Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. 6
1.1. Становление и развитие законодательсива об авторском праве........6
1.2. Бернский союз 13
1.3. Межамериканская конвенция 20
1.4. Всемирная конвенция об авторском праве 22

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА....................................................33
2.1.Объекты международного авторского права. 33
2.2. Субъекты международного авторского права.........................................38


ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТоРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...................................................................................…43
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране авторских прав. ..........43
3.2. Особенности охраны авторских прав по законодательству Республики..................................................................................................................57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 68

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования Республики Беларусь

    Учреждение  образования

    «Гродненский  государственный университет имени  Янки Купалы» 
 

    Юридический факультет

    Кафедра гражданского права и процесса 
 
 

    Специальность 1-24 01 02

    «Правоведение» 
 
 
 

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ 
 
 

    Дипломная работа

    Студента 5 курса заочной сокращенной формы  обучения

    Ф.И.О. 
 
 

    Научный руководитель –  
 
 
 

    Допущена  к защите «____»_____________ 2009 г.

    Зав. кафедрой гражданского права и процесса,

    Кандидат  юридических наук, доцент

    ____________________________ 
 
 
 
 
 

    Гродно, 2009

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  дипломной работы.

     Авторское право является важной составной  частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия – одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.

     В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные  принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско-правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.

     По  законодательству Республики Беларусь достаточно большой круг лиц называются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческой интеллектуальной деятельности.

     Авторское право рассматривается одновременно как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений и как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель – охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.

     Современное законодательство Республики Беларусь об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращению, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.

     Авторским правом охраняются нематериальные объекты: произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами духовной творческой работы, обусловленной интеллектуальными способностями и психофизическими особенностями их создателей-авторов, в силу чего оказывающими на окружающих определенное (рациональное, эмоциональное) воздействие.

    В последнее  время  в отечественной  и зарубежной  прессе всё чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о «пиратском» аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 1995 году в России было продано 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,1 млрд. долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает Китайская Народная Республика, на которую приходится более 40 % сбыта таких записей. Кроме того, к примеру, в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных  продуктов.

    В Республике Беларусь лотки с видео и аудио кассетами, появившиеся в подземных переходах, на рынках, да и просто на улицах белорусских городов в начале 90-х годов прошлого века, без сомнения можно назвать одним из символов той эпохи – эпохи «дикого» капитализма и безнаказанного интеллектуального «пиратства».

    Можно с уверенностью сказать, что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды  долларов из-за деятельности производителей – «Пиратов».

    Специфика подобного рода нарушений состоит  в том, что они выходят за рамки  внутригосударственного гражданского права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного частного права.

    Основная  цель дипломной работы состоит в  теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.

    В соответствии с поставленной целью  исследования, в дипломной работе сделана попытка:

    — исследовать историческую эволюцию Бернской и Всемирной конвенций.

    — осветить проблемы авторского права Республики Беларусь.

    В работе сформулированы некоторые направления  политики развития национальной системы  охраны интеллектуальной собственности  на ближайшие годы и задачи по их практической реализации.

    Дипломная работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых подразделяется на параграфы, заключения и библиографического списка.  

    ГЛАВА 1.  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ 

    1.1. Становление и  развитие законодательства  об авторском праве 

     Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе «О сочинителях и издателях» России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.

     В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

     Первый  специальный закон в сфере  авторского права в России был  принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон, как по содержанию, так и по форме был «на голову выше» актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.

     В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

     Важную  роль в регулировании отношений  в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли «Основы авторского права» 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК.

     В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс СССР, который был введен в действие на территории Белорусской ССР с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве.

     С 3 августа 1992 г. на территории Республики Беларусь были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории Республики Беларусь недолго, всего один год, 3 августа 1996 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который действует по сей день.

     Но  история авторского права восходит не к 19 веку, а гораздо более ранним срокам. Известно, что в средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения, они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.

    Новое время.

  • 1710 год. Впервые принят закон, вводящий авторское право. Закон защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14 лет, и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. В том же году литератор Джон Бэрри из Филадельфии защитил свою книгу «Книга Филадельфийского Произношения»;
  • 1802 год. Авторским правом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии;
  • 1831 год. Право на авторское право получают композиторы. Нотные записи их произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Срок действия копирайта продлен до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет;
  • 1841 год. Первый громкий судебный процесс об авторском праве. Суд признал виновным в нарушении архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своем журнале;
  • 1853 год. Известная писательница Гариет Бичер Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел её книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод — это просто копирование;
  • 1856 год. Авторским правом разрешено защищать драматические произведения;
  • 1865 год. Авторское право распространяется на фотографии;
  • 1870 год. Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя Библиотека Конгресса США. Копирайт распространён на художников и скульпторов. Отдельно отмечено, что право не запрещает переводить литературное произведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на его основе;
  • 1886 год. Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав — Бернская Конвенция. Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 году было принято решение установить срок действия права в срок жизни автора плюс 50 лет. США присоединились к Бернской Конвенции только век спустя — в 1988 году;
  • 1891 год. США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав. Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США не присоединились к Бернской Конвенции, «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо;
  • 1897 год. Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора;

    XX век.

  • 1909 год. Принято правило, согласно которому авторские права приобретаются после первой публикации (обнародования) произведения. Срок действия права увеличен — разрешено продлевать на 28 лет;
  • 1912 год. Авторским правом разрешено защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии. Права на фильм принадлежат режиссёру, сценаристу и композитору;
  • 1952 год. В Женеве подписана Всемирная конвенция о защите авторских прав;
  • 1953 год. Авторским правом разрешено защищать абсолютно все литературные произведения;
  • 1971 год. В Париже произошел последний пересмотр Бернской конвенции о защите авторских прав;
  • 1978 год. Срок действия копирайта вновь продлён. Теперь он действует до смерти автора и остаётся в силе ещё 50 лет;
  • 1980 год. Копирайтом разрешено защищать компьютерные программы;
  • 1982 год. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и тюремному заключению;
  • 1983 год. Знаковый судебный процесс. Британская энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются по многим школам, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах;
  • 1987 год. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии;
  • 1990 год. Копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и т.д.;
  • 1991 год. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив её в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать;
  • 1992 год. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешения владельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно для домашнего пользования;
  • 1995 год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в Интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика;
  • 1996 год. В Женеве представители 160-ти стран мира подписали документы о создании Всемирной Организации по Защите Интеллектуальной Собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO);
  • 1998 год. Срок действия авторских прав продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого.

Информация о работе Международная охрана авторских прав