Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:32, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что острейший экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически все государства планеты, заставляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимоотношений человека, общества и природы. Человечество все больше осознает, что от качественного состояния окружающей среды зависит выживание современной цивилизации. В настоящее время благоприятная окружающая среда должна рассматриваться в качестве одного из важнейших условий успешного социально-экономического, культурного и духовного развития общества.
Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86
2. Правоприменительные решения, принятые по делам граждан Жестикова Александра Владимировича и Мягчило Петра Ульяновича, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.
Конституционный Суд РФ в настоящее время постепенно становится одним из гарантов осуществления гражданами РФ своего права на благоприятную окружающую среду.
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Между различными государствами наблюдается экологическая зависимость, что привело к необходимости международного сотрудничества по поводу охраны окружающей среды. Последствия загрязнения мирового океана, развития ядерной промышленности, постепенного таяния ледников оказывают пагубное влияние не на отдельные страны, но на все мировое сообщество в целом. В связи с этим многие страны мира под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) налаживают связи с целью создания гармонии в экологическом мире и устранения негативных факторов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду, защиты животного и растительного мира. За базисную основу в области международной защиты природы взяты общепринятые принципы, направленные на то, чтобы человек корректно относился к окружающей среде и с умом использовал ресурсы Земли. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.[69]
Данные принципы были составлены и представлены миру в 1972 г., в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды[70]. Но в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), на очередной Конференции ООН, посвященной экологическим проблемам, основные принципы были пересмотрены и дополнены в соответствии с бурно развивающимися организациями, деятельность которых оказывает пагубное воздействие на природу[71].
На данный момент международное сотрудничество в области охраны окружающей среды основывается на принципах, приведенных ниже:
1. охрана окружающей среды для полноценной жизнедеятельности следующих поколений. Согласно этому принципу, каждое государство обязано сотрудничать с другими для создания оптимальных решений в области защиты природы и на благо следующих поколений, создавать и участвовать в различных мероприятиях, направленных на сохранение, восстановление и очищение окружающей среды (путем избавления или модернизации объектов, которые отрицательно воздействуют на природу). Кроме того, каждая страна, несмотря на то, что территориальная собственность принадлежит ей, обязана подходить к использованию природных ресурсов серьезно, рационально, в соответствии с результатами научных исследований в этой области, и обязательно предпринимать меры по воссозданию использованных ресурсов (например, сажать новое поколение деревьев взамен вырубленных).
Данный принцип реализуется в следующих конвенциях:
- в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. В Преамбуле Конвенции говорится о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов;
- Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., которая в Преамбуле признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшать ее качество и ресурсы;
- Африканская конвенция по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г., которая в Преамбуле подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества;
2. запрет на нанесение трансграничного ущерба. То есть, никакое государство не имеет право начинать деятельность, которая могла бы нанести вред окружающей среде соседнего государства. В подобных случаях провинившееся государство будет нести уголовную ответственность за содеянное, подразумевающее выплату денежных средств, направленную на восстановление экологического состояния пострадавшего государства, а так же на выплату компенсации пострадавшему местному населению.
Этот принцип закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972г. (Принцип 21), повторен в Принципе 2 Декларации РИО-92 и получил широкое признание «как обязательная норма международного права». Его содержание сводится к тому, что государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Кроме того данный принцип реализуется и через Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. Цель этой Конвенции охранять человека и окружающую среду от загрязнения воздуха и стремится ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния;
3. общеизвестно, что не все потребляемые населением ресурсы возможно восстановить. То есть, нерациональное использование таких источников энергии, как газ, нефть, уголь может привести к постепенному истощению данных ресурсов. За неимением альтернативных источников энергии, человечество может потерять всю разработанную в течении долгих веков техногенную культуру и промышленность. Нерациональное использование таких ресурсов, как питьевая вода и атмосферный воздух, может привести к истреблению всего человечества. Разумеется, данный принцип является чрезвычайно важным, но не всегда удается следовать ему в полной мере. Суть же рационального использования ресурсов заключается в поддержании источников жизни и энергии на стабильном уровне, а управление должно базироваться на результатах научных исследований в области охраны и сохранения окружающей природной среды.
Этот принцип раскрывается в Стокгольмской декларации 1972 г. следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своих территорий, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. на уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно-обоснованное управление живыми ресурсами.
4. атомная энергия должна использоваться таким образом, чтобы это не вело за собой радиоактивного заражения окружающей природной среды, как в мирные, так и в военные периоды. Деятельность каждого государства в этом отношении должна соответствовать мировой практике и установленным международными отношениями стандартам.
Угроза указанного заражения, в основном, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодня наиболее актуальна проблема нераспространения (на практике – через запрет вывоз-ввоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется ввиду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. При наличии же таких источников на их территории изначально следует уделять приоритетное внимание соблюдению двух конвенций 1986 г.:
- Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии;
- Конвенция о помощи в случае ядерной аварии, или радиационной аварии, или радиационной аварийной ситуации. Что является самым актуальным в свете последних событий в связи с катастрофой в Японии на АЭС «Фукасима-1».
5. принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права.[72]
Конвенция по морскому праву 1982 г. предусматривает, что международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в экономической зоне преимущественно, а в открытом море – полностью относится к юрисдикции государства флага.
Также примером реализации данного принципа служит Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 1969 г., устанавливающая объективную ответственность судовладельцев за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти. Отличительной чертой Брюссельской конвенций является то, что она предусматривает меры ответственности за совершаемые экологические преступления. Лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения устанавливают конкретные санкции за загрязнения окружающей среды.
6. никакое государство не имеет право в ходе военных операций использовать средства, которые могут привести за собой долговременные или серьезные неблагоприятные последствия на окружающую природную среду.
В соответствии со ст. 55 Дополнительного протокола 1997 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. при ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.
Кроме того, данный принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
7. обеспечение экологической безопасности. Принцип базируется на том, что каждое государство в обязательном порядке обязано строить свою военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы это не вело за собой различные отрицательные воздействия на окружающую среду. Данный принцип следует воспринимать скорее в качестве цели, к которой стремится мировое общество, чем реально действующий.
8. обязательный контроль над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Принцип предусматривает организацию не только внутригосударственных, но и международных систем надзора и мониторинга качества окружающей природной среды. Мероприятия должны базироваться на международно-признанных стандартах и быть направленными на региональную, глобальную и внутригосударственную охрану природы.
9. принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среды предполагает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.[73]
Необходимо подчеркнуть, что все принципы международного права носят общий характер и не могут отличаться от государства к государству (или группы государств), от региона к региону. В этом их главное отличие от конкретных мер и норм по их реализации.
Вообще, интерес к охране окружающее среды значительно возрос после окончания Второй мировой войны, с тех пор было создано большое количество международных организаций по охране экологии. Данные организации имеют огромное преимущество: для того, чтобы сохранить мир, различные государства объединяются, независимо от своих экономических, политических и т.д. взаимодействий. Организации, в зависимости от своих пространственных влияний на экологическую судьбу Земли, подразделяются на региональные (субрегиональные) и глобальные.
Важную роль в области охраны окружающей природной среды играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН[74].
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), созданный в 1946 г. несет ответственность за выполнение функций, изложенных в гл. IX Устава ООН «Международное экономическое и социальное сотрудничество». ЭКОСОС предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам во многих важнейших областях, в том числе и в сфере охраны окружающей среды.
ЭКОСОС является главным органом ООН, координирующим работу всех ее подразделений в сфере охраны окружающей природной среды и создания благоприятной для здоровья человека среды обитания.
Одним из таких учреждений является Организация Объединенных Наций в области науки, образования и культуры (ЮНЕСКО), которое было основано в 1945 г. ЮНЕСКО с самих ранних пор своего существования стало оказывать существенное влияние на социальные природоохранительные мероприятия и движения, поддерживало инициативы ученых в исследованиях различных направлений. Самым известным направлением организации по охране окружающей природной среды является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ). Программа «Человек и биосфера» была принята в 1970 г., на очередной, XVI Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Есть ещё организация под названием Организация Объединенных Наций в области сельского хозяйства и продовольствия (ФАО). Она была основана в октябре 1945 г., и деятельность её направлена на улучшения качества, увеличение количества сельскохозяйственного продовольствия на благо населения всего мира. Деятельность ФАО касается тех экологических элементов, которые непосредственно касаются ее компетенции: водные ресурсы, животный и растительный мир, проблемы рационального использования плодородных земель, лесов и т.д. ФАО является огромной, могущественной организацией, имеет большое количество филиалов в различных точках мира: то есть деятельность ее распространяется как на национальном, региональном, так и глобальном уровнях.
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду