта часть имущества находится у учреждения на праве оперативного управления. Другая часть имущества, приобретенная учреждением в результате осуществления приносящей доходы деятельности и учитываемая на отдельном балансе, находится на особом вещном праве, прямо не названном законодателем. Однако, как справедливо отмечает профессор Е.А. Суханов, характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно является правом хозяйственного ведения[36], таким образом, учреждение может самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, в том числе и вносить его в учредительный капитал хозяйственных товариществ и обществ (ст.295 ГК РФ). С мнением авторов, считающих, что «учреждение в любом случае может участвовать в создании и быть акционером общества лишь с согласия финансирующего его собственника»[37], согласиться нельзя.

Казенные предприятия в любом случае могут участвовать в учредительном договоре только с согласия собственника их имущества.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которым их имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, закон разрешает вносить в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ лишь движимое имущество, распоряжение же недвижимым имуществом возможно только с согласия собственника в лице соответствующего государственного комитета по управлению имуществом. На возникающие в этой связи отношения не распространяются нормы законодательства о приватизации[38].

Наибольшие проблемы на практике возникают при определении правового положения государственных органов и органов местного самоуправления как учредителей коммерческих юридических лиц. По общему правилу, сформулированному в п.4 ст.66 ГК РФ, они не могут выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Более того, ранее, согласно действовавшему до принятия Гражданского кодекса РФ 1994 г. законодательству, не было ясности в вопросе о том, какие государственные и муниципальные органы вправе принимать участие в создании коммерческих структур вне приватизационных процессов. Данные органы при учреждении юридических лиц выступали от своего имени, а не от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Неоднозначно определяло законодательство и правовой режим вкладов учредителей в уставный капитал учреждаемых субъектов хозяйствования. Так, в период с 1991 по 1995 г., с одной стороны, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» закреплял, что имущество юридических лиц принадлежало их участникам на праве общей долевой собственности. С другой стороны, юридические лица признавались собственниками этого же имущества, включающего и вклады учредителей (ст.14 Закона РСФСР от 14 июля 1990 г. «О собственности на территории РСФСР», ст.11 Основ гражданского законодательства).

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством права акционеров (в акционерных обществах) по вкладам государства и муниципальных образований осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом или иные уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления (ст.94 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[39]). Согласно п.4 ст.7 этого же закона, общества, учредителями которых являются государственные органы и муниципальные образования (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации), могут быть только открытыми.

Возникают трудности и при определении круга органов государственной власти - учредителей юридических лиц. Не могут быть учредителями коммерческих юридических лиц:

а) федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав Правительства России: министерства, комитеты, ведомства;

б) государственные органы, осуществляющие функции контроля и управления и образующие единую федеральную систему, например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения[40], федеральная служба налоговой полиции и подчиненные ей службы в субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Анализ законодательства о хозяйственных товариществах