Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 16:53, дипломная работа
Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. 6
1.1. Становление и развитие законодательсива об авторском праве........6
1.2. Бернский союз 13
1.3. Межамериканская конвенция 20
1.4. Всемирная конвенция об авторском праве 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА....................................................33
2.1.Объекты международного авторского права. 33
2.2. Субъекты международного авторского права.........................................38
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТоРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...................................................................................…43
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране авторских прав. ..........43
3.2. Особенности охраны авторских прав по законодательству Республики..................................................................................................................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 68
2.2.
Субъекты международного
авторского права
Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.п. Субъектом авторских прав может стать даже человек, признанный судом недееспособным (например, по причине душевной болезни).
Иностранный гражданин может быть субъектом белорусского, российского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны, либо не выпущено, но находится на её территории в какой-либо объективной форме. Когда произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, он становится субъектом авторского права только в силу заключённых с данной страной соглашений и в пределах, ими установленных.
Наряду с авторами произведений к субъектом авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в творческом создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определённый круг авторских правомочий по использованию произведений автора, основанием такого перехода служит закон, наследование или договор с автором.
Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. В работе над произведением литературы науки и искусства могут быть объединены усилия нескольких лиц (соавторство).
Особое место в международной системе охраны авторских прав занимают обладатели так называемых смежных прав. Это новое понятие для нашего права, а в некоторых странах понятие «обладатели смежных прав» вообще не используется. К такого рода субъектам относится достаточно широкий круг лиц, таких как: режиссеры, актеры, исполнители, продюсеры, звукорежиссёры и т.п.
В международном праве охрана прав, примыкающих к авторским, осуществляется в соответствии с международной конвенцией «Об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, и вещательных организаций», подписанной в Риме в 1961 году. Эта конвенция представляет собой попытку сбалансировать охрану всех категорий субъектов авторского права.
Автором произведения признаётся гражданин, творческим трудом которого создано это произведение. Автору произведения принадлежит исключительное право на свое произведение, включающее:
Автор может передать право на использование своего произведения, как на территории своего государства, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе и иностранным.
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более граждан, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение. Взаимоотношения соавторов могут определятся договором между ними. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, и вправе использовать такую часть произведения по своему усмотрению.
Составители сборников произведений, которые представляют собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов каждого из произведений, включённых в сборник. Авторы произведений, включённых в сборник, сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут использовать свои произведения независимо от сборника в целом.
Организации, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы, периодические и продолжаемые сборники научных трудов и другие периодические издания, пользуются правом на использование издания в целом, если иное не установлено в договорах с авторами, произведения которых включены в такое издание.
Авторы кино-, теле- и видеофильмов по авторским договорам передают право на использование фильмов его изготовителю в пределах, предусмотренных договором. Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование и могут использовать произведение независимо от фильма в целом.
К
наследникам автора переходит право
охраны неприкосновенности произведения,
право осуществлять или разрешать
его опубликование или
Обладатели смежных прав также обладают рядом прав.
Исполнителям, артистам, режиссерам, постановщикам и дирижерам принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Запись исполнения, трансляция и иное использование могут производиться только с согласия исполнителя.
Лицу, создавшему звуко- и видеозапись, принадлежит право осуществлять или разрешать её воспроизведение. Использование звуко- и видео записи допускается только с разрешения этого лица или его правопреемника (правообладателя). Право на звуко- и видеозапись включает право её воспроизведения любыми способами, право её публичного распространения, в том числе передача за границу, а также право на защиту от импорта и распространения экземпляров записи без разрешения правообладателя. Если право собственности на экземпляр звуко- или видеозаписи принадлежит не её создателю, исключительное право коммерческого проката сохраняется за лицом, создавшим звуко- или видеозапись.
Организациям эфирного вещания принадлежит право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведения их передач. Организациям публичного вещания принадлежит также право разрешать публичное воспроизведение телевизионных передач, если оно производится за плату в местах, доступных неопределенному кругу лиц.
Создатели звуко- и видеозаписей организации эфирного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с автором и исполнителем, а организации эфирного вещания – также без ущерба правам создателей звукозаписи.
Исполнители
осуществляют свои права с соблюдением
прав авторов исполняемых ими произведений.
ГЛАВА
3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ
ОТНОЩЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране
авторских
прав
С 19 августа 1998 г. вступил в силу закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которым закон «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. был изложен в новой редакции.
Чем же была вызвана необходимость изменять не так давно принятый закон?
Во-первых, Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г., в свое время попросту переписанный с одноименного Закона Российской Федерации 1993 г., был далек от совершенства, и многие его положения вызывали справедливую критику ввиду своей двусмысленности, а иногда и откровенной абсурдности и требовали изменения.
Во-вторых, за время, прошедшее с момента принятия закона «Об авторском праве и смежных правах» Республика Беларусь присоединилась к ряду международных договоров в области авторского права и смежных прав – Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (ред. 1971 г.), Договору ВОИС по авторскому праву (1996 г.), Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.). В отличие от Всемирной конвенции об авторском праве (1952 г.), участницей которой Беларусь является с 1973 г., указанные выше международные договоры содержат ряд материально-правовых норм, обязательных для применения при предоставлении охраны на их основании, в частности, определяющих объем предоставляемых прав, допускаемые ограничения этих прав и т.п. При этом между нормами международных договоров и законом «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г. существовали определенные расхождения, что создавало бы определенные трудности для правоприменительной практики даже не смотря на коллизионную норму ст. 42 Закона 1996 г., прямо предусматривавшей приоритет норм международного договора над нормами указанного закона.
Изменился подход законодателя в определении сферы действия авторского права. Если закон «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г. признавал авторское право за гражданами Республики Беларусь независимо от местонахождения необнародованного произведения или его опубликования, а за иностранцами – в случаях нахождения необнародованного произведения на территории Беларуси, первого опубликования произведения именно в Беларуси, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, то в соответствии с новой редакцией закона его положения применяются к «...произведениям, впервые опубликованным или находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства автора» [23, абз. 2 п. 2. ст. 5]. Тем самым, в соответствии с белорусским законом наравне с произведениями национальных авторов авторским правом охраняется любое произведение любого иностранного автора. Впрочем, вряд ли стоит винить разработчиков новой редакции закона «Об авторском праве и смежных правах», поскольку аналогичная норма предусмотрена ст. 991 нового Гражданского кодекса Республики Беларусь. Упоминая о новом Гражданском кодексе, нельзя не сказать о том, что белорусские законодатели избрали достаточно разумную схему, отказавшись от регламентации всех положений авторского права и смежных прав в Гражданском кодексе, оставив в нем только наиболее общие, существенные положения и оставив конкретизацию для специального закона.
Возвращаясь к вопросу о сфере действия авторского права можно сказать, что Беларусь на основании своих международных договоров предоставляет охрану произведениям авторов более чем 150 государств, и поэтому распространение охраны на все произведения всех иностранных авторов не увеличит радикальным образом количество охраняемых произведений, в то же время избавит правоприменительные органы от необходимости решать вопрос о том, охраняется ли данное произведение данного иностранного автора.
Круг охраняемых авторским правом произведений в соответствии с новой редакцией закона остался неизменным за небольшим исключением. Критерием охраноспособности составных произведений (сборников, антологий и т.п.) по новой редакции закона признаются являющиеся результатом творческого труда подбор и расположение материалов, в то время как закон «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г. считал подбор материала и его расположение самостоятельными критериями для предоставления охраны. Кроме того, из числа произведений, не являющихся объектами авторского права, были исключены одиозные «сообщения информационного характера о событиях и фактах».
В новой редакции закона более нет положений о регистрации произведений либо авторских прав на них, которая согласно закона 1996 г. могла осуществляться «специально уполномоченным центральным органом Республики Беларусь». И это можно отнести к достоинствам новой редакции, поскольку практика применения закона 1996 г. была связана с тем, что добровольный характер регистрации произведения зачастую понимался как обязательное условие для предоставления охраны авторским правом.
В новой редакции закона «Об авторском праве и смежных правах» изменен принцип исчисления срока охраны произведений, выпущенных в свет анонимно или под псевдонимом. Если закон 1996 г. предусматривал, что такое произведение охраняется в течение 50 лет с момента его правомерного обнародования, а в случае, если в течение этого срока личность автора станет достоверно известна, то его произведение охраняется на общих основаниях – в течение жизни и 50 лет после смерти автора.
Изменился подход законодателя к правовой регламентации авторского договора. Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г. использовал единое понятие авторского договора, как средства передачи имущественных авторских прав между любыми субъектами, и такой универсальный подход законодателя можно было только приветствовать. Новая редакция закона подобной нормы уже не содержит. Более того, новой редакции закона законодатель, говоря об определении размера и порядка начисления авторского вознаграждения за использование произведений, наряду с авторскими упоминает «договоры на право использования произведений, которые пользователи обязаны заключить с иными правообладателями либо с организациями, управляющими имущественными правами авторов» [23, п. 2 ст. 26].