Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. 6
1.1. Становление и развитие законодательсива об авторском праве........6
1.2. Бернский союз 13
1.3. Межамериканская конвенция 20
1.4. Всемирная конвенция об авторском праве 22

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА....................................................33
2.1.Объекты международного авторского права. 33
2.2. Субъекты международного авторского права.........................................38


ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТоРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...................................................................................…43
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране авторских прав. ..........43
3.2. Особенности охраны авторских прав по законодательству Республики..................................................................................................................57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 68

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

    В соответствии с новой редакцией закона «Об авторском праве и смежных правах» норма об установлении вознаграждения в виде процента от дохода утратила императивный характер – стороны вправе определять авторское вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода или в виде твердо зафиксированной суммы или иным способом.

    В законе появилось новое понятие – «информация об управлении правами», под которой понимается любая информация, которая идентифицирует автора, произведение, исполнителя, исполнение, фонограмму и ее изготовителя, иного обладателя авторского или смежного права, и, что более важно, информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав.

    Наиболее существенные изменения затронули раздел IV закона, посвященный защите авторского права и смежных прав. Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г. предусматривал, что в случае нарушения авторского права или смежных прав их обладатель может требовать либо возмещения причиненных убытков, либо взыскания доходов, полученных нарушителем, либо выплаты компенсации в размере от 10 до 50 минимальных заработных плат, конкретный размер которой определяется судом исходя из обстоятельств дела.

    В целом, можно говорить о том, что новая редакция закона «Об авторском праве и смежных правах», даже, несмотря на присущие ей недостатки, должна стать более эффективным средством защиты прав и законных интересов авторов и создателей объектов смежных прав.

    Однако  в законодательстве общие способы защиты гражданских прав традиционно конкретизировались применительно к специфике защиты авторских прав. Действовавшее до недавних пор законодательство об авторском праве (раздел IV Гражданского кодекса Республики Беларусь), определяя способы защиты авторских прав, устанавливало, что в случаях бездоговорного использования произведений, несоблюдения условий использования произведений без согласия автора (в тех случаях, когда законодательство допускало свободное использование охраняемых произведений при условии указания имени автора и источника заимствования), нарушения неприкосновенности произведения или иных личных неимущественных прав автор, а после смерти автора – его наследники могли требовать восстановления нарушенного права либо запрещения выпуска произведения в свет или прекращения его распространения [13, ч. 1 ст. 495]. Вместо наследников после смерти автора защиту неприкосновенности его произведения могли осуществлять также иные лица, специально уполномоченные автором либо организации, на которые была возложена охрана авторских прав [13, ч. 1 ст. 478]. Если же нарушением авторских прав автору или его правопреемникам (то есть наследникам) были причинены убытки, то независимо от указанных выше требований восстановления нарушенного права и прекращения нарушения права автор или его правопреемники могли требовать возмещения убытков [13, ч. 2 ст. 495].

    Практика  защиты авторских прав чаще всего сталкивалась с такими способами защиты, как признание права (если речь шла о признании авторства либо соавторства), восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения неправомерных действий (если речь шла о бездоговорном использовании произведения, нарушении личных неимущественных прав), взыскании причиненных автору либо наследникам автора убытков.

    Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» внес определенные изменения в существовавшую практику гражданско-правовой защиты авторских прав.

    Во-первых, серьезные изменения претерпел сам объект охраны. Закон последовал традиционному принципу деления субъективных авторских прав на личные неимущественные и имущественные. К первой категории, в соответствии с законом, относятся право авторства, право на авторское имя, право на обнародование и право на отзыв, а также право на защиту репутации автора [23, ст. 14]. Ко второй категории относятся права по использованию произведения и связанное с ними право на получение вознаграждения [23, ст. 15]. По сравнению с действовавшим ранее законодательством (раздел IV Гражданского кодекса Республики Беларусь) закон «Об авторском праве и смежных правах» существенно изменил содержание субъективных авторских прав. Так среди личных неимущественных прав появилось право на отзыв произведения; существовавшее ранее право на опубликование стало называться правом на обнародование, а понятие опубликования получило более узкое значение; право на защиту репутации автора значительно шире существовавшего ранее права на неприкосновенность произведения.

    Еще более существенные изменения претерпели имущественные права. В соответствии со ст. 15 закона автору в отношении  его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Однако п. 2 этой же статьи устанавливает, что исключительные права на использование произведения означают право осуществлять или разрешать перечисленные действия – тем самым права автора по использованию произведения сводятся к праву на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, передачу по кабелю, перевод и переработку, а также праву на получение вознаграждения за каждый из этих видов использования произведения. Тем самым, вместо существовавшего ранее единого права на воспроизведение произведения всеми дозволенными способами новое законодательство наделяет автора комплексом прав по использованию произведения определенными способами [13, ст. 476].

    Во-вторых, закон «Об авторском праве и смежных правах» изменил круг лиц, управомоченных защищать авторские права. Если действовавшее ранее законодательство в качестве управомоченных субъектов называло автора и его наследников, то закон в качестве такого субъекта называет обладателя исключительных авторских прав [23, ст. 39]. Полагаем, что здесь потребуются некоторые пояснения. В соответствии со ст. 3, которая дает определения используемых в законе терминов, «обладатель авторского права» – это автор, в случаях, когда имущественными правами наделен автор; иное чем автор физическое или юридическое в случаях, когда имущественными правами наделено такое лицо; физическое или юридическое лицо, которому были уступлены имущественные права.

    Таким образом, в соответствии с данным в законе определением, обладатель авторского права – это лицо, которому принадлежат имущественные авторские права.

    Отсюда  можно сделать вывод о том, что обладатель исключительных авторских прав – это лицо, которому принадлежат какие-либо имущественные авторские права исключительного характера.

    Изначально  обладателем всех исключительных имущественных прав на любое произведение является его автор.

    Автор может либо сам осуществлять принадлежащие ему правомочия по использованию произведения, либо передать любое из них другому лицу. Кроме того, поскольку авторское право переходит по наследству, после смерти автора исключительные права переходят его наследникам.

    Юридические лица, которые в соответствии с действовавшим ранее законодательством получили первоначальные авторские права (организации, выпускавшие научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания, за которыми в соответствии со ст. 482 Гражданского кодекса Республики Беларусь признавалось авторское право в отношении этих изданий в целом), продолжают пользоваться этими правами.

    Таким образом, в качестве обладателя исключительных авторских прав может выступать сам автор; наследники автора; издатели периодических изданий, научных сборников и энциклопедических словарей – в отношении изданий в целом; лица, получившие исключительные имущественные права по договору с автором или наследником автора. Именно эти лица могут использовать указанные в законе «Об авторском праве и смежных правах» способы защиты.

    На  требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав, исковая давность не распространяется [13, ст. 84].

    Ст. 39 закона «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что обладатель исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя, которым является любое лицо, не выполняющее требований закона:

    а) признания этих прав;

    б) восстановления положения, существовавшего  до нарушения права;

    в) пресечения действий, нарушающих право  или создающих угрозу его нарушения;

    г) взыскания убытков, включая упущенную  выгоду;

    д) взыскания дохода, полученного нарушителем  вследствие нарушения авторского права, вместо возмещения убытков;

    е) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 минимальных заработных плат, определяемой судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

    ж) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой его прав [23, ст. 38].

    Указанные способы защиты опять же во многом повторяют предусмотренные в ст. 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, однако содержат и определенные особенности. Так, закон «Об авторском праве и смежных правах позволяет обладателю исключительных авторских прав пресекать не только действия, нарушающие его право, но и только создающие угрозу его нарушения; данный способ защиты является безусловной новацией в гражданском законодательстве нашей республики.

    Если  обладателю исключительных авторских прав нарушением причинены убытки, то он может потребовать их возмещения. Порядок определения убытков остался практически неизменным, с той, однако особенностью, что новое законодательство предусматривает только минимальные ставки авторского вознаграждения.

    Пункт 2 ст. 39 закона устанавливает, что за защитой своего права обладатели исключительных авторских прав обращаются в судебные и иные органы в соответствии с их компетенцией. Однако действующее гражданское законодательство не предусматривает возможности защиты авторских прав в административном порядке. Иски о защите авторских прав должны рассматриваться судами и хозяйственными судами в соответствии с действующими правилами подведомственности и подсудности, а также с учетом разграничения компетенций судов и хозяйственных судов.

    Представительство по делам о защите авторских прав может осуществляться Комитетом по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции.

    Особый  интерес вызывает норма ст. 39 закона, которая говорит о том, что суд в соответствии с действующим законодательством выносит решение о конфискации контрафактных экземпляров, при этом контрафактные экземпляры произведения могут быть переданы обладателю авторского права по его требованию. При этом законодатель не дает четкого ответа на вопрос о том, производится ли конфискация в рамках административного производства на основании ст. 167 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, которая предусматривает конфискацию контрафактных экземпляров в качестве дополнительного взыскания, или же конфискация может производиться и в рамках гражданского или хозяйственного процесса.

    В дополнение к предусмотренным в ст. 130 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и ст. 66 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь мерам по обеспечению иска закон «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает изъятие всех экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными [23, п. 2 ст. 40]. Следовательно, поскольку суд может в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства изъять контрафактные экземпляры, а закон наделяет обладателя авторских прав правом требовать передачи ему (то есть в его собственность) контрафактных экземпляров, то можно предполагать, что указанная в п. 3 ст. 39 закона конфискация может применяться и в порядке гражданского либо хозяйственного судопроизводства.

    Безусловно, определенную ясность должна будет внести судебная практика. И хотя судебные дела данной категории на сегодняшний день являются редкостью, существует, на наш взгляд, настоятельная необходимость в толковании порядка применения отдельных норм закона «Об авторском праве и смежных правах» Верховным судом Республики Беларусь.

    Проведенные в последние годы в ряде государств исследования показали, что деятельность, связанная с авторско-правовой охраной, дает около 3-5 процентов валового национального продукта. Эта величина равна, а иногда даже превышает совокупную продукцию отдельных отраслей промышленности, а в некоторых странах всю сельскохозяйственную продукцию.

    Деятельность  по созданию, распространению и использованию  литературных и художественных произведений выходит за рамки обычных экономических отношений – она необходима для развития общества в целом, составляет основу его культурного развития.

Информация о работе Международная охрана авторских прав