Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:24, курсовая работа
В национальном праве Российской Федерации все виды договора аренды традиционно находят свое правовое регулирования в кодифицированном гражданском законодательстве: в настоящее время - гл.34 ГК РФ. Между тем с каждым новым витком развития права, арендные правоотношения находят все большее правовое регулирование. В настоящее время на регулирование института аренды (как частных правоотношений по аренде, так и публичных) направлены десятки и сотни разноуровневых актов: от международных конвенций до ведомственных нормативных актов и материалов судебной практики. Необходимо помнить, что в российском гражданском праве понятия договора аренды и договора имущественного найма выступают синонимами.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Содержание договора аренды …………………………………..…………...5
1.1. Понятие и предмет договора аренды……..………………………………..5
1.2. Виды договора аренды…………………………………………………...6
1.3. Форма и государственная регистрация договора аренды……………….
1.4. Выкуп арендованного имущества……………………………………….
1.5. Заключение договора аренды…………………………………………….
1.6. Расторжение договора аренды……………………………………………
2. Условия договора аренды………………………….……………………….11
2.1. Существенные и дополнительные условия договора аренды….……….13
2.2. Объекты договора аренды………………………………………………….
2.3. Стороны договора аренды …………………………... .………………….13
2.4. Права и обязанности сторон по договору аренды…….…………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...28
венно, не относится. Аренда не создает для арендатора вещного права, а, напротив, обременяет чужое вещное право (арендодателя). Об этом, кстати, прямо говорится и в п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: «Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения)».
Необходимо учитывать также положение, содержащееся в п. 2 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому регистрация договора арен¬ды объекта недвижимого имущества возможна только при наличии госу¬дарственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Еди¬ном государственном реестре прав1'
Поскольку с государственной регистрацией договора аренды недви¬жимости законодатель связывает момент заключения договора, важно на¬помнить о том, какими правовыми средствами защиты обладает каждая из сторон договора при уклонении контрагента от государственной регистра¬ции договора аренды недвижимости. Имеется в виду норма, содержащаяся в п. 3 ст. 165 ГК, в соответствии с которой если сделка, требующая госу¬дарственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сто¬рон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой сторо¬ны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистри¬руется в соответствии с решением суда.
1.4. Выкуп арендованного имущества
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о выкупе арендованного имущества. ГК (ст. 624) предусматривает, что условие о выкупе арендо¬ванного имущества по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены может быть предусмотрено не только договором аренды, но и законо¬дательством.
Примером выкупа имущества в силу закона могут служить имеющие широкое распространение факты приобретения образованными в ходе при-
1 См. п. 17 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собствен¬ности и других вещных прав (Информационное письмо Президиума Высшего Арбит¬ражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. № 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. № 7. С. 100).
ватизации коммерческими организациями в собственность арендуемых ими помещений. Начиная с 1992 г. во всех программах приватизации содержались нормы, допускающие продажу таким юридическим лицам находящихся в государственной или муниципальной собственности нежилых помещений.
Так, в соответствии с п. 5.11 Государственной программы привати¬зации государственных и муниципальных предприятий в Российской Фе¬дерации на 1992 год1 товаРиЩествам> созданным трудовыми коллектива¬ми структурных подразделений, выделившихся из состава арендных предприятий, было предоставлено преимущественное право на заключе¬ние долгосрочного договора аренды занимаемых указанными структур¬ными подразделениями нежилых помещений, зданий, строений и на вы¬куп последних в собственность через год после выкупа арендованного имущества.
Государственной программой приватизации государственных и муни¬ципальных предприятий в Российской Федерации (п. 5.14.6), утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. №22842' Установлено> ч™ товарищество или акционерное общество, созданное на основе аренды го¬сударственного имущества и- выкупившее арендованное имущество, имеет исключительное право приобретения в собственность или по его усмотре¬нию право аренды на срок не менее 15 лет зданий, сооружений, нежилых помещений, которыми оно фактически владело и пользовалось.
В настоящее время названные правила выкупа арендованных нежи¬лых помещений действуют в редакции Основных положений Государст¬венной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвер¬жденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 15353' ПРавом на приобретение арендованных нежилых помещений, зданий, сооружений наделены: физические и юридические лица, ставшие собственниками приватизированных государственных и муниципальных предприятий в результате приобретения их по конкурсу, на аукционе либо в результате выкупа государственного или муниципального имущества, ранее сданно¬го в аренду; акционерные общества открытого типа, созданные путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в про¬цессе приватизации, при условии продажи в установленном порядке не менее 75% их акций; граждане и их объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в случае, если договор аренды был
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Со¬
вета Российской Федерации. 1992. № 28. Ст. 1617.
2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 2.
3 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.
ими заключен по результатам конкурса или аукциона; предприятия (юри¬дические лица), не более 25% уставного капитала которых находится в государственной или муниципальной собственности, в случае, если дого¬вор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объ¬ектов нежилого фонда; товарищества и акционерные общества, создан¬ные на основе аренды государственного имущества, выкупившие его и фактически использующие объекты нежилого фонда в процессе своей деятельности.
Еще раз подчеркнем, что
во всех приведенных случаях
Необходимо отметить,
что право на выкуп арендованного
государст¬венного или
Квалификация правоотношений,
связанных с выкупом
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о пере¬воде на него заложенных прав арендатора, принадлежащих товариществу с ограниченной ответственностью по договорам аренды, заключенным с ко¬митетом по управлению городским имуществом (КУГИ), со всеми выте¬кающими из них имущественными правами, в том числе и правом требова¬ния к КУГИ или другому уполномоченному государственному органу за¬ключить договор купли-продажи арендованных помещений. Решением суда иск был удовлетворен.
При рассмотрении дела в порядке надзора Президиумом Высшего Ар¬битражного Суда Российской Федерации было установлено следующее.
В процессе приватизации товарищество выкупило имущество кафе, бара, буфета, ресторана по договору с фондом имущества и заключило до¬говоры на аренду соответствующих помещений, находящихся в муници¬пальной собственности.
Согласно другому договору товарищество обязалось перечислить ист¬цу (акционерному обществу) определенную сумму денежных средств.
В обеспечение денежного
обязательства акционерное
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что передача предусмотренных договором прав арендатора, включая право требования заключения договора купли-продажи помещений, не запрещена законом.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал эти доводы суда ошибочными. Поскольку спорные правоотношения возникли в процессе приватизации муниципального имущества, при разрешении спора следует руководствоваться правовыми нормами, регламентирующими вопросы приватизации.
Действующим законодательством приватизация государственного или муниципального имущества указанным способом (через залоговые сделки) не предусмотрена. Следовательно, у юридического лица, не являющегося субъектом процесса приватизации, не возникает права на понуждение соб¬ственника заключить с ним договор купли-продажи имущества, переданно¬го в аренду.
Продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда осуществляется, согласно пункту 2.6 Государственной программы приватизации государст¬венных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, только созданным в процессе приватизации товариществам и акционерным обще¬ствам, являющимся арендаторами указанных помещений.
Кроме того, цена на приобретаемые арендаторами в собственность не¬жилые помещения должна устанавливаться по методике, утвержденной орга¬нами местного самоуправления в соответствии с пунктом 4.9 Основных по¬ложений Государственной программы приватизации государственных и му¬ниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.
Пунктом 4.5 Основных положений право на приобретение в собствен¬ность сданных в аренду помещений предоставлено юридическим лицам,
ставшим собственниками
приватизированных
Таким образом, реализация залогового требования акционерным об¬ществом в обход норм, регулирующих вопросы приватизации, повлекла незаконную передачу права собственности на муниципальное имущество, которое могло быть приобретено только путем его выкупа в порядке прива¬тизации лицом, наделенным соответствующими правами в силу закона.
Неправильное применение правовых норм, регулирующих залоговые отношения, к рассматриваемому спору, связанному с возникновением права собственности на объект приватизации, привело к принятию незаконного судебного акта.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ решение арбитражного суда отменил, в иске отказал'.
В практике применения законодательства о приватизации при выкупе арендованного государственного и муниципального имущества важно оп¬ределить четкую границу между сферой применения положений публично¬го права и отношениями, охватываемыми гражданским законодательством. Скажем, в арбитражно-судебной практике по разрешению споров, связан¬ных с принудительным выкупом нежилых помещений, как уже отмечалось, длительное время, в том числе и после введения в действие ГК, применя¬лось законодательство о приватизации, которое полностью игнорирует пра¬ва и законные интересы таких субъектов права собственности, как субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Все государствен¬ные программы приватизации, действовавшие с 1992г., непосредственно определяли, какие объекты подлежат продаже в частную собственность и по какой цене (например, в отношении нежилых помещений, включая му¬ниципальные, цена продажи устанавливалась из размера двукратной годо¬вой арендной платы).
На наш взгляд, такая практика арбитражных судов не соответствовала целому ряду положений о праве собственности, содержащихся в ГК. В ча¬стности, речь идет о нормах ГК, устанавливающих, что государственной собственностью является не только имущество, принадлежащее Российской Федерации, но и имущество, принадлежащее на праве собственности субъ¬ектам Российской Федерации, от имени которых права собственника осу¬ществляют их органы в рамках компетенции, определяемой правовыми ак¬тами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК). Иму¬щество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским по¬селениям, а также другим муниципальным образованиям, является муници-
1 См.: Вестник ВАС РФ. 1998. № 6. С. 27-28.
палъной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (пп. 1, 2 ст. 215 ГК). На каком же основании один субъект права собственности (Российская Федерация) указывает другим самостоятельным субъектам права собственности (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования), какие объекты и по какой цене последние должны продать в частную собственность?
Практика Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ исходила из того, что таким основанием являются положения ст. 217 ГК, устанавли¬вающие приоритет законодательства о приватизации перед нормами ГК. Однако внимательный взгляд на указанные положения ст. 217 ГК опровер¬гает такой подход. Вот весь текст ст. 217: «Имущество, находящееся в го¬сударственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муници¬пального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если за¬конами о приватизации не предусмотрено иное» (курсив наш. - В.В.).
Буквальное прочтение ст. 217 ГК свидетельствует
о том, что законода¬тельство
о приватизации имеет приоритет
перед ГК лишь в части регламента¬ции
порядка продажи
В настоящее время