Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:32, реферат

Описание

Задачи данной работы:
1) показать исторический аспект понятий «правовое государство» и «гражданское общество»
2) дать понятие правового государства и определить признаки правового государства
3) дать определение гражданского общества и определить структуру гражданского общества

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
1.1. Понятие правового государства ………...……………………………….5
1.2. Признаки правового государства……………………………………… ..8
1.3.Принципы и основа правового государства……………………………12
Глава 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Понятие гражданского общества……………………………………….14
2.3. Характеристика гражданского общества …………………………….. 17
Заключение ………………………………………………………….. ……...20
Список использованной литературы ……………………………………… 21

Работа состоит из  1 файл

реферат по праву.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской  Федерации»

 

 

                             

Кафедра «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Право»

 

на тему:

«Гражданское общество и правовое государство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

1.1. Понятие правового государства ………...……………………………….5

1.2. Признаки правового государства……………………………………… ..8

1.3.Принципы и основа правового государства……………………………12

Глава 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1. Понятие гражданского общества……………………………………….14

2.3. Характеристика гражданского общества …………………………….. 17

Заключение ………………………………………………………….. ……...20

Список использованной литературы ……………………………………… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема соотношения  общества и государства занимала человечество на протяжении многих веков. Еще с античных времен философы размышляли о праве и законе. Сами термины «гражданское общество» и «правовое государство» появились значительно позже, уже в эпоху становления буржуазных отношений как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.

Идея создания гражданского общества и правового государства столетиями формировалась передовыми общественными деятелями, мыслителями, политиками и философами. Сегодня идеи создания правового государства и открытого демократического гражданского общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан, широко распространены в мире. Во многих странах они используются в официальных доктринах и в законодательстве уже в течение многих десятилетий.

Суть идеи правового  государства – в господстве права  в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти; это мера, масштаб демократизации жизни общества. И гражданское  общество, которое является его базой, дает свободу деятельности человека, оно рассматривается как путь к реализации творческих возможностей, прав и свобод личности. Развитое гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом от вмешательства государства.

О гражданском обществе можно говорить только в условиях развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство  и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Гражданское  общество требует высокого уровня развития каждой личности, внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества.

Правовое государство – это путь к признанию и охране приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» - это фундаментальные общечеловеческие ценности.

Актуальность выбранной  темы состоит в следующем: в настоящее  время в России продолжает формироваться гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Однако, о гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько десятков лет назад. Сегодня эти идеи общепризнанны как идеал, на который нужно постоянно ориентироваться. Но у разных исследователей этой проблемы представления о том, что этот идеал собой представляет, всегда рознились. Поэтому, цель данной работы - проследить историю становления идей гражданского общества и правового государства, а также выяснить, каково современное понимание этих терминов, что в них вкладывается, какой современные исследователи видят структуру гражданского общества и правового государства.

Объект исследования - понятия и взаимоотношения в правовом государстве и гражданском обществе.

Предмет - правовое государство  и гражданское общество.

Задачи данной работы:

1) показать исторический аспект понятий «правовое государство» и «гражданское общество»

2) дать понятие правового государства и определить признаки правового государства

3) дать определение гражданского общества и определить структуру гражданского общества

 

Глава 1. Правовое государство: его понятие, признаки, принципы и основа

§ 1.1. Понятие правового государства

Правовое государство – сегодня одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Идея правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе.

Как отмечает М. Н. Марченко1, смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.

Предпосылками учения о  правовом государстве можно считать  идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.

Идея правового государства пришла из немецкой политической и правовой теории, и она вначале означала ограничение государственной администрации правом, законом. Но само государство могло быть авторитарным, так как концепция правового государства не ограничивает того, кто принимает законы, какие законы и до каких границ по отношению к правам человека они могут распространяться2.

Современное же звучание словосочетания «правовое государство» впервые встречается в работах  немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера фон Аретина (1824 г.). А самый первый анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.).

Формирование правового  государства в той или иной мере сопряжено с наличием необходимых  для этого условий. Среди них важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного потенциала общества. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, и конечно – развитое гражданское общество.

В правовом государстве  обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Но чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик. Его суть – в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества, никогда не ограничиваться юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и свободы личности, необходимо гарантировать их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными средствами.

Только право может лежать в основе государственных решений, и особенно - связанных с принуждением. Правовое государство может существовать только с развитым социальным законодательством, предполагающим также принцип разделения властей, реализацию функций законодательной, исполнительной и судебной властей в социальной сфере, формирование нормативно-правовой базы социальной работы, взаимодействие органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной сфере с различными гражданскими и частными инициативами. В этой связи социальное государство может существовать лишь при наличии развитого гражданского общества.

Правовое государство  подконтрольно гражданскому обществу. В нем обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека и в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2. Признаки правового государства

Для того, чтобы точно определить, какое государство можно считать  правовым, необходимо выделить признаки правового государства.   Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они  отражают направление движения к цивилизованному обществу.

1. Верховенство3 права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц и граждан.

Это означает, что законы не просто должны соблюдаться, а соответствовать идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовать своей правовой природе. Государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа.

Верховенство закона обусловливается не только тем, что  он выражает общую волю населения страны. По мнению проф. Г.Н. Манова, сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к закону есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения всех граждан4.

2. Разделение властей,  наличие эффективных форм контроля  над осуществлением закона.

Принцип разделения власти между законодательными,  исполнительными  и судебными органами государства  означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение необходимо, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения авторитарного управления государством.

Законодательная власть облекает в закон основные направления  политики и обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная власть охраняет правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений.

Отметим, что государственная  власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Для правового государства необходимо наличие реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.5

Также, по мнению А.Б.Венгерова, у правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств  массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать гражданское общество. Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства6.

3. Незыблемость свободы  личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии, взаимная ответственность государства и личности.

Этот принцип лежит  в основе взаимосвязей гражданина с  государством и его органами, общественными  образованиями, другими гражданами. Все эти взаимоотношения должны строиться на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Как граждане несут ответственность  перед  государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть права.

Государство должно гарантировать  гражданам нормальные условия для  существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей.

Но все же, какие бы права и свободы не гарантировались государством, они  не могут быть безграничны. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека7, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах8, Международный пакт о гражданских и политических правах9.

Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту.

Кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство