Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской, Межамериканской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства Республики Беларусь и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства Республики Беларусь, а также основные аспекты охраны международных авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. 6
1.1. Становление и развитие законодательсива об авторском праве........6
1.2. Бернский союз 13
1.3. Межамериканская конвенция 20
1.4. Всемирная конвенция об авторском праве 22

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА....................................................33
2.1.Объекты международного авторского права. 33
2.2. Субъекты международного авторского права.........................................38


ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТоРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...................................................................................…43
3.1. Участие Республики Беларусь в международной охране авторских прав. ..........43
3.2. Особенности охраны авторских прав по законодательству Республики..................................................................................................................57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 68

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)
n="justify">    Неукротимый рост новых технологий ставит перед  международной системой авторского права значительное число новых проблем. ВОИС рассматривает их, проводя многочисленные исследования и заседания, направленные на их разрешение. В результате большой практической и аналитической работы ВОИС пришла к выводу, что важнейшими задачами в области авторского права и смежных прав, стоящими перед странами Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, являются:

    • модернизация законов по авторскому праву с учетом положений существующих международных конвенций, и в первую очередь Бернской конвенции, а также новых международных стандартов;
    • принятие соответствующих положений, предусматривающих охрану смежных прав (прав исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания);
    • присоединение соответствующих стран к международным авторско-правовым конвенциям и др.

    Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» содержит положения, которые могут служить хорошей основой для эффективной борьбы с разного рода нарушениями в области интеллектуальной собственности. С вступлением его в действие ушла в прошлое норма о возможности принудительного выкупа авторского права государством; авторам предоставлено право разрешать публичное исполнение созданных ими произведений, их показ по телевидению или в кино, трансляцию по радио; более полно решены вопросы, касающиеся охраны смежных прав, прав авторов на неприкосновенность, правового режима служебных произведений, ставок авторского вознаграждения, авторских договоров и др.

    В законе содержится ряд новых положений, касающихся сферы действия авторского права. Так, определено, что произведение считается опубликованным, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано на территории Республики Беларусь. При предоставлении на территории Республики Беларусь охраны произведению в соответствии с международными договорами Республики Беларусь автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

    Существенно изменены виды и объем авторских прав. Впервые в авторском праве Беларуси предусмотрено право автора на защиту своей репутации и на отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения – право на отзыв.

    Правом  на отзыв автор произведения вправе воспользоваться только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. В части имущественных прав закон предоставляет автору исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, содержит перечень действий, которые вправе осуществлять автор при применении предоставленных ему исключительных прав на использование произведения.

    Право автора на вознаграждение в отличие  от статьи Основ гражданского законодательства конкретизируется нормой, согласно которой размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

    Согласно  ст. Закона авторское право действует  в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме  случаев, предусмотренных указанной  статьей. Право авторства, право  на имя и право на защиту репутации  автора охраняются бессрочно. Закон предусматривает передачу (переход) авторских прав к другим лицам в двух случаях: в порядке наследования и по авторскому договору. При этом не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

    Право на защиту авторских прав наследниками сроком не ограничивается. Если наследники отсутствуют, такую защиту осуществляет специально уполномоченный орган Республики Беларусь.

    Поскольку Закон не предусматривает авторского права юридических лиц, этот вопрос решает постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

    Постановлением  предусмотрено, что авторское право  юридических лиц, возникшее до введения в действие Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или его создания, если оно не было обнародовано.

    Как свидетельствует опыт МАИС, который  ведет свою деятельность более чем  в 80 странах мира, наиболее эффективными средствами в борьбе с нарушениями авторских и смежных прав являются:

    • издание законов и применение сильных сдерживающих уголовных санкций;
    • предоставление соответствующим правоохранительным органам права на проведение необходимых оперативных мер по выявлению нарушений;
    • предоставление этим органам правомочий на конфискацию незаконной продукции, а также используемого в ее производстве оборудования;
    • предоставление суду полномочий на запрет незаконной деятельности, остающийся в силе до конца проведения судебного разбирательства;
    • упрощение подтверждения авторских и смежных прав и ускорение судебного разбирательства;
    • предоставление права суду принимать решение о конфискации, уничтожении товаров, нарушающих авторское право, или передаче их владельцу авторского права.

    В мире, все большее значение приобретают  правовые отношения, связанные с  созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом. Наличие современного законодательства по авторскому праву является важным условием для международного сотрудничества в широком объеме, так как пока только Республика Беларусь и Соединенные штаты Америки гармонизировали национальное законодательство с договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).  
 

    3.2. Особенности охраны  авторских прав по законодательству Республики Беларусь 

    Говорят, что культура не знает границ. Не знают границ и составляющие ее произведения. Однако границы существуют в отношении авторского права на эти произведения.

    Авторское право Республики Беларусь является частью ее гражданского законодательства и изначально имеет ограниченную сферу применения – ограниченную по кругу лиц, за которыми оно признает авторское право, и по территории, находящейся под суверенитетом нашего государства, на которой это признаваемое авторское право действует. В соответствии со ст. 4 закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. авторское право  признается за гражданами вне зависимости от того, где были опубликованы либо находятся их неопубликованные произведения; за иными лицами, чьи произведения были обнародованы, именно в Беларуси или находятся на территории нашей республики в необнародованном виде. При этом произведение считается опубликованным в Республике Беларусь и за его создателем, в том числе иностранцем, признается в Беларуси авторское право, если это произведение было опубликовано в нашей республике в течение 30 дней с момента первого опубликования за рубежом. За всеми остальными лицами авторское право по белорусскому законодательству признается только в том случае, если это предусмотрено международными договорами Республики Беларусь [23, п. 2 ст. 4].

    Во  многом аналогичен подход законодательства большинства стран мира – авторское право признается за гражданами данного государства, иногда к ним приравниваются лица, впервые опубликовавшие свои произведения в этом государстве.

    Поэтому, учитывая тот факт, что использование  произведения и ранее не ограничивалось национальными рамками, начиная  с первой половины прошлого столетия, среди заключаемых между государствами международных договоров стали появляться договоры и соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

    Особенно  актуальным вопрос о международной  охране авторских прав стал в наши дни, когда есть все основания  говорить уже не о взаимопроникновении культур различных государств, а о возникновении интернациональной, или точнее было бы сказать, наднациональной культуры.

    Объекты авторского права получают все большее  значение в международном торговом обороте – кино-, видео-, музыкальная продукция, программное обеспечение для ЭВМ, базы данных и т.п. занимают место среди основных статей экспорта развитых стран.

    Однако  система двусторонних соглашений не может обеспечить эффективную охрану авторских прав. Необходимы многосторонние и по возможности универсальные международные договоры, которые разрешая противоречия между национальными законодательствами, обеспечивали бы минимальные стандарты охраны авторского права и тем самым создавали бы условия для распространения объектов авторского права, не наносящего ущерба экономическим интересам правообладателей.

    Существующая  в настоящий момент система международной охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежат, прежде всего, два многосторонних соглашения – Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 г. в ее многочисленных редакциях и Всемирная конвенция «Об авторском праве» 1952 г., измененная в 1971 г.

    Определенную  роль в свое время играли региональные конвенции –ряд межамериканских и Арабская конвенция об авторском праве 1981 г. Однако, в силу их регионального, а применительно к Арабской конвенции, участником которой могут быть только государства-члены Лиги арабских стран, закрытый характер, они постепенно утрачивают свою актуальность.

      В последнее время все большее значение получает еще одно международное соглашение, затрагивающее, среди прочего, вопросы охраны авторского права. Речь идет о принятом в 1994 г. по результатам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ Соглашении о создании Всемирной торговой организации, и в частности, о Приложении 1С к этому Соглашению.

    Приложение 1С, которое называется Соглашение по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (в русской транскрипции – Соглашение ТРИПС), содержит обязательство каждого государства, вступающего во Всемирную торговую организацию, в области охраны авторских прав применять в отношениях с другими государствами-членами ВТО положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, касающиеся материальных норм права.  При этом участие государства в самой Бернской конвенции не является обязательным.

      Республика Беларусь участвовала только в одном международном соглашении по вопросам охраны авторского права, а именно во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. Беларусь не присоединялась к этому соглашению, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 объявила о своем правопреемстве в отношении обязательств Советского Союза по данной конвенции. Это означает, что Всемирная конвенция для Беларуси действует с даты ее ратификации Верховным Советом СССР – 27 мая 1973 г.

      Суть Всемирной конвенции в редакции 1952 г. состоит в обязательстве любого участвующего в ней государства предоставлять национальный режим охраны произведениям (как выпущенным так и не выпущенным в свет) авторов, являющихся гражданами других участвующих в конвенции государств, а также иным лицам, впервые выпустившим свое произведение в свет в одном из государств – участников конвенции. При этом субъектами конвенции являются не только авторы, но и иные обладатели авторских прав.

    Круг  видов произведений определен в достаточно общем виде – охрана должна распространяться на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. При решении вопроса о предоставлении охраны авторам, не являющимся гражданами участвующих в конвенции государств, применяется критерий «выпуска произведения в свет», под которым понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

    Особо следует остановиться на вопросе взаимной охраны авторского права в отношениях государств – бывших республик СССР.

    Распад  Советского Союза и появление  на его месте суверенных государств с национальным законодательством  об авторском праве поставил вопрос об их интеграции в международную  систему охраны авторского права. При  этом возникла проблема взаимного признания  и охраны прав авторов бывших советских республик, так как произведения граждан других государств – бывших республик СССР стали произведениями иностранных авторов, охрана которым должна предоставляться на общих основаниях. Для того чтобы ликвидировать определенный правовой вакуум, вызванный исчезновением единой территории и гражданства СССР, 24 сентября 1993 г. в Москве государствами-участниками СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

Информация о работе Международная охрана авторских прав