Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 16:53, дипломная работа
Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. 6
1.1. Становление и развитие законодательсива об авторском праве........6
1.2. Бернский союз 13
1.3. Межамериканская конвенция 20
1.4. Всемирная конвенция об авторском праве 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА....................................................33
2.1.Объекты международного авторского права. 33
2.2. Субъекты международного авторского права.........................................38
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТоРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...................................................................................…43
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране авторских прав. ..........43
3.2. Особенности охраны авторских прав по законодательству Республики..................................................................................................................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 68
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский
государственный университет
Юридический факультет
Кафедра
гражданского права и процесса
Специальность 1-24 01 02
«Правоведение»
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ
Дипломная работа
Студента
5 курса заочной сокращенной
Ф.И.О.
Научный
руководитель –
Допущена к защите «____»_____________ 2009 г.
Зав. кафедрой гражданского права и процесса,
Кандидат юридических наук, доцент
__________________________
Гродно, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы.
Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия – одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
В
настоящее время новые
По законодательству Республики Беларусь достаточно большой круг лиц называются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческой интеллектуальной деятельности.
Авторское
право рассматривается
Современное законодательство Республики Беларусь об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращению, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.
Авторским правом охраняются нематериальные объекты: произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами духовной творческой работы, обусловленной интеллектуальными способностями и психофизическими особенностями их создателей-авторов, в силу чего оказывающими на окружающих определенное (рациональное, эмоциональное) воздействие.
В последнее время в отечественной и зарубежной прессе всё чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о «пиратском» аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 1995 году в России было продано 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,1 млрд. долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает Китайская Народная Республика, на которую приходится более 40 % сбыта таких записей. Кроме того, к примеру, в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов.
В Республике Беларусь лотки с видео и аудио кассетами, появившиеся в подземных переходах, на рынках, да и просто на улицах белорусских городов в начале 90-х годов прошлого века, без сомнения можно назвать одним из символов той эпохи – эпохи «дикого» капитализма и безнаказанного интеллектуального «пиратства».
Можно с уверенностью сказать, что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды долларов из-за деятельности производителей – «Пиратов».
Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного частного права.
Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.
В соответствии с поставленной целью исследования, в дипломной работе сделана попытка:
— исследовать историческую эволюцию Бернской и Всемирной конвенций.
— осветить проблемы авторского права Республики Беларусь.
В работе сформулированы некоторые направления политики развития национальной системы охраны интеллектуальной собственности на ближайшие годы и задачи по их практической реализации.
Дипломная
работа состоит из введения; трех глав,
каждая из которых подразделяется на параграфы,
заключения и библиографического списка.
ГЛАВА
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
АВТОРСКОГО ПРАВА И
СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
1.1.
Становление и
развитие законодательства
об авторском праве
Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе «О сочинителях и издателях» России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.
В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.
Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон, как по содержанию, так и по форме был «на голову выше» актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.
В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.
Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли «Основы авторского права» 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК.
В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс СССР, который был введен в действие на территории Белорусской ССР с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве.
С 3 августа 1992 г. на территории Республики Беларусь были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории Республики Беларусь недолго, всего один год, 3 августа 1996 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который действует по сей день.
Но история авторского права восходит не к 19 веку, а гораздо более ранним срокам. Известно, что в средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения, они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.
Новое время.
XX век.