Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:32, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что острейший экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически все государства планеты, заставляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимоотношений человека, общества и природы. Человечество все больше осознает, что от качественного состояния окружающей среды зависит выживание современной цивилизации. В настоящее время благоприятная окружающая среда должна рассматриваться в качестве одного из важнейших условий успешного социально-экономического, культурного и духовного развития общества.
Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86
3. населению, которое понесла урон в следствие экологической катастрофы на данной местности, должна предоставляться соответствующая компенсация, льготы, предлагаться социальная защита.
4. предварительное страхование имущества и здоровья отдельных граждан во избежание проблем при возможных экологических катастрофах.
5. материальная компенсация вреда, нанесенного имуществу или здоровья, в соответствии с решением суда[35].
Согласно ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан осуществляется в соответствии с законодательством. Перечень нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 23 июля 1998 г. № 448.
Обычной практикой для России возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. При экспертизе определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у гражданина признаков инвалидности.
При наличии признаков инвалидности, то есть нарушении здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы Министерства социальной защиты населения РФ по письменному заявлению лица, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, либо его законного представителя.
Наряду с материальным обеспечением инвалидов, включающим денежные выплаты по разным основаниям, законодательство предусматривает льготы по медицинской помощи, получению жилья, льготы на условия труда, социально-бытовое и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение.
Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС.[36] Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», иными законами, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»[37], Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов отходов в реку Теча»[38].
Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, Закон гарантирует[39]:
1. Бесплатную, как стационарную, так и амбулаторную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, выдаваемые по рецепту врачей, безвозмездное изготовление зубных конструкций, ежегодная бесплатная выдача путевок в санатории с целью прохождения лечения.
2. выплата пособия по нетрудоспособности. Работающим инвалидам возможна выдача вышеуказанного пособия до пяти календарных месяцев года, с учетом работы на двух ставках.
3. в случае проживания инвалида в неблагоприятных коммунальных условиях, предусматривается выдача благополучно обустроенной квартиры, рассчитанной на три месяца проживания.
4. с учетом установленных государственным законодательством нормативов о количестве потребления ресурсов на душу населения, за коммунальные услуги, за используемое топливо, за пользование телефоном, квартирную плату человек, получивший статус инвалида, платит 50% общей стоимости, остальная же сумма возмещается за счет государственного бюджета.
5. в случае, если за инвалидом некому присматривать, правоохранительные органы должны обеспечить должный уход за человеком, пострадавшим в результате пагубного воздействия факторов окружающей среды.
6. бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, – воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом.[40]
Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, в установленном в законодательстве порядке он должен заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то органом государственного управления, общественной организации (объединения), представляющий интересы потерпевшего. При этом потерпевший должен обосновывать свои требования и представить доказательства причинения вреда здоровью или имуществу, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей - предприятий, учреждений, организаций и граждан.
В случае признания лица инвалидом по причине экологически обусловленного заболевания источник заболевания, а также причинно-следственные связи могут быть установлены посредством проведения медико-социальной экспертизы. В других случаях все это должен документально подтвердить сам потерпевший, представив в суд справку о состоянии здоровья, акт (справку) государственного органа экологического контроля о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории и справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления), подтверждающие, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Практически доказывание причинно-следственной связи в рассматриваемой сфере - дело чрезвычайно сложное.
При подготовке материалов для предъявления иска о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.
Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. При этом ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069).
Судебная практика возмещения экологического вреда, причиненного здоровью граждан, начала формироваться в странах постсоветского периода с середины 90-х годов. Несмотря на распространенность нарушения конституционного права на возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, соответствующее количество дел в судах до сих пор имеет незначительный удельный вес, где положительных результатов очень мало. Связано это, скорее всего, со сложностью доказывания причинной связи, назначение судами множества длительных и дорогостоящих экспертиз, высокие судебные расходы и ряд других проблем гражданско-процессуального характера. Между тем, реализация права граждан на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, способствовала бы улучшению окружающей среды, поскольку предъявление исков – потенциально эффективный способ воздействия на загрязнителей. Ст. 46 Конституции закрепляет положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Причем использование в тексте Конституции РФ местоимения «каждому» означает, что право на судебную защиту обеспечивается любому лицу, в том числе иностранному гражданину, а также лицу без гражданства. Таким образом, Конституция РФ полностью подтверждает выполнение требований, содержащихся в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В которой говорится, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Судебная защита, реализуемая посредством правосудия, выступает важной юридической гарантией конституционного права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Вообще, в основе дефиниции «юридические гарантии» учеными рассматриваются различные правовые явления. Так, по мнению одних (А.П. Иванова, В.В. Речицкого)[41], юридические гарантии представляют собой совокупность правовых норм, по мнению других – условия, средства, установленные законом (Л.Д. Воеводин, С.А. Комаров)[42], согласно позиции третьих – в понятие «юридические гарантии» включается деятельность соответствующих органов (А.В. Мицкевич)[43].
Нормативной основой регулирования защиты нарушенного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением является Закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. от 14 декабря 1995 г.), предусматривающий возможность судебного обжалования коллегиальных и единоличных действий (решений) или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, нарушающих права и свободы гражданина и создающих препятствия к осуществлению прав и свобод. Все это в полной мере относится и к праву на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые заявления в суды общей юрисдикции или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, окружающей среде.
В 2002 году районный суд Чувашской Республики рассмотрел иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к Управлению Горьковской железной дороги Министерства путей сообщения РФ о компенсации морального вреда гражданам, проживающим вблизи станции, где в 1996 г. произошло крушение поезда со сходом с рельсов цистерн, содержащих фенол и дизельное топливо. Причиной аварии послужила вина работников вагонного депо.[44]
Суд установил, что в деле имеются доказательства причинения вреда как окружающей природной среде, так и здоровью жителей данного населенного пункта. По заключениям судебно-медицинских экспертов в отношении двух граждан не исключено воздействие паров ядовитого вещества на организм, что явилось причиной их обращения за медицинской помощью. По мнению суда, данные заключения по существу преюдициальны, поскольку все истцы на день аварии находились дома, испытывали одинаковые симптомы, расстройства и т.п. и до сих пор проживают на месте аварии. На основании территориальной медицинской статистики, результатов углубленных клинико-лабораторных осмотров и сравнительных медицинских обследований населения следует однозначный вывод о связи массовых заболеваний населения с происшедшей аварией.
Суд признал доводы истцов о причинении им морального вреда в результате аварии и взыскал в пользу несовершеннолетних по 15 тыс. руб., а в пользу взрослых по 12 тыс. руб.
Однако, учитывая масштабы и продолжительность вредного экологического воздействия на здоровье жителей поселка, вряд ли проблему возмещения причиненного им вреда, можно считать разрешенной, поскольку истцы претерпели не только моральный вред, но и реальный, материальный вред, связанный с утратой здоровья и потерями в имуществе. Но все попытки предъявить иски о возмещении материального ущерба, обусловленного повреждением здоровья, по ряду причин «не увенчались» вынесением судебного решения. Это произошло, главным образом, из-за высокой стоимости судебно-медицинских экспертиз[45].
По общему правилу, требования о компенсации морального вреда вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ. В экологическом правоотношении – из нарушения права на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Причем моральный вред может взыскиваться независимо от материального: как наряду с ним, так и самостоятельно.
Тем не менее, на практике имеются положительные прецеденты возмещения такого экологического вреда.
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду