Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. 6
1.1. Становление и развитие законодательсива об авторском праве........6
1.2. Бернский союз 13
1.3. Межамериканская конвенция 20
1.4. Всемирная конвенция об авторском праве 22

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА....................................................33
2.1.Объекты международного авторского права. 33
2.2. Субъекты международного авторского права.........................................38


ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТоРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...................................................................................…43
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране авторских прав. ..........43
3.2. Особенности охраны авторских прав по законодательству Республики..................................................................................................................57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 68

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

    Однако, Верховный Совет Беларуси не ратифицировал данное Соглашение, поэтому обязательства нашей республики по охране авторских прав в отношении произведений, происходящих из государств – бывших союзных республик, основываются на совместном участии во Всемирной конвенции 1952 г. и распространяются на произведения, созданные либо выпущенные в свет после 27 мая 1973 г. Кроме того, такие государства, как Армения, Кыргызстан и Туркменистан не участвуют во Всемирной конвенции, а, следовательно, не обеспечивают охраны прав белорусских авторов.

    Определенные  изменения произошли во внутреннем законодательстве Беларуси. С 18 июля 1996 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который, без преувеличения, стал значительным этапом в развитии национального авторского законодательства. Срок охраны авторских прав был увеличен до 50 лет после смерти автора; были сняты формальности при предоставлении охраны фотографическим и аналогичным им произведениям; программы для ЭВМ прямо указаны среди объектов авторского права и т.п.

    Изменения во внутреннем законодательстве сделали возможным для нашей республики изменить ее положение и в системе международной охраны авторского права.

    Бернская  конвенция на сегодняшний день является самым популярным международным соглашением в области авторского права – по состоянию на 3 июля 1997 г. ее участниками были 125 государств, включая 27 государств, являющихся участниками более ранних редакций конвенции – Римского 1928, Брюссельского 1948 и Стокгольмского 1967 г. актов.

      Республика Беларусь присоединяется  к последнему, Парижскому 1971 г. акту, измененному в 1979 г.  В отношении государств, являющихся участниками более ранних редакций, Беларусь на основании ст. 32 Конвенции также будет обязана применять условия именно Парижского акта.

      Бернская конвенция строится на основе сочетания принципа применения национального режима охраны с обязательным соблюдением установленного конвенцией минимума охраны. К числу принципов конвенции можно также отнести и так называемый принцип «автоматической» охраны. Это означает, что в том случае, когда внутреннее законодательство какого-либо из участвующих в конвенции государств обуславливает предоставление охраны соблюдением формальностей, охрана произведению на основании Бернской конвенции предоставляется без соблюдения таковых, то есть автоматически. Конвенционная охрана осуществляется в пользу автора и его правопреемников, в том числе лиц, которым автор уступил свои права на исключительной основе.

      Действие конвенции распространяется на все произведения в области литературы, науки и искусства, как оригинальные, так и производные (такие как переводы, аннотации, аранжировки, иные переработки, сборники, антологии и т.п.).

    Конвенция устанавливает, что в отношении охраняемых на ее основании произведений авторы пользуются во всех странах Союза (кроме страны происхождения произведения) правами, предоставляемыми внутренним законодательством государства, в котором испрашивается охрана, а также правами, прямо предоставляемыми самой конвенцией. Однако предусмотренные в Бернской конвенции права применяются только к правоотношениям с иностранным элементом, в связи с чем конвенция прямо указывает на то, что действие конвенционных норм не распространяется на случаи, когда гражданин государства Бернского Союза или приравненное к нему лицо испрашивает охрану своему произведению в своем государстве.

    Сравнительный анализ норм Бернской конвенции и Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» позволяет говорить о том, что последний в основном, по большинству принципиальных положений, соответствует требованиям конвенции и Беларусь соблюдает требования ст.36 конвенции, устанавливающей, что присоединяющееся к конвенции государство должно быть в состоянии в соответствии со своим внутренним законодательством осуществлять положения конвенции.

      Вступление Беларуси в Бернскую конвенцию не означает прекращение ее обязательств по Всемирной конвенции; относящаяся к ст. XVII Всемирной конвенции Декларация устанавливает, что эта конвенция не должна применяться к взаимоотношениям государств Бернского союза тогда, когда речь идет о произведениях, страной происхождения которых является страна Союза.

    И, наконец, говоря о Бернской конвенции, нельзя не затронуть вопрос о последствиях присоединения к ней для Беларуси. В последнее время в печати довольно часто встречаются публикации, в которых известные юристы авторитетно заявляют об имеющей, по их мнению, место обратной силе Бернской конвенции. Основанием для подобных утверждений является норма, которая устанавливает, «что конвенция распространяет свое действие на все произведения, которые к моменту вступления конвенции в силу еще не перешли в общественное достояние (т.е. не перестали охраняться) в стране их происхождения в связи с истечением срока охраны». [2, ст. 8] Если какое-либо произведение, которое ранее охранялось в государстве, в котором испрашивается охрана, перешло в общественное достояние вследствие истечения срока охраны до вступления конвенции в силу для этого государства, то такое произведение не подлежит охране, то есть существовавшая ранее охрана не возобновляется. [8, п. 2 ст. 18]

      Присоединение Беларуси к Бернской конвенции означает расширение круга охраняемых в нашей республике произведений иностранных авторов, в основном за счет произведений, опубликованных до 1973 г. и поэтому не охранявшихся у нас на основании Всемирной конвенции, однако охраняющихся в стране своего происхождения, а также произведений, страной происхождения которых являются государства, не участвующие во Всемирной конвенции.

    Все большее значение приобретают объекты  авторского права в международном  торговом обороте. Средством международной правовой охраны авторского права и смежных прав является система международных конвенций и соглашений. Республика Беларусь уже присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и Дополнительным протоколам 1 и 2 Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

    Можно с уверенностью сказать, что в  Республике Беларусь уже создана правовая база, соответствующая мировому уровню регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства.

    Однако  практика показывает, что количество грубых нарушений прав авторов и  субъектов смежных прав растёт. Одной из причин этого явления является незнание авторами и лицами, использующими произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав, норм авторского права.

    Законодательство  об авторском праве Республики Беларусь в полном объеме защищает права как автора произведения, так и лица его использующего.  
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    1. Появление новых технических средств, применяемых в создании и использовании произведений науки, литературы и искусства оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на принципы авторского права, установленные Бернской и Всемирной конвенциями.

    2. Сближение положений Бернской и Всемирной конвенций, а также позиции ЮНЕСКО и ВОИС, дает возможность сделать вывод о том, что для более эффективной работы международной системы охраны авторских прав, необходимо принятие единого международного соглашения на основе существующих конвенций и многочисленных рекомендаций ЮНЕСКО и ВОИС.

    3. Система международной охраны авторского права  в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.

    4. Основными причинами низкого уровня охраны авторских прав являются: установленные нормы, несоответствующие международным стандартам и не отвечающие социально — экономическим требованиям Республики Беларусь; отсутствие соответствующих мер по защите авторских прав при их нарушении.

    5. Произведения, не являющиеся объектами авторского права, не имеют критериев охраноспособности и не обеспечиваются авторско-правовой защитой. Законодательством Республики Беларусь не охраняются произведения, содержание которых противоречит интересам государства, добрым нравам граждан Республики Беларусь.

    6. В мире, все большее значение приобретают правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом. Наличие современного законодательства по авторскому праву является важным условием для международного сотрудничества в широком объеме, так как пока только Республика Беларусь и Соединенные штаты Америки гармонизировали национальное законодательство с договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

    7. Основное отличие авторского права от режима правовой охраны других результатов интеллектуальной деятельности состоит в том, что произведение литературы, науки и искусства становится объектом авторского права в силу самого факта его создания автором без какой-либо регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей.

      8. Законодательство об авторском праве Республики Беларусь в полном объеме защищает права как автора произведения, так и лица его использующего.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     

    1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Составитель И. Силонов. – М.: Элит – клуб; Юридическая книга, 1998. – 429 с.

    2. Антимонов Б.С. Авторское право. М., 1957, 59 с.

    3. Бакшинкас В.Ю. Договорные обязательства: теория и практика. М., 1997, 160 с.

    5. Богуславский М.М. «Вопросы авторского права в международных отношениях», Москва 1973 г..

    4. Близнец И. Применение в РБ международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Юстиция Республики Беларусь, 1998, № 1.

    6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., ИНФРА, 1998, 790 с.

    7. Брагинский М.И. Гражданское право. курс лекций. Ч. 1. Под ред. Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996, 303 с.

    8. Брагинский М.Н., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство «Статут», 1997, 682 с.

    9. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права // Советское государство и право, 1954, № 8.

    10. Васильева Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1993, 560 с.

    11. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).

    12. Гаврилов А. П. Вступительная статья. / Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах». М.: Издательство «Бек», 1995. С. I - XXV.

    13. Гражданский кодекс Республики Беларусь– 2-е изд., с изм. и доп. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2001. – 631 с.

    14. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под редакцией А.П. Сергеева Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999. – 592 с. 

    15. Гражданское право. Особенная часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Бондаренко. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 152 с.

    16. Гражданское право Республики Беларусь (Особенная часть). Учебное пособие. – Мн.: «Веды», 1998. 240 с.

    17.   Гражданское право: в 2 ч. Ч. 1. Учебник / Под общ. ред. проф. Чигира В.Ф.. - Мн.: Амалфея, 2000. - 976 с.

    18. Гражданское право: В 2 ч. Ч. 2: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 2002. - 1008 с.

    19. Гражданское право: Учебник для студ. вузов / Валявина Е.Ю., Егоров Н.Д., Елисеев И.В.; Под Ред. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 783 с.

    20. Гражданское право. Ч. 1. / Авт. кол. М. В. Антокольская, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова и др. / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. - М.: Юрист, 1997. - 471 с.

    21. Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993, 432 с.

    22. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З. 98 с.

    23. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. (в редакции Закона от 11 августа 1998 г.).

Информация о работе Международная охрана авторских прав