Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:32, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что острейший экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически все государства планеты, заставляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимоотношений человека, общества и природы. Человечество все больше осознает, что от качественного состояния окружающей среды зависит выживание современной цивилизации. В настоящее время благоприятная окружающая среда должна рассматриваться в качестве одного из важнейших условий успешного социально-экономического, культурного и духовного развития общества.
Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86
Проценты, приведенные официальными документами, поистине огромны и общая картина экологического положения страны вполне удручающа, однако объединенными усилиями населения и государства можно вывести страну из создавшегося положения.
Разумеется, большое значение в развитии экологического плана имеют и закрепленные нормативы.
Природоохранные нормативы – это установленные законодательством нормативы должного качества окружающей среды и максимально допустимого влияния антропогенного фактора на природу. При четком соблюдении данных нормативов можно добиться относительно стабильного и благоприятного экологического положения в государстве[16].
Нормативы подразделяются на следующие виды:
1. Отраслевые (охрана и рациональное использование отдельных элементов природной среды).
2. Комплексные (охрана и рациональное использование различных элементов, объединенных в комплексы).
3. Экологизированные (нормативы, установленные другими подразделениями права).
Как отметил министр природных ресурсов и экологи РФ Ю.П. Трутнев, на совещании, прошедшем 30 марта 2011 г. «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России», система нормирования, система государственного регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации разрабатывалась в 1980-х годах на основе эколого-экономических моделей того времени и на сегодня устарела. Система нормирования негативного воздействия субъективно позволяет предприятиям восстанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года[17].
По своему содержанию нормы могут быть принципами, правилами и приоритетами.
Нормы-принципы устанавливают базисное начало охраны природной среды.
Нормы-приоритеты рассматривают преимущество использования одних ресурсов над другими в разноплановом отношении, но, основным направлением исследования является право. Нормы-приоритеты, за счет объективного подхода к рассмотрению вопросов о рациональности использования тех или иных ресурсов, могут обрести базовое значение в охране природных объектов и правильности их использования. Сами приоритеты подразделяются на отраслевые, межотраслевые и общего уровня экологии.
И, наконец, нормы-правила отражают сущность всех императивных требований к разным слоям населения. Они могут быть поощрительного, обязывающего, карательного, разрешительного, предупредительного, восстановительного, управомочивающего и др. характера.
Предупредительные императивы были созданы с целью предотвращения нерационального использования ресурсов и не надлежащего обращения с окружающей средой. Запретительные императивы применяются с целью остановки неправомерных действий, ведущих за собой вред и разрушение окружающей среды.
Карательные императивы используются в случаях необходимости наказания (разумеется, в соответствии с законодательством Российской Федерации) отдельных лиц или групп людей, неправомерные действия которых понесли за собой существенное разрушение природных ресурсов и порчу отдельных элементов окружающей среды.
Поощрительные нормы, наоборот, бывают задействованы с целью выделения отдельных лиц (или групп) различными механизмами, предусматриваемые законом.
Разрешительные нормативы, в подавляющем большинстве, бывают, необходимы при установлении определенной отметки по возможности пользования данным природным ресурсом. То же самое можно сказать и об обязывающих нормативах – обращены они, чаще, к лицу, потребляющему ресурсы, и обязывают его частично восстанавливать растраченные экологические элементы.
Управомочащие нормативы относятся к правоохранительным органам.
На протяжении множества веков человек использует окружающую его среду для обеспечения своих потребностей. Если изначально использование окружающей среды сводилось лишь к минимальному удовлетворению потребностей человека в пище, воде и теплу, то в настоящее время воздействие человека на окружающую среду приобретает глобальные масштабы и влечет за собой необратимые негативные изменения окружающей среды. В окружающем мире все взаимосвязано: не только человек воздействует на окружающую среду, но и окружающая среда, в свою очередь, оказывает влияние на человека, на его жизнь и здоровье. Окружающую среду невозможно отделить от человека и от вопросов его прав, в частности от права на благоприятную окружающую среду. От начального конституционного упоминания об отдельных компонентах природной среды до своего современного содержания право человека на благоприятную окружающую среду прошло через несколько десятилетий. Характерной чертой этого развития является то, что с течением времени данное право приобретает все большую актуальность.
Отнесение права на благоприятную окружающую среду к числу конституционных (основных) гарантирует неотчуждаемость права и принадлежность права каждому человеку от рождения.
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
При работе с информацией часто возникает необходимость обращения в надлежащие службы с целью получения нужных сведений. Каждый человек при определенных условиях имеет право ознакомиться с данными экологических исследований нужных ему местностей, что ясно отражено в Конституции Российской Федерации[18]:
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию:[19]
- о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасность граждан и населения в целом;
- деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.
Следовательно, ни информация о состоянии окружающей среды, ни информация о мерах по ее охране, предпринятых уполномоченными органами, не может быть засекречена.[20]
Таким образом, должностные лица обязаны предоставлять населению объективную информацию об экологическом положении на данной местности. Но в действительности не всегда так. В результате, простому населению добиться нужных сведений представляется невозможным. Именно поэтому должны быть организованы различные тренинги, направленные на просветление населения знаниями о праве.
Допустим, предприятие направило запрос в государственные (или другие) органы с требованием прислать достоверные сведения по возникшему вопросу. Сотрудникам данного предприятие необходимо знать, что ответное письмо должно прийти в течение месяца. Если этого не произошло, организация имеет право обратиться в вышестоящие инстанции (вышестоящий орган, суд и т.д.). Развитие событий может быть и другим: ответное письмо пришло, однако, ссылаясь на различные причины, должностные лица отказываются предоставить сведения по заданному вопросу. Чаще всего в подобных ситуациях ссылаются на отсутствие запрошенной информации или на государственную тайну, или же на коммерческую тайну предприятия.
Как же поступать в подобных ситуациях? Подобный ответ из государственных служб можно обжаловать посредством суда. В соответствии со ст. 29. ч.4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Разумеется, при нарушении данного права каждый человек имеет возможность обратиться в надлежащие инстанции с целью его восстановления.
Но перед тем как обращаться в суд, необходимо тщательно поразмышлять о причинах, побудивших государственные органы дать подобный ответ. Не во всех случаях предприятие, куда был направлен запрос, стремится не разглашать имеющуюся у него информацию. Возможно, данное предприятие не располагает необходимыми сведениями. Возможно, ответное письмо было составлено не совсем корректно со стороны сотрудников данной организации и т.д. Разумеется, в подобных ситуациях обращение в суд не имеет смысла: можно просто отправить запрос в другой подобный государственный орган, или же направить его в этот же, предварительно переформулировав. Однако же, на практике подобные случаи встречаются редко. Чаще всего на пути к необходимым сведениям приходится сталкиваться с куда более существенными проблемами.
Чаще всего, причиной отказа является ссылка на коммерческую или государственную тайны. Пункт один статьи двадцать четыре Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»[21] от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, непосредственно предусматривает право обращаться в суд в случае отказа в доступе к открытой информации или представление пользователям заведомо ложной информации.
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.
В соответствии с данным законом, никакой орган государственного значения не имеет права скрывать от граждан информацию о состоянии окружающей среды на данной местности, тем более ссылаясь на государственную тайну. С другой стороны, на коммерческую тайну предприятие ссылаться может, но лишь при определенных обстоятельствах.
Согласно статьи сто тридцать девять Гражданского кодекса РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в том случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Из данной статьи ясно видно, что если доступ к информации является открытым (на основании какого-либо закона), то данная информация не должна быть скрыта от остального населения. В то же время, если сведения касаются загрязнения окружающей среды, ссылаться на вышеуказанные причины так же нельзя, о чем четко сказано в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[22]: коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и в размерах причиненного им ущерба.
В некоторых ситуациях возникает необходимость запроса определенного документа. В данном документе, помимо общедоступной информации, могут содержаться сведения, отнесенные к сведениям с ограниченным доступом в соответствии с действующим законодательством. В таких случаях организация имеет право не предоставлять данный документ подавшим запрос лицам.
Однако в данной ситуации возможно рассмотрение компромиссного выхода из сложившейся ситуации. Предприятие может послать повторный запрос в органы государственного значения с просьбой скопировать общедоступную информацию, содержащуюся в данном документе, и передать ее в руки общественности. Но, разумеется, если необходимой является вся информация документа, запрашивать лишь часть не имеет особого смысла.
Ещё одной проблемой на пути к необходимым сведениям может быть неопределенность понятия экологической информации в законодательстве нашей страны.
В эколого-правовой науке отсутствует единство мнений по поводу термина, обозначающего понятие информации в экологическом праве. Наряду с распространенным термином «экологическая информация» используются и другие. Так, О.Л. Дубовик применяет термин «достоверная экологическая информация»[23]. М.М. Бринчук вводит термин «экологически значимая информация»[24]. В этих случаях акцент делается на один из признаков видового понятия. Поскольку в данном случае речь идет о видовом понятии, которое относится к эколого-информационным общественным отношениям, регулируемым экологическим правом, термин «экологическая информация» в наибольшей степени отвечает указанным требованиям и является обоснованным.
Кроме того, от термина «экологическая информация» необходимо отличать термины «информация об экологической безопасности» и «информация о состоянии окружающей среды». Последняя, будучи основанной на нормах ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды в составе других экологических прав, имеет как самостоятельное конституционное значение, так и должна рассматриваться в составе экологической информации наряду с информацией об экологической безопасности.
Так, С.А. Боголюбов определяет экологическую информацию как любые документированные и недокументированные открытые сведения о состоявшемся, длящемся и потенциальном воздействии на окружающую среду, угрозе жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, а также о состоянии окружающей среды (в том числе и прогнозном) на территории РФ, мерах, принимаемых по ее охране, и об осуществлении правосудия по делам о нарушении экологического законодательства[25].
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду