Договор перевозки автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом, ответственность перевозчика, а также подробнее рассмотреть сущность договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93

Работа состоит из  1 файл

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ.docx

— 112.57 Кб (Скачать документ)

 ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Курсовая работа: 95 с., 17 источников

 

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ, ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА, СМЕШАННАЯ ПЕРЕВОЗКА, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ПЕРЕВОЗЧИКА.

 

Объектом исследования настоящей  курсовой работы являются правовые отношения, вытекающие из договора перевозки грузов и возникающие между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем или  иным лицом, уполномоченным на получение  груза.

 

Предмет исследования включает в себя отдельные элементы правового  регулирования порядка заключения договора перевозки, порядка оплаты и ответственности перевозчика  по данному договору. В данной работе также рассмотрены особенности  международных договоров, а в  частности договора смешанной перевозки  в международном сообщении.

 

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов автомобильным  транспортом, ответственность перевозчика, а также подробнее рассмотреть  сущность договора международной перевозки  грузов автомобильным транспортом.

 

При выполнении работы использованы общие методы исследования: формально-логический, в частности, анализ, синтез, классификация; метод определения, а также специальные: сравнительно-правовой, формально-юридический  методы.

 

Для достижения целей написания  курсовой работы были изучены соответствующие  разделы учебников по гражданскому праву, статьи белорусских и российских юристов, проанализирован ряд действующих  нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по перевозке грузов, а  также были проанализированы обзоры судебной практики.

 

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические  положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ        5

 

1.Договор перевозки: вехи  развития и аспекты современного  этапа регулирования        6

 

1.1 Договор перевозки по  дореволюционному российскому гражданскому  праву        6

 

1.2. Договор перевозки по  советскому гражданскому праву.        11

 

1.3. Гражданский кодекс  Республики Беларусь и транспортное  законодательство        19

 

2. Правовая природа договора  перевозки        27

 

2.1 Общие требования при  осуществлении автомобильных перевозок  грузов        39

 

2.2. Порядок оплаты за  перевозку груза        50

 

3. Международные перевозки        53

 

3.1. Порядок расчетов за  международные автомобильные перевозки        56

 

3.2. Понятие и сущность  смешанной перевозки грузов во  внутриреспубликанском и международном  транспортном сообщении        59

 

4. Ответственность перевозчика        68

 

Заключение        91

 

Список использованных источников:        93

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Деятельность по перемещению  грузов в юридическом аспекте  проявляется в многочисленных, разнообразных, взаимосвязанных и взаимозависимых  правовых отношениях, возникающих и  существующих от начальной до завершающей  стадии процесса перемещения грузов и людей. При этом применительно к грузам нужно иметь в виду правоотношения, выражающие как непосредственно транспортный процесс, так и тесно связанные с ним операции, обеспечивающие организацию этого процесса, содействующие его осуществлению и поэтому экономически неотделимые от основного процесса доставки грузов.

 

Среди задач данной работы следует отметить:

раскрытие сущности понятия  договора перевозки;

рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных  перевозок грузов;

определение международных  перевозок;

исследование различных  аспектов ответственности перевозчика.

 

Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие  методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой).

 

Необходимо отметить среди  использованных источников работы М.И  Брагинского "Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере  транспорта", В.А.Егиазарова "Транспортное право", Д.В. Авчинкин "Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров", статьи из журналов "Юрист", "Юстиция Беларуси", "Налоги и бухгалтерский учет". В целом курсовая работа основана на гражданском и хозяйственном кодексе, а также на иных нормативно-правовых актах Республики Беларусь.

 

1.Договор перевозки: вехи  развития и аспекты современного  этапа регулирования

 

 

 

В российской и белорусской  гражданско-правовой доктрине укоренилось  понятие "транспортные договоры", под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые  в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно понимается договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

 

Что касается остальных так  называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная  роль, а их значение видится в  обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира  или багажа.

 

Говоря о роли данного  вида транспортных отношенияй, необходимо отметить, что договор перевозки в частности начинает свое законодательное оформление еще в дореволюционном российском гражданском праве.

 

1.1 Договор перевозки по  дореволюционному российскому гражданскому  праву

 

 

 

До революции 1917 г. российское гражданское законодательство рассматривало  договор перевозки в качестве отдельного вида договора подряда (Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. Ст. 1738), не признавая его самостоятельным договором (sui generis).

 

Вместе с тем гражданско-правовая доктрина того времени исходила из самостоятельного характера договора перевозки и необходимости обеспечения  его детального регулирования. Уже в "Очерке основных понятий торгового права", опубликованном в 1886 году, П.П. Цитович писал, что если "обращение товаров в смысле перехода от одного лица к другому происходит главным образом через договор покупки", то "обращение (циркуляция) товаров в смысле перехода с места на место происходит через договор перевозки (транспорта)" Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947. С. 491. В третьем томе "Курса гражданского права", увидевшем свет в 1896 году, К.П. Победоносцев указывал, что "при облегченном и усиленном в последнее время передвижении товаров и вещей между отдельными местностями, морским путем и по железным дорогам особенно важное значение получил договор о перевозке, или фрахтовый". Если П.П. Цитович и К.П. Победоносцев ограничиваются лишь перечислением характерных признаков договорных отношений по перевозке, то Г.Ф. Шершеневич во втором томе своего четырехтомного "Курса торгового права" дает определение договора перевозки как соглашения, "в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи, сухим путем или водой, своими средствами передвижения, в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю"2. Нетрудно заметить, что приведенное определение мало чем отличается от определений, даваемых в современной научной и учебной литературе, основанных на действующем законодательстве.

 

Таким образом, тот же Г.Ф. Шершеневич при классификации гражданско-правовых договоров отводил договору перевозки самостоятельное место в категории договоров на предоставление пользования чужими услугами, куда наряду с перевозкой он включал также личный наем, подряд, доверенность, комиссию, поклажу и товарищество. Отсутствие же законодательного признания самостоятельного характера договора перевозки он объяснял тем, что "позднейшие договоры образуются из прежних путем сочетания различных юридических элементов. Но такая классификация предполагает уже выполненным подробный анализ каждого договора, между тем как до сих пор редкий договор не возбуждает спора о юридической его природе".

 

В период подготовки проекта  Гражданского Уложения (далее - ГУ), который, как известно, был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 г., у российских цивилистов уже не было сомнений в  том, что договор перевозки должен быть признан самостоятельным гражданско-правовым договором. Согласно проекту ГУ (ст. 1993) по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную  плату) доставить сухим путем  или водой в указанное место  пассажиров либо вверенный ему, перевозчику, отправителем груз и сдать последний  в месте назначения определенному  лицу (получателю).

 

Редакционная комиссия, готовившая ГУ подчеркивала, что определение договора перевозки соответствует взгляду судебной практики и выражает обширное понятие, под которое подпадают весьма разнообразные виды перевозки. По мысли создателей, нормы ГУ должны были охватить чрезвычайно широкую сферу правоотношений, возникающих при перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Поэтому проект включал в себя все общие положения, относящиеся к разнообразным видам перевозок, тем самым обеспечивалось единообразное регулирование сходных правоотношений, вытекающих из перевозки грузов, пассажиров и багажа. Подобное регулирование обеспечивалось совокупностью норм, объединенных в 42 статьи (для сравнения, современный Гражданский кодекс РФ включает в себя лишь 17 статей, регламентирующих отношения, связанные с договором перевозки).

 

Уже само определение договора перевозки содержало указание на все основные элементы этого договора: лиц, участвующих в заключении и  исполнении договора перевозки (отправитель, перевозчик, получатель); основное обязательство  перевозчика (доставка и сдача груза  получателю); основное право требования перевозчика (вознаграждение); основные виды перевозок (сухим путем посредством, как правило, железнодорожного транспорта или водой).

 

Под отправителем понималось лицо, заключившее договор перевозки  от своего имени. В качестве отправителя  мог выступать и не собственник  груза, например комиссионер или  иное лицо, отправляющее груз по поручению  и за счет иного лица, но от своего имени в качестве самостоятельной  договаривающейся стороны. Лицо, сдающее  груз к отправке на основании доверенности и от имени отправителя, признавалось не отправителем, а сдатчиком, для  которого из договора перевозки не возникает ни прав, ни обязанностей.

 

Довольно своеобразной и  необычной (с позиции сегодняшнего дня) представляется трактовка понятия "перевозчик", имеющаяся в материалах Редакционной комиссии по составлению  проекта ГУ. Перевозчиками признавались не только лица, обязывающиеся к  перевозке в буквальном смысле этого  слова, но вообще доставляющие груз из одного места в другое независимо от способов и средств передвижения. Отмечалось, в частности, что "доставка грузов может совершаться переноской, перекатыванием (например, бочек), подыманием (колокола), сплавом (плотов) и тому подобными способами. При этом безразлично для понятия "перевозчик", пользуется ли он для доставки груза исключительно своими личными силами (например, носильщик, нагрузчик) или же исполняет договор при помощи перевозочных средств, как-то: железной дороги, парохода, телеги, животного (например, верблюда)... причем перевозочные средства (например, вагоны и суда) могут быть приводимы в движение всякой двигательной силой, как-то: людьми, животными, паром, ветром, электричеством и т.п.".

 

Таким образом, до революции 1917 г. договор перевозки в том  виде, как он был сконструирован в Общем уставе российских железных дорог и как он проектировался в подготовленном проекте Гражданского Уложения применительно ко всем видам  перевозок, рассматривался в качестве самостоятельного гражданско-правового  договора, который являлся двусторонним, возмездным, реальным. Кроме того, говоря современным юридическим языком, в этом договоре, заключаемом с  транспортной организацией общего пользования, мы можем обнаружить все признаки публичного договора, поскольку соответствующая  транспортная организация (общественный возчик) не имела права, за исключением  отдельных случаев, предусмотренных  законом, отказать пассажиру или  грузоотправителю в заключении договора перевозки. Более того, по способу заключения договора с такими транспортными организациями мы отнесли бы его сегодня к договорам присоединения, так как пассажир или грузоотправитель заключал договор перевозки не иначе как присоединяясь к условиям, выработанным перевозчиком и изложенным в соответствующих правилах перевозки.

 

Что касается формы заключения договора перевозки, то, например, на российских железных дорогах действовала система  двух документов: накладной и дубликата  накладной. Накладная составлялась самим грузоотправителем или  по его указанию станцией отправления. Печатные бланки накладных выдавались железной дорогой всем желающим за определенную плату (ст. 56 Общего устава). Значение накладной состояло в том, что она не только удостоверяла заключение договора перевозки груза, но и сопровождала перевозимый груз на всем пути его  следования. Железная дорога имела  право потребовать от грузоотправителя составления отдельных накладных  на скоропортящиеся грузы, а также  на иные грузы, которые по своим свойствам  не могли быть помещены вместе с  другими предметами. Если партия груза  превышала вместимость одного вагона, отдельные накладные составлялись на каждый вагон. Кроме того, не допускалась  отправка по одной накладной: предметов, дозволенных к перевозке лишь с соблюдением особых условий, и  предметов, дозволенных безусловно к перевозке; предметов, подлежащих таможенным, акцизным и полицейским обрядностям, и предметов, этим обрядностям не подлежащих; грузов, отправляемых на имя известного лица, и грузов, отправляемых на предъявителя (ст. 58 Общего устава).

 

Как мы видим, уже в начале века регламентирование данного  вида отношений было довольно детально определено в законодательстве, несмотря на определенную специфику как-то некоторое пересечение понятий перевозки и выполнения подрядных работ, регулирование сухопутных перевозок только посредством железных дорог.

Информация о работе Договор перевозки автомобильным транспортом