Форма и виды собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:52, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
- рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

2. При разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно приложению №3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г.№3020-1 при разграничении государственной собственности на  федеральную, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находились. К таким объектам был отнесен жилищный фонд, и обеспечивающая его эксплуатационную инфраструктура, жилищно-эксплуатационные предприятия; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения(кроме областных больниц),народного образования(кроме спец школ для детей страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта. Процесс формирования муниципальной собственности находится в постоянном движении и совершенствовании, при этом объем данной собственности  постоянно  увеличивается. Так Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перечень объектов муниципальной собственности значительно расширяет и формирует с учетом возложенных задач на органы местного самоуправления. В состав муниципальной собственности согласно выше названному закону входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. 
Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для решения задач местного значения.

3. При передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

4. При передаче объектов собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность в порядке, установленном Законом;

5. При разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;

6. При объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;

7.Путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

8. При отказе от  приобретения в собственность лицом совершившим находку п.2ст.228ГК РФ, также в случае отказа от безнадзорных животных лицом их обнаруживших п.1ст.231 ГК РФ;

Муниципальное образование  в соответствии может приобретать  в собственность, брошенную недвижимую вещь. Бесхозные недвижимые вещи в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ берутся на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь30. До принятии судом указанного решения либо в случае непризнания судом бесхозяйной недвижимой вещи поступившей в муниципальную собственность она может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

На практике довольно часто встречаются случаи принудительного изъятия объектов недвижимости в связи с изъятием у собственника земельного участка, на котором эти объекты находятся ст.239 ГК РФ. На таком основании может возникнуть право муниципальной собственности на такое имущество, если орган местного самоуправления в судебном порядке докажет, что земельный участок необходим для реализации муниципальных   нужд, либо земля используется ненадлежащим образом.

  Законодательством установлен случай, когда муниципальное образование может быть наследником выморочного имущества. Так согласно п.2 ст.1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории РФ жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, котором данное жилое помещение расположено.

Условия формирования муниципальной собственности несут в себе не только возможности создания ее объектов и субъектов, но и определенные ограничения, обусловленные ресурсной ограниченностью территории, институциональной организацией общества и др.К причинами развития муниципальной собственности можно отнести: необходимость создания общественных благ, с чем может справиться в основном муниципальная собственность; контроль за естественными монополиями; поиск дополнительных источников пополнения местного бюджета; обеспечение социальной защиты населения31.

Все законы субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении также закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, в Рязанской области установили, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Определен состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения32. В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах(Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области);имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности(Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований33.

В случаях возникновения  у муниципальных образований  права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения их деятельности либо не относится к видам имущества   входящее в состав имущества муниципального образования, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества)  либо отчуждению (ч.5 ст.50 ФЗ №131). Под перепрофилированием фактически, понимается приведение имущества в состояние «предназначенности» для решения вопросов местного значения, чтобы избежать таких случаев муниципальное имущество подлежит обязательному учету и по объектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001г.№101-ФЗ «О разграничении государственной  собственности на землю» в  муниципальной  собственности могут находятся земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке. В муниципальной собственности находятся земельные участки: 

  которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;  

  право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;  

  которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием  внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у  муниципальных образований возникает  право собственности, является включение  этих земельных участков в состав:  

    земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;        

 земель сельскохозяйственного  назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;        

 земель запаса  в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности34.

Право владения землей должно подкреплять свидетельством о собственности.

Согласно ст.125 ГК РФ и п.2 ст.23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления правомочия собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

 Осуществление от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией не делает их собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

В связи с  этим муниципальное имущество, подобно  государственному, также делится  на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Признав гражданскую  правосубъектность муниципалитетов, Гражданский кодекс, однако, позволяет  выступать в гражданско - правовых отношениях только органам местного самоуправления (п. 2 ст. 125 ГК РФ). Тем самым муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности35.Такое толкование п. 2 ст. 125 ГК РФ не соответствует ее смыслу. В гражданско-правовых отношениях, регулируемых указанной нормой, в качестве их субъектов выступают именно муниципальные образования, а органы местного самоуправления при этом - лишь их представителями. Поэтому участие органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях не может снижать гражданскую правосубъектность муниципальных образований.

Субъектами  права муниципальной собственности выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования. Однако и ГК РФ, и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 ГК РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Информация о работе Форма и виды собственности в РФ