Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:52, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
- рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти. Все иные земли находящиеся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение ими осуществляется органами местного самоуправления.
Все иное имущество государства,
по общему правилу, не имеет отличий в
правовом режиме от имущества других собственников.
Основную массу своего имущества государство
распределяет среди юридических ли государственных
предприятий, учреждений и организаций.
Передача собственности Российской Федерации
специально созданным для этой цели юридическим
лицам, заключается в том, что юридические
лица, выступая в гражданском обороте
от собственного имени осуществляют все
правомочия собственника, однако собственником
такого имущества остается Российская
Федерация, а юридическим лицам, которым
имущество передается, предоставляются
ограниченные вещные права – право хозяйственного
ведения или право оперативного управления.
Приведем пример из судебной практики:
Первый заместитель областного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.
Решением суда
первой инстанции в удовлетворении
исковых требований отказано. Постановлением
суда апелляционной инстанции
Так как вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.303,п.2ч.1ст.305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным.
Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества - Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.
Имущество, поступающее в собственность государства и оставшееся нераспределенным между его юридическими лицами. Оно составляет государственную казну (как единый имущественный фонд) соответственно федерации, субъекта федерации и муниципального образования. Правомочия собственника в отношении такого имущества осуществляет Федеральное казначейство. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №703 «О Федеральном казначействе». В литературе предлагается выделять три составные части казны: денежные средства (бюджет); объекты специального назначения, используемые в публичных целях, не подлежащие отчуждению; иное имущество, не закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления18.
Особенности правового режима такой части казны. Как средства бюджета, устанавливаются нормами бюджетного законодательства. Для исполнения бюджета органы Федерального казначейства открывают единый счет федерального бюджета в Банке России. При этом необходимо учитывать, что денежные средства на расчетном счете банка- это не имущество, а имущественное право требования клиента к банку. Поэтому средства бюджетов не являются объектами собственности публично- правовых образований.
К объектам специального назначения можно отнести следующие виды имущества: государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней; государственный резерв; государственная часть музейного фонда; публично –правовая часть Архивного фонда РФ. Что касается «иного незакрепленного имущества», составляющего казну, то к нему относятся земля и иные природные ресурсы, ценные бумаги, и иные вещи, нераспределенные конкретным владельцам на условиях ограниченных вещных прав.
Все имущество, составляющее казну, обеспечивает государственный долг. Российская Федерация отвечает по своим обязательствам всем казенным имуществом, кроме объектов исключительной собственности.
Поскольку Российская Федерация не может непосредственно осуществлять права собственника, управление объектами государственной собственности и осуществление правомочий собственника государственного имущества осуществляется через систему государственных органов юридическими и физическими лицами19, о чем было сказано ранее. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ20. Согласно постановлению Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности», Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации. Федеральными органами государственной власти, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» являются федеральные службы, не связанные с осуществлением контроля и надзора, а также федеральные агентства. Данным указом было образовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Иные агентства осуществляют полномочия собственника только в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении.
Основными функциями данного агентства в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 года №200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» являются: проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющих казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации федерального имущества; осуществление полномочий собственника имущества должника –федерального государственного унитарного имущества предприятия при проведении процедур банкротства; защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом; осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества21.
Законодательством
установлено специальное
В настоящее время период массовой приватизации остался позади. Не секрет, что не все приватизационные процессы в Российской Федерации проведены в достаточной мере прозрачно, многие объекты переданы в частную собственность за бесценок и навсегда утрачены для государства, многие промышленные предприятия в результате приватизации оказались банкротами и были ликвидированы.
Наличие у Российской Федерации своей собственности - это не особенность российского государства. В том или ином объеме собственность есть у каждого государства, образуя материальную основу существования публичной власти и одновременно концентрируя те отрасли и сферы деятельности, которые призваны обслужить потребности и интересы в общегосударственном масштабе. Исторический анализ становления и развития института государственной собственности показал, что эффективную экономику невозможно и нецелесообразно организовать на основе лишь одной формы собственности, например частной. Во многих сферах она неэффективна, так как существует необходимость производить коллективные или общественные продукты, оказывать услуги. Это предопределяет тот факт, что государство должно активно заниматься хозяйственной деятельностью. Федеральная форма собственности необходима в тех сферах экономики, где объективно велика потребность в прямом централизованном управлении и нецелесообразно или невозможно развивать конкуренцию в целях соблюдения государственных интересов. Однако, как справедливо замечает С.С. Алексеев, «в государственной собственности отпадают решающие достоинства собственности как фактора ответственности и стимулирования, и остается та ее черта, которая выражает наиболее полное, абсолютное обладание предметами, благами и, следовательно, при тотальной национализации открывает возможность бесконтрольного присвоения материальных и интеллектуальных богатств общества, их произвольного распоряжения». Этому способствуют особенности государства как собственника. По меткому замечанию М.В. Власовой, отношения в виде «власть-собственник» по феодальному деформируют и власть, и собственность, и отношения между ними. Поэтому проблематику федеральной и государственной формы собственности в целом невозможно рассматривать лишь с позиций гражданского права - в данной теме тесно переплетаются нормы различных отраслей права22.
Правовое регулирование
отношений собственности с
1.2.Собственность субъектов Российской Федерации.
Собственность субъектов Российской Федерации это имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации: республикам, края, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам, предназначенное для реализации функций возложенных Конституцией Российской Федерации. Целью присвоения данного имущества является удовлетворения интересов и потребностей населения в пределах субъекта Российской Федерации.
Основания возникновения и источники формирования собственности субъектов Российской Федерации являются те же способы, что предусмотрены действующим законодательством и для других субъектов публичного присвоения. Кроме тех способов, которые относятся исключительно к федеральной собственности, плюс некоторые специфические способы свойственные данному виду собственности.
Один из основных источников возникновения, как и для Федеральной собственности, представляет собой налогообложение, регулируемые Налоговым кодексом РФ и законами о налогах и сборах субъектов РФ. Налоги и сборы, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ в соответствии с п.3 НК РФ признаются региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются в соответствии с НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Так согласно ст.14 НК РФ к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Данные налоговые исчисления поступают в бюджет соответствующего субъекта РФ и служа средствами для реализации функций возложенных Конституцией РФ.
Гражданско-правовые способам присвоения имущества субъектами РФ по общему правилу подразделяются на первоначальные и производные, надо также отметить, что круг данных способов значительно меньше по сравнению со способами Российской Федерации и муниципальных образований. И так к гражданско-правовым способом приобретения права собственности нужно отнести п.2 ст.299 ГК РФ, где установлен приоритет на плоды, продукцию и доходы в пользу государства- собственника. Право собственности на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующего предприятия или учреждения, т.е. переходит к собственнику имущества- государству или субъекту Российской Федерации.