Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:52, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
- рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
Так, А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, указывает: "Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Хочется верить, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности, с точки зрения гражданского права, не приводит к изменению муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме"36.
Такое толкование субъектов прав муниципальной собственности ошибочно. Наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника - муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.
Особо актуален и вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной собственности. По этому поводу Е. Колюшин отмечает: в соответствии с ГК РФ, ни субъекты Федерации, ни муниципальные образования не могут устанавливать особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Однако в п.4ст.29 Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Эта норма федерального закона делегирует местному самоуправлению полномочие, которое согласно ст.217 ГК РФ должно быть урегулировано законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Однако вывод о делегировании муниципальным образованиям государственных полномочий по установлению порядка приватизации, думается, неточен. Вопросы регулирования приобретения и прекращения права муниципальной собственности - смены собственника муниципального имущества относятся к гражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, - к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. При этом муниципальные образования регулируют порядок и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделения их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества37.
Муниципальная собственность представляет собой особую форму собственности со специфической структурой субъектов и объектов, присущими только ей характеристиками и противоречиями. Она имеет плюралистические проявления в силу ее двойственной природы, но вместе с тем вполне самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена ее особыми, только ей присущими, родовыми признаками, собственным положением в системе экономических отношений и закреплена юридически как особый сектор экономики. В российской действительности выделяются факторы формирования и развития муниципальной собственности: масштабное разгосударствление объектов муниципальной собственности, приватизация; муниципальное участие в управлении своей территории и контроль за экономическими процессами; привлечение дополнительных источников средств для местного бюджета; расширение финансовых и материальных возможностей для обеспечения нужд защиты населения. От государственной формы собственности муниципальная отличается следующей особенностью: владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет население непосредственно или органами местного самоуправления в соответствии с волей и в интересах, а также с историческими и местными традициями населения, для удовлетворения довольно узких целей по улучшению условий жизни местных жителей. Государственная же собственность стремится к удовлетворению потребностей всех граждан, независимо от места их жительства. Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная форма собственности как на федеральном уровне, так и на территориальном - эта форма собственности ещё недостаточно изучена.
Глава 2:Частная форма собственности.
2.1. Собственность граждан.
Чтобы жить, каждый человек должен хотя бы в минимальной степени удовлетворять свои материальные и духовные потребности -в пище, одежде, жилище, получения образования, которое давало бы ему возможность приспособиться к нынешним условиям производства и обмена. Основные из этих потребностей члены общества удовлетворяют за счет той доли общественного продукта, которая поступает в их собственность и которой они владеют, пользуются и распоряжаются по своему усмотрению и в своих интересах, устраняя всех других лиц от вмешательства в закрепленную за ним как за собственником сферу хозяйственного господства над принадлежащим им имуществом38.
Основной правовой
формой наделения граждан
Частная собственность граждан представляет индивидуальное присвоение материальных благ для удовлетворения личных потребностей граждан. Такие материальные блага граждане приобретают, активно участвуя в экономических отношениях присвоения совокупного общественного продукта (индивидуальной форме и коллективной)39, также путем путём участия в гражданско - правовых отношениях.
Помимо названных
оснований возникновения
Гражданско-правовые способы присвоения - включают получение процентов на капиталы в банке, принятие наследства, получение имущества в дар, другие гражданско-правовые сделки, направленные на удовлетворение личных потребностей и другие способы40.
В зависимости от стадии, на которой гражданин вступает в гражданско-правовые отношения по присвоению, различают первоначальные и производные способы возникновения права собственности. При первых право собственности на вещь возникает в следующих случаях:
-на стадии выделения из природы общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ) В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником (в роли которого чаще всего выступает государство), или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, лов рыб, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу. Несмотря на то, что возникновение права собственности на эти объекты не обусловлено правами прежнего собственника, они не относятся к бесхозным. Такие объекты находятся, как правило, в государственной или муниципальной собственности, что определено специальными законами, которые и регулируют порядок сбора общедоступных вещей.
-приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь или созданную вещь относится к первоначальным способам, поскольку право собственности возникает на вещь, которой раньше не было, т.е. возникает впервые на эту вещь. Собственником вещи становится тот, кто изготовил или создал ее для себя (в своем интересе, для удовлетворения собственных потребностей) с соблюдением законов п.1 ст.218 ГК РФ. Если вещь создается по договору для другого лица, то последнее и становится собственником в силу условий договора. Созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой. При этом право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации.
-переработка как способ приобретения права собственности согласно впервые появившейся в отечественном правопорядке ст.220 ГК РФ-это изготовление новой движимой вещи из материалов, не принадлежавших изготовителю. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на эту вещь приобретает собственник материала. При этом собственник материала обязан возместить изготовителю стоимость переработки, если иное не предусмотрено договором. В порядке исключения изготовитель может стать собственником новой вещи лишь при одновременном наличии трех условий: стоимость переработки существенно превышает стоимость материала; изготовитель добросовестен, т.е. не знал и не должен был знать до окончания изготовления знать о том, что использует чужой материал; изготовитель осуществил переработку для себя. При этом изготовитель обязан возместить собственнику материалов их стоимость, хотя следует подчеркнуть: эта компенсация не является условием приобретения права собственности41.
Обратимся теперь к такому первоначальному способу как приобретение права собственности на бесхозное имущество, находку, безнадзорных животных и клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо не известен, либо отказался от них, либо утратил на них право. Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное, эта презумпция прямо в законе установлена, но вытекает из смысла п.3 ст.10 ГК РФ42. Приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался. В соответствии со ст.226 ГК РФ движимые вещи, от которых собственник отказался, брошенные или иными образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены в собственность владельца земельного участка, водного объекта или иного объекта, где находится брошенная вещь, при условии, что стоимость такой вещи явно ниже суммы соответствующей 5-кратному МРОТ.
Правовой режим находки, безнадзорных животных и клада определяется ст. 227-233 ГК РФ. Находкой признается вещь, выбывшая из владения собственника или иного управомоченного на владение лица помимо его воли вследствие потери и кем- либо обнаруженная. При находке случайность имеет место на стороне как потерявшего вещь, так и нашедшего. Приобретение права собственности на найденную вещь возможно по истечении шести месяцев с момента заявления о находке полицию или в орган местного самоуправления. Если в течение указанного срока лицо, управомоченное на получение утерянной вещи, не будет установлено или не заявит о своем праве на вещь, нашедший вещь приобретает права собственности на эту вещь. К правилам о находке примыкают положения, определяющие правовой режим безнадзорных животных. Они распространяются как на безнадзорный или пригульный скот, так и на других безнадзорных домашних животных. На безнадзорных диких животных эти положения не распространяются.
Приобретение права
Приобретение права
К числу первоначальных оснований приобретения права собственности следует также отнести приобретательную давность, т.е. срок владения вещью по истечении которого приобретается право собственности. В советский период в гражданском законодательстве институт приобретательной давности закреплен не был, хотя потребность в нем отмечалась многими авторами. Положения о приобретательной давности вновь появились в российском законодательстве лишь в Законе РСФСР от 24 декабря 1990гю «О собственности в РФ», ныне уже утратившим силу в связи с вступлением в силу Части первой ГК РФ. Гражданский кодекс подробно прописывает основания приобретения права собственности на имущество по такому основанию. Возникновение права собственности в силу прообретательской давности требует добросовестного, длительного, открытого и непрерывного владения. В ГК РФ установлены два вида сроков в зависимости от категории объекта. Относительно недвижимого имущества лицо должно владеть им на протяжении 15 лет, а движимым в течение 5 лет. Следует отметить тот факт, что по основанию приобретательной давности может возникнуть лишь право частной собственности. Основная цель данного института заключается в том, чтобы придать существующим фактическим отношениям относительно определенного имущества юридическое значение. Он признан обеспечивать устойчивость гражданского оборота43.