Конституционное право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:32, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что острейший экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически все государства планеты, заставляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимоотношений человека, общества и природы. Человечество все больше осознает, что от качественного состояния окружающей среды зависит выживание современной цивилизации. В настоящее время благоприятная окружающая среда должна рассматриваться в качестве одного из важнейших условий успешного социально-экономического, культурного и духовного развития общества.

Содержание

Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА5.doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

К примеру, в августе 1996 г. сторонники Гринпис из России, Германии и Финляндии провели акцию протеста против уничтожения естественных лесов в погранзоне Карелии. Международное расследование, проведенное Гринпис, показало, что получателем древесины из уникальных лесов является транснациональная компания «Энсо» (Финляндия). В начале акции гринписовцы блокировали лесорубочную технику прямо в лесу. Через несколько дней более 20 активистов Гринпис из Финляндии, России, Швеции, Дании, Австрии, Великобритании и Германии блокировали вход на целлюлозный комбинат «Эноселл» (Финляндия), являющийся частью компании «Энсо». При этом средства массовой информации по всему миру распространили информацию о варварских вырубках, и многие крупные потребители древесины заявили, что не хотят (пусть косвенно) участвовать в уничтожении последних участков «девственных» лесов в России. «Энсо» объявила мораторий на вырубку ценных лесов, к которому вскоре присоединились и другие западные фирмы[89].

Для спасения этих лесов проводились и другие акции. Сторонники Гринпис промаркировали при помощи тяжеленного металлического «штампа» несколько тысяч бревен, срубленных финской фирмой «Вайнионпээ». Штамп оставлял на древесине метку «OGF» - аббревиатура, означающая международный термин «старовозрастные леса». После этого у компании возникли серьезные проблемы со сбытом и ей пришлось отказаться от вырубок[90].

В 2006 г. под давлением общественности принято решение перенести нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) от берега озера Байкал. Гринпис собрал 14 тысяч подписей россиян в защиту Байкала, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря активности Гринпис, тема Байкал получила международный резонанс, так комитет всемирного наследия ЮНЕСКО обратился к премьер-министру М.Фрадкову и президенту В. Путину с требованием перенести трубопровод за пределы территории Всемирного наследия. К борьбе за сохранение уникальной природы уникальной природы Байкальского региона Гринпис России подключился еще в 1995 г. Цель Байкальской компании – содействовать решению экологических проблем уникального озера и его природной территории.

Гринпис выступает против производства, распространения и захоронения, опасных для человека и окружающей среды химических соединений. Во многих российских регионах вокруг крупных промышленных гигантов земля и вода отравлены на километры или даже десятки километров вокруг. Многие российские города соперничают за сомнительную честь называться самым грязным городом мира, а г.Дзержинск (Нижегородская область) даже занесен в книгу рекордов Гиннеса по этому показателю[91].

Противодействие загрязнению окружающей среды – это одно из основных направлений работы Гринпис в России. Цель Гринпис – способствовать формированию условий, при которых сокращение загрязнения и охрана природы станут постоянным атрибутом нашей жизни. Гринпис считает, что решение проблем возможно при перепрофилировании опасных производств (и в первую очередь, тех, в результате деятельности которых образуются опасные химические соединения), внедрении экологически приемлемых технологий, бережном отношении к природным ресурсам и максимальном использовании вторичного сырья.

Гринпис выступает за отказ от использования ядерной энергетики и против строительства новых атомных реакторов. Ни один ядерный объект не застрахован от крупной аварии. Жертвами аварий на атомных реакторах уже стали миллионы людей. Любой ядерный объект, даже при безаварийной работе, является источником опаснейшего радиоактивного загрязнения. Развивая сегодня ядерную индустрию, мы перекладываем на плечи наших потомков проблемы, связанные с радиационными загрязнениями окружающей среды и радиоактивными отходами.

Гринпис считает, что авария, аналогичная катастрофе на японской АЭС Фукусима-1, может случиться и в России. В марте 2011 г. Гринпис опубликовал оценочные карты возможного радиоактивного загрязнения, которое может случиться, если авария произойдет на российских АЭС. В России ежегодно на АЭС случается не менее десяти инцидентов, когда срабатывает аварийная защита и глушится реактор. По оценкам Гринпис, в случае наихудшего сценария в зоне выселения могут оказаться десятки и сотни тысяч человек, проживающих у каждой из атомных станций и попадающих в зону риска выселения. Оценки Гринпис носят предварительный характер и выстроены с учетом ряда допущений, без учета наихудших условий развития аварий. Именно поэтому Гринпис требует от правительства опубликовать актуальные карты радиоактивного загрязнения для каждой из станций Росатома, а также сделать доступными планы действий по защите населения проживающего вблизи АЭС в случае радиационной аварии по наихудшему сценарию[92].

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом актуальность проблемы экологического характера все больше увеличивается. Небольшой армии далеко смотрящих людей недостаточно, чтобы объяснить, доказать, заставить остальной процент населения относится к своему дому – Земле – бережно. Сложно объяснить, что человек занимает определенное место в природе, обмениваясь с ней энергией, воздействуя на биосферу. Природа же, в свою очередь, оказывает определенное влияние на жизнедеятельность человека. Волны океана, земная кора, движение ветра, солнечная радиация – порой мы не замечаем чудес природы, однако наш организм все воспринимает, все ощущает на себе.

Относительно недавно появившиеся чудеса технологий, промышленность, да и элементарные предметы обихода уже оказали непоправимое воздействие на окружающую среду.  Возможно,  человечеств уже не в силах вернуть определенные экологические показатели на первоначальный, должный уровень. Невозможно вернуть на Землю виды животных и растений, которые, не выдержав новых условий обитания, первыми канули в лету. Но ведь можно попытаться хоть как-то исправить ситуацию! Ведь в любой момент в Красной книге может оказаться и человеческий род…

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Признание и регулирование экологических прав человека – одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий жизни.

2. Право на благоприятную окружающую среду характеризуется тем, что оно является естественным, основным, абсолютным, всеобщим, гарантируемым, непосредственно действующим, неотчуждаемым и не подлежащим ограничениям со стороны государства. Данные характеристики позволяют сделать вывод о том, что право на благоприятную окружающую среду относится к личным (гражданским) правам человека и должно быть выведено из сферы социально-экономических прав.

3. По мнению автора работы, наиболее приемлемым является следующее определение понятия «благоприятная окружающая среда»: окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.3. Другие экологические права человека – требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

4. В современном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Однако правовое регулирование эколого-информационных общественных отношений не является на сегодняшний день совершенным и эффективным, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления и решения наукой экологического права. В Российской Федерации законодательство устанавливает лишь общие рамки, оставляя неурегулированными вопросы практической реализации провозглашенного права. Однако можно сказать, что российское законодательство четко определяет, что информация о состоянии окружающей среды не может быть отнесена ни к государственной тайне, ни к информации с ограниченным доступом.

Многие граждане РФ не в полной мере знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Это представляет собой очень серьезную проблему, так как право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Именно поэтому на данный момент особую актуальность для российских граждан приобретает судебная защита их прав, и в частности, права на экологическую информацию. Современное состояние Российского государства требует коррекции сложившегося положения в обеспечении информированности граждан об экологической опасности либо ее наступления, а также любой иной информации экологического характера для возможности реализации механизма защиты. При этом создание механизма гарантий прав граждан на достоверную информацию должно происходить с учетом особенностей правовой системы России.

5. Важнейшим правомочием в системе экологических прав граждан является право на возмещение экологического вреда, причиненного здоровью. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует официально утвержденная методика определения ущерба здоровью человека от загрязнения окружающей природной среды. Нет и единой судебной практики в этом отношении. В этой связи представляется перспективным и наиболее верным решение проблемы возмещения ущерба человеку от неблагоприятного экологического воздействия в форме специальных экологических пособий и введения экологических льгот. Такая форма возмещения ущерба эффективна при массовых случаях загрязнения окружающей среды, когда потерпевшими являются десятки и тысячи граждан.

6. Реализация конституционного права на компенсацию экологического ущерба оказывается предельно сложной, а чаще всего – невозможной в силу трудностей, связанных с определением конкретного виновного, с объективной оценкой  ущерба, а зачастую из-за невозможности выплаты требуемых сумм.

7. Неудовлетворительное положение с реализацией экологических прав человека определяется, по крайней мере, следующими причинами, носящими как субъективный, так и объективный характер:

- экологическая неграмотность, экологическое невежество и экологический авантюризм лиц, принимающих решения;

- недостаточная активность граждан в области реализации механизма судебной защиты своих законных экологических прав;

- недостаточная готовность судебной власти к активному осуществлению своих функций в области защиты экологических прав.

8. В Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

- судебная защита прав и свобод;

- право обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

- право на получение квалифицированной юридической помощи;

- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

- право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

9. Можно констатировать то, что человечество, наконец-то осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. Их создание было, кроме того, обусловлено и тем, что загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и усилий отдельно взятых государств стало недостаточно для их решения. На данный момент в мире существует несколько групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых, это организации системы ООН, во-вторых, это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих, это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения, занимающиеся изучением данной проблемы.

Кроме того, необходимо отметить и то, что становится всё более очевидным, а именно - необходимость более серьёзного взаимодействия между различным экологическими организациями для более действенной охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г.]//Собрание законодательства РФ. -  2009. - № 4.-ст.445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 21 октября 1994 г. с изм. и доп. на 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ]  // Собрание законодательства РФ.-1994.-№32.-ст.3301.

Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду