Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:32, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что острейший экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически все государства планеты, заставляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимоотношений человека, общества и природы. Человечество все больше осознает, что от качественного состояния окружающей среды зависит выживание современной цивилизации. В настоящее время благоприятная окружающая среда должна рассматриваться в качестве одного из важнейших условий успешного социально-экономического, культурного и духовного развития общества.
Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86
С охранной деятельностью окружающей среды так же связана Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). И это не удивительно: ведь здоровье каждого человека и населения в целом напрямую зависит от условий жизни, от качества окружающей среды. Сотрудники ВОЗ собирают и распространяют среди населения экологическую информацию, участвуют в различных исследованиях, направленных на определение качества природы на данной местности, осуществляют техническую помощь, на международном уровне следят за уровнем загрязнения окружающей среды и т.д. В свете событий в Японии, ВОЗ обеспокоена японскими продуктами. ВОЗ назвала ситуацию с радиоактивным заражением продуктов серьезной. Тридцатикилометровая зона вокруг аварийной АЭС не является абсолютным барьером безопасности.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны, прежде всего, с глобальным мониторингом окружающей среды. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли.[75]
Помимо вышеперечисленных, также существует и организация под названием Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Основа данной организации была положена в 1957 г. Деятельность МАГАТЭ, в основном, направлена на защиту окружающей среды и населения, проживающего на данной местности, от радиоактивного излучения. Сотрудники МАГАТЭ ежегодно проводят обширные исследования в области эксплуатации ядерной энергии, разрабатывают способы рационального использования ядерного топлива – т.е. вплотную занимаются вопросами защиты природы от заражения радиоактивными элементами.
В частности, 12 февраля 2011 года инспектора провели проверку на заводе FMP в Исфахане, отвечающем за фабрикацию ядерного топлива в Иране. По результатам проверки было выяснено, что иранские специалисты пока не приступали к монтажу оборудования, необходимого для фабрикации топлива для TRR. 15-16 февраля 2011 года агентство провело инспекцию на Бушерской АЭС и верифицировало ядерные материалы, присутствующие на объекте. 23 февраля 2011 года Иран проинформировал агентство, что топливные сборки из активной зоны будут выгружены. Агентство и Иран достигли соглашения по необходимым с точки зрения гарантий мерам. Анализ спутниковых фотографий подтверждает, что никаких признаков ведения строительных работ на площадке Дархуин, предназначенной для строительства энергоблока с реактором IR-360, не ведется. Также анализ спутниковых фотографий показывает, что Иран продолжает добычу и концентрацию урана в районе Бандар-Аббас[76].
В настоящее время группа экспертов МАГАТЭ ведет работы в Японии. Разрушительное землетрясение магнитудой 9,0, произошедшее в Японии 11 марта 2011 г., вызвало выход из строя систем охлаждения на японских АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2». На «Фукусиме-1» произошли три взрыва – на первом, третьем и втором реакторах, а также пожар на четвертом энергоблоке. Специалисты МАГАТЭ провели замеры радиации в радиусе от 16 до 58 километров от аварийной станции «Фукусима-1». Загрязнение активным веществом из бета - и гамма-частиц варьировалось от 2 до 160 микрозиверт в час, при том, что естественный радиационный фон для этой местности составляет 0,1 микрозиверт в час. Таким образом, радиационное заражение в регионе может превышать норму в 1,6 тысячи раз, констатирует МАГАТЭ. Но агентство не сообщает, как долго сохраняется в земле данный уровень радиации и насколько он опасен для организма человека[77].
Разумеется, вышедшие в современном мире на передний план проблемы, связанные с экологическим положением Земли, не могли пройти мимо межправительственных организаций регионального уровня. Данные организации вошли в «штат» международного природоохранительного сотрудничества, и сыграли важную роль в области исследований и распространения информации о рациональном использовании природных ресурсов, а так же в принятии различных правовых мер, направленных на экологические проблемы. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.[78]
В региональном планировании охраны окружающей среды Совет Европы претворяет в жизнь следующее:
1. Обеспечение защиты и рационального, доброжелательного отношения населения и государства к окружающей природной среде на территории Европы.
2. Сохранение в первозданном виде, улучшение условий жизнедеятельности населения.
3. Планирование развития местностей.
4. Создание и поддержка максимального количества охраняемых государством заповедников.
Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы.[79]
Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция) была создана с целью сохранения, защиты и поддержки жизнедеятельности исчезающих, редких видов растений и животных. В частности, с этой целью была отрегулирована промышленная деятельность, наносившая определенный вред представителям животного мира, проживающих на данной территории, созданы специальные постановления и ограничения, направленные на ограничение и запрет торговли редкими видами флоры и фауны. В мае 1987 было провозглашено Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах, которое имеет большую значимость и в наши дни, спустя столько лет. По всему миру были основаны специализированные центры, деятельность которых направлена на слежение и своевременное оповещение о возможных извержениях вулканов, землетрясениях и т.д.
Что касается стран постсоветского пространства, то в феврале 1992 г. Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Россия, Казахстан и Туркменистан подписали межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ.
Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.[80]
Необходимо добавить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 международных организаций неправительственного характера, деятельность которых направлена на сохранение и воссоздание окружающей природной среды. Наиболее известными из них являются Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF) и Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), прославившиеся своей активной деятельностью.
МСОП был основан в 1948 г. благодаря решению участников учредительной ассамблеи (Фонтенбло, Франция). МСОП вот уже много лет проводит различные (как национальные, так и международные) мероприятия, направленные на содействие сотрудничества, как организаций, так и отдельных лиц, деятельность, которая связаны с защитой окружающей природной среды. В конце XX века в данный союз входили 54 страны и более 300 организаций со многих стран мира.
Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах.[81]
Учитывая стремительное вымирание животных и растений в разных уголках Земного шара, в Вашингтоне (март 1973 г.) была рассмотрена и утверждена Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (сокращенно - СИТЕС).
Подписать эту Конвенцию означает признавать то, что растительный и животный мир – прекрасен, неповторим, его нужно охранять, как и многое другое. Ведь ценность представителей фауны и флоры огромна для каждого человека в отдельности и населения Земли в целом, причем ценность эта заключается не только в экономическом аспекте, но и в культурном, эстетическом, научном и в плане отдыха. Государства понимают, что в защите окружающей среде и животного (растительного) мира в частности, должно участвовать население каждого уголка страны, то есть, в первую очередь, защита должна осуществляться на внутригосударственном уровне. Но в то же время нельзя исключать и международные отношения и связи, направленные на контроль за запретом межнациональной торговли животными (растениями), тем более – редких видов. Для облегчения данной деятельности были разработаны специальные приложения, содержащие перечень всех исчезающих видов флоры и фауны. Например, в Приложении I перечисляются все виды, находящиеся на грани исчезновения, и купля-продажа данных видов может оказывать сильное влияние на состояние и численность популяции. Таким образом, осуществлять торговлю этими животными (и растениями) строго воспрещается.
В Приложение II есть два пункта: «а» и «б». В пункте «а» представлен список всех видов живой природы, которые не находятся под угрозой исчезновения, но свободная торговля ими может привести к вымиранию вида. В списке «б» представлены виды флоры и фауны, которым ничего не угрожает. Но контроль над их торговлей необходим в обязательном порядке, поскольку только в этом случае удастся контролировать куплю-продажу видов, входящих в категорию «а».
В перечень Приложения III входят представители животного и растительного мира, контроль над торговлей которыми должен осуществляться внутригосударственными органами и службами.
Всякая торговля образцами таких видов должна осуществляться под неукоснительным наблюдением научных компетентных и административных органов государств-участников Конвенции и каждого в отдельности.[82]
Россия в последнее время предпринимает различные меры с целью охраны окружающей среды, а так же пытается интегрировать свои усилия в мировое сообщество.
В мае 2001 г. принята Конвенция в Стокгольме, посвященная стойким загрязнителем органической природы, и охране здоровья населения и окружающее среды от данных неблагоприятных для жизнедеятельности веществ.
Стокгольмская Конвенция, основываясь на проведенных ранее научных исследований, признала, что стойкие загрязнители органической природы обладают высокими токсическими действиями, не разлагаются в течении длительного периода времени, могут накапливаться в суше, воздухе и воде, а так же мигрировать из одной местности в другую то есть несут в себе большую опасность не только для данной территории, но и для всего мира.
Согласно положениям Конвенции, каждое государство обязано разрабатывать:
1. меры по уменьшению количества вредных отходов, вырабатываемых в результате промышленной деятельности.
2. меры по уменьшению количества вредных сбросов в окружающую среду, сделанные в непреднамеренных обстоятельствах.
3. меры по уменьшению или устранению выбросов, которые напрямую связаны с отходами и с запасами.
4. Все страны обязаны, стремится действовать в соответствии с положениями Конвенции, разрабатывать собственные методы борьбы с веществами, негативно отражающимися на состоянии окружающей природной среды.
5. Каждое государство должно облегчать и без всяких проблем выдавать экологическую информацию.
GREEN PEASE (Гринпис) является одной из самой известных экологических организаций мира. В 1971 г. правительством США на Аляске (остров Амчитка) проводились ядерные исследования и испытания, которые возмутили небольшую группу экологов, вставших, в последствие, против таких действий государства. Спустя некоторое время, у данной группы специалистов по экологии и возникла мысль о создании организации под названием «Гринпис». Идея была вполне успешной: за относительно небольшой промежуток времени (всего четверть века) организации разрослась до международного уровня, и в настоящий момент филиалы Гринписа разбросаны и задействованы в многочисленных уголках всей нашей планеты[83].
Суть деятельности Гринписа – разработка различных кампаний, направленных на оздоровление природных ресурсов и защиту окружающей природной среды от различных воздействий.
Например, кампания по биоразнообразию занимается борьбой против живодерства, варварского отношения к животным, растениям. Сотрудники данной организации пытаются обучить население рациональному использованию природных ресурсов, к которым так же относится животный и растительный мир. Гринпис организует различные мероприятия, направленные на увеличение охраняемых государством местностей (заповедников и т.д.)[84].
Экологи, привлеченные с целью разработки кампании Гринписа по защите атмосферы, занимаются уменьшения выброса в атмосферу разрушающих озоновый слой газов, а так же так называемых «парниковых газов», которые в большом количестве создают явление, названное «парниковым эффектом»[85].
Существует так же и антиядерная кампания данной организации – Гринписовцы пытаются остановить различные ядерные испытания от разных стран, уменьшить деятельность усиленно развивающейся в последнее время ядерную промышленность и т.д. [86]
Гринпис создана антитоксическая кампания, члены которой добиваются остановку выброса химических веществ с токсическим действием в окружающую среду, остановку разработки опасных для природы технологических процессов и т.д.
Каждый офис Гринписа имеет своего представителя, которые, объединяясь, образуют Совет Гринпис. Совет представляет собой руководство организации, под крылом которых находятся все филиалы Гринписа, разбросанные по разным уголкам планеты. Руководители Гринписа встречаются каждый год с целью установлению бюджета организации на последующий год, обсуждения дальнейшей деятельности, как отдельных филиалов, так и организации в целом и выбор Правления Гринпис Интернэшнл[87].
Национальные филиалы Гринпис располагаются в 27 государствах мира. В России офис организации осуществляет свою деятельность, начиная с 1992 г. Цели Российского филиалы не отличаются от таковых в других странах: охрана окружающей природной среды, экологическая пропаганда и просвещение населения с целью увеличения качества природы.
Большинству россиян Гринпис известен благодаря акциям. Прежде чем проводить акцию, Гринпис собирает массу информации по проблеме, обсуждает возможные пути решения со специалистами, собирает примеры решения сходных проблем в других регионах, странах и пр[88].
Без поддержки родственных организаций, журналистов, самых разных институтов и активистов гражданского общества бороться с экологическими преступлениями, происходящими в России, просто невозможно. Акция – это всегда результат совместных усилий очень многих людей.
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду