Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:56, отчет по практике
Судебная власть в России принадлежит только судам. Ею наделен и ее осуществляет только суд. Понятие “суд” может применяться в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д. Суд, пользующийся судебной властью, - исключительно государственный орган. Существующие общественные по сути организации, в названии которых содержится слово “суд”, судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих законах, не обладают и судами не являются.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРМАРСКОГО РАЙОННОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ………………………………………..7
1.1. Урмарский районный суд Чувашской Республики и его нормативно-правовая база деятельности……………………………………………………..7
1.2. Структура, компетенция системы органов районных судов……..8
1.3. Структура, компетенция Урмарского районного суда Чувашской Республики……………………………………………………………………….16
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРМАРСКОГО РАЙОННОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ……………………..21
2.1. Источники информации о практической деятельности Урмарского районного суда Чувашской Республики……………………………………..21
2.2. Анализ практической деятельности Урмарского районного суда Чувашской Республики……………………………………………………......23
3. ВИДЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ…………………………………………………………………….27
4. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ ДЕЛ……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..39
В приказе председателя суда, в частности, регулируется:
- распределение обязанностей между самим председателем и его заместителем;
-закрепление за судьями так называемых “зон обслуживания” или предметного принципа рассмотрения дел. В работе деятельности Урмарского районного суда действует смешанный принцип рассмотрения дел;
- закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);
- организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.
Приказом председателя
суда судебным секретарям может поручаться:
работа, связанная с исполнением судебных
решений (переписка по этим вопросам, ведение
журналов учета исполнительных листов,
сводных исполнительных производств,
осуществление контроля за возмещением
материального ущерба с солидарных ответчиков,
а также за возмещением средств в пользу
организаций и учреждений.
1.2. Структура, компетенция
системы районных судов
Основное звено судебной системы судов общей юрисдикции - районные, городские суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.
Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение - по гражданскому делу или приговор по уголовному делу.
Районный суд входит в систему судов общей
юрисдикции, является основным ее звеном
и рассматривает подавляющее большинство
уголовных, гражданских дел и все дела
об административных правонарушениях,
подпадающих под его юрисдикцию. Так, до
начала функционирования мировых судей,
в районном суде рассматривалось до 98%
гражданских и почти 95% уголовных дел.
Районный суд является непосредственно
высшей судебной инстанцией по отношению
к мировым судьям, действующим на территории
соответствующего судебного района .
В основу решения вопроса
об образовании районного суда положен
принцип максимальной доступности обращения
граждан в суд по месту жительства. Районные
суды образуются в каждом районе или городе,
на район и город может быть создан один
суд. По ныне действующему порядку создание
(упразднение) районного суда в соответствии
со ст. 17 Федерального конституционного
закона «О судебной системе
Российской Федерации» осуществляется путем
принятия федерального закона, которым
определяется его территориальная юрисдикция.
На Судебный департамент при Верховном
Суде РФ возлагается организационное
и материально-техническое обеспечение,
а также кадровое укомплектование вновь
созданного суда. Правительству РФ поручается
обеспечить деятельность суда за счет
средств федерального бюджета.
Численный состав районных
судов определяется (корректируется) по
предложениям упомянутого Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации,
исходя из численности населения, проживающего
на данной территории, экономики района,
социального состава населения и принимая
во внимание объем работы (нагрузку на
одного судью), с учетом состояния преступности
и других особенностей криминогенной
ситуации в районе.
В соответствии со ст.128
Конституции Российской Федерации судьи
(в том числе председатели и заместители)
районных судов назначаются Президентом
Российской Федерации по представлению
Председателя Верховного Суда Российской
Федерации, основанному на заключении
квалификационных коллегий, после прохождения
соответствующей процедуры отбора (сдачи
квалификационного экзамена, получения
рекомендации квалификационной коллегии
судей).
Правосудие в районном
суде осуществляется единолично или коллегиально
(один или три профессиональных судей).
Единолично рассматриваются большинство
гражданских дел и все дела об административных
правонарушениях. Коллегиально – о наиболее
опасных уголовных преступлениях и некоторые
гражданские дела, в случаях, предусмотренных
федеральным законом. Полномочия судьи
районного суда не ограничены определенным
сроком.
Основным полномочием
районного суда является рассмотрение
и разрешение уголовных, гражданских и
административных дел по первой инстанции,
т.е. принятие решения по существу тех
преступлений и спорных правонарушений,
которые затронуты в соответствующих
делах.
По уголовным делам районному суду
подсудны все дела о преступлениях небольшой,
средней тяжести и тяжких преступлениях,
кроме рассмотрения некоторых дел об особо
тяжких преступлениях: государственной
измене, терроризме, диверсиях, преступлениях
против правосудия, убийствах и изнасилований
при отягчающих обстоятельствах, отнесенных
к ведению вышестоящих судов, а также дел,
подсудных военным судам и мировым судьям
(ст. 31 УПК РФ).
Существенно повышены
контрольные полномочия районного суда
в ходе досудебного производства. Только
суд правомочен принимать решения: об
аресте и продлении срока содержания по
стражей; о производстве осмотра жилья
при отсутствии согласия проживающих
в нем лиц; наложении ареста на корреспонденцию
и о контроле телефонных переговоров;
о производстве обыска и наложении ареста
на имущество; о помещении подозреваемого,
обвиняемого не находящегося под стражей
в медицинский или психиатрический стационар
для проведения экспертизы; о временном
отстранении обвиняемого от должности
(ст. 29 УПК РФ).
Во исполнение требований
Конституции Российской Федерации о праве
граждан на тайну телефонных переговоров,
почтовых и иных отправлений (п.2 ст.23),
обеспечивая неприкосновенность их жилища
(ст.25) негласные оперативно-розыскные
действия в этой сфере могут проводиться
только на основании судебного решения.
В свое время в соответствии с Постановлением
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 24 декабря 1995 г. эти вопросы рассматривали
суды среднего звена системы судов Российской
Федерации и только в исключительных случаях
– районные суды. С принятием нового Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации эти полномочия
переданы районным судам (п. 9 ст.31).
Значительный
объем дополнительных полномочий районного
суда связан с правом выступать в качестве
второй инстанции по жалобам и протестам
на решения и приговоры мировых судей.
Районный суд при определенных
условиях решает вопросы об освобождении
от отбывания наказания. Осужденный может
быть освобожден условно-досрочно после
отбывания определенного, установленного
законом срока наказания, если суд признает,
что для исправления он не нуждается в
полном отбывании ранее назначенного
судом наказания. Лицо, отбывающее наказание,
освобождается судом также в связи с психическим
расстройством или иной тяжелой болезнью,
препятствующей дальнейшему нахождению
в местах лишения свободы (ст. ст. 79, 81, УК
РФ).
Значительна по объему
работа районного суда по
рассмотрению гражданских
дел. Прежде всего, к ним относятся дела
по спорам, возникающим из гражданских,
семейных, трудовых отношений: о взыскании
имущественного ущерба, споры по договорам
купли-продажи, жилищные споры, о взыскании
алиментов на содержание детей, споры
о наследстве, восстановлении на работе,
взыскании ущерба за причиненный вред
и другие.
Районным судом в порядке
гражданского судопроизводства рассматриваются
также дела, возникающие из административно-правовых
отношений (нарушения избирательных прав
граждан, жалобы на действия административных
органов и должностных лиц), а также дела
особого производства (об установлении
юридических фактов, о признании гражданина
безвестно отсутствующим или объявлении
умершим, о признании гражданина ограничено
дееспособным или недееспособным, об усыновлении
(удочерении) и другие).
Контроль районного суда
распространяется и на действия и решения
органов государственной власти в случае
нарушения прав граждан, незаконного возложения
на них обязанностей или создания препятствий
осуществлению их прав и свобод. Порядок
обращения в суд определен Законом Российской
Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в
суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан» в редакции от 14 декабря
1995 г.
Ряд специфических полномочий
районного суда связаны с отдельными законодательными
актами, в которых устанавливается обязанность
правосудия на районном уровне. Так, согласно
Закону Российской Федерации от 2 июля
1992 г. «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании» заинтересованным
лицам предоставлено право обратиться
с жалобой в районный суд, если при оказании
помощи медицинскими работниками, работниками
социального обеспечения и образования,
а также врачебными комиссиями были совершены
действия, ущемляющие права и законные
интересы граждан.
Ряд административных
правонарушений связан со сферой правосудия:
проявление неуважения к суду, воспрепятствование
явке в суд народного или присяжного заседателя,
непринятие мер по частному определению
суда или представлению судьи и др. Очевидно,
что рассмотрение такого рода административных
дел может быть поручено только суду.
Состав
районного суда включает всех судей;
государственных служащих: администратора
суда, работников аппарата суда, исполняющих
обязанности в делопроизводственной сфере
и технический персонал, обеспечивающий
содержание помещений суда.
Председатель
суда руководит работой районного суда.
При наличии в районе двух и более судей
один из них назначается председателем.
Если суд односоставный, т.е. с одним судьей,
он же назначается и председателем суда.
Председатель суда, как и другие судьи,
участвует в рассмотрении дел, отнесенных
к компетенции суда. Объем участия в непосредственном
осуществлении правосудия зависит от
числа судей. В многосоставных судах значительная
часть времени председателя районного
суда связана с организационной деятельностью.
Председатель районного
суда распределяет обязанности между
судьями по рассмотрению дел; организует
работу с народными заседателями, включая
меры по повышению их профессионального
уровня; руководит работой администратора
суда и консультантов; контролирует функционирование
аппарата суда; назначает и освобождает
от должности государственных служащих
и персонал, обслуживающий помещение суда;
распоряжается финансовыми ресурсами
суда; осуществляет общее (методическое)
руководство организацией работы мировых
судей, чьи участки находятся на территории
юрисдикции районного суда, и осуществляет
другие полномочия, предоставленные ему
законодательством. Председатель районного
суда представляет суд в отношениях с
государственными органами и общественными
организациями.
Правосудие по уголовным,
гражданским и административным делам
осуществляют судьи единолично или с участием
трех профессиональных судей данного
районного суда. От состава районного
суда (включающего весь состав судей и
народных заседателей) следует отличать
судебный состав, который рассматривает
единолично или коллегиально то или иное
конкретное дело. Состав для рассмотрения
конкретного дела формируется судьей,
председательствующим в данном судебном
заседании.
Администратор районного
суда назначается на должность начальником
управления (отдела) Судебного департамента
в субъектах Российской Федерации и подчиняется
председателю районного суда. К его полномочиям
относятся принятие мер к обеспечению
деятельности суда.
Особенность правового
положения администратора суда в том,
что он осуществляет свои полномочия под
контролем соответствующего подразделения
Судебного департамента, во взаимодействии
с ним и , одновременно подчиняется руководителю
соответствующего суда, выполняет его
распоряжения.
В число других государственных
служащих аппарата районного суда, в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечня
государственных должностей федеральной
государственной службы» входят заведующий
канцелярией районного суда, консультанты,
секретари суда и секретари судебных заседаний,
другие работники сферы делопроизводства.
В целях совершенствования документационного
обеспечения деятельности районного суда
приказом генерального директора Судебного
департамента при Верховном суде РФ от
29 апреля 2003 г. № 36 утверждена Инструкция
по судебному делопроизводству в районном
суде. Инструкция предусматривает введение
должности ответственного за делопроизводство
в суде.
Заведующий
канцелярией районного суда (на правах
начальника отдела) распределяет работу
между сотрудниками канцелярии и контролирует
ее выполнение, оформляет служебную переписку
суда с вышестоящими судебными и другими
правоохранительными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями, ведет книгу
приказов и распоряжений по районному
суду, готовит материалы статистической
отчетности, организует работу архива
и выполняет ряд других функций.
Секретари районного
суда осуществляют делопроизводство по
судебным делам, подлежащим рассмотрению
в суде, ведут соответствующие журналы
и карточки, отражающие движение дела
и принятые по нему решения, обеспечивают
хранение вещественных доказательств,
оформляют законченные дела для передачи
их в архив.
Секретарь
судебного заседания ведет протокол
судебного заседания; вызывает участников
судебного разбирательства и свидетелей,
обеспечивает информацию о делах, назначенных
к слушанию.
Организация
работы в районном суде основана на
обеспечении функций районного суда по
осуществлению правосудия и выполнению
некоторых других полномочий судебной
власти. Можно выделить основные направления
организационной деятельности.
Распределение
обязанностей между
судьями осуществляется с учетом ряда
факторов: объема нагрузки по рассмотрению
дел, особенности профессиональной подготовки
и деловых качеств того или иного судьи,
специфики криминогенной ситуации в районе
и ряда других.
С организацией работы
районного суда связана и деятельность
службы судебных приставов. В соответствии
с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О
судебных приставах» судебные приставы
в зависимости от исполняемых обязанностей
подразделяются на судебных приставов,
обеспечивающих установленный порядок
деятельности судов (соблюдение порядка
в зале заседания, охрана состава суда,
свидетелей и т.д.), и судебных приставов-исполнителей,
исполняющих судебные акты и акты других
органов.
1.3. Структура, компетенция
Урмарского районного суда Чувашской
Республики
Управление судебного департамента в Чувашской Республики (далее-Чувашии) направило меня для прохождения производственной практики в Урмарский районный суд. Практика в этом суде длилась 20 дней (с 7 апреля 2011г. по 27 апреля 2011г). Моим руководителем был назначен судья Меньшиков Геннадий Юрьевич. К этому моменту в Чувашской Республике вступил в силу в Федеральный закон от 05.04.2010 №49-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Чувашской Республики-Чувашии», в частности к Урмарскому суду был присоединен Янтиковский районный суд под общим названием Урмарский районный суд ЧР. Произошедшие изменения затрагивают лишь структуру судебной системы Чувашской Республики. Каких-либо изменений и неудобств для граждан двух районов, решивших обратиться в суд за защитой своих прав, не будет. Коллектив Янтиковского районного суда переведен в штат Урмарского районного суда, но остался работать на своем месте.
В первые дни практики в суде я ознакомилась с компетенцией, структурой суда, порядком его работы, организационно-правовую базу деятельности суда.
Компетенции районного суда. В настоящее время районные суды, в том числе и Урмарский районный суд, в котором я проходила практику, действуют не только в качестве суда первой инстанции, рассматривающие более сложные гражданские, административные и уголовные дела, но и второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей. В подсудность районных судов отнесены гражданские дела наибольшей сложности.
Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для районных судов.
Районному суду подсудны уголовные дела, кроме дел, посудных мировому судье, вышестоящим судам и военным судам.
Структура и порядок работы Урмарского районного суда. В зависимости от количества поступающих в суд дел, числа судей их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности в Урмарском районном суде распределяются в соответствии предметно-зональным принципом (смешанным), что способствует у судей широкому обзору законодательства и накоплению навыков рассмотрения похожих дел. Распределение дел происходит таким образом, что у всех судей получается примерно одинаковое количество дел.
Организационная работа районного суда не ограничивается слаженной работой судей по рассмотрению поступивших в суд дел, хотя это очень важно. Существенное влияние на деятельность районного суда оказывает аппарат суда, который включает помощников судей, секретарей судебного заседания, секретарей суда, главного специалиста (заведующей канцелярией), делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.
Существенную роль в работе Урмарского районного суда играет организация приема граждан председателем суда, судьями, секретарями канцелярии. В Урмарском районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Для этого создается библиотека юридической литературы и ведется картотека по судебной практике, опубликованной в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», а также берутся на учет решения, определения и постановления вышестоящего суда по категориям дел.
Организация работы аппарата любого районного суда, в том числе и Урмарского районного суда, лежит, прежде всего, на председателе этого суда, коим явлеется Соловьева Клавдия Ананьевна. Он организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка и контролирует их выполнение. Он принимает на работу в суд сотрудников. Подбор сотрудников – квалифицированных, добросовестных, культурных и вежливых – во многом определяет уровень работы суда в целом, его «лицо» в представлении граждан, которые обращаются в суд. Председатель председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет другие обязанности между судьями; ведёт личный приём, руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики, вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, руководит работой аппарата суда, организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Председатель суда организует служебную подготовку судей, профессиональную подготовку других работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются лекции, семинарские занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т.п.
В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда нумерация (уголовные дела регистрируются под нумерацией 1 , например: уголовное дело № 1-345), гражданские дела под нумерацией 2, например: гражданское дело № 2-235), административные дела под нумерацией 5 например: административное дело № 5-78 и т. д., на которые заводится статистическая карточка, отдельно по уголовным, гражданским, административным делам и регистрируется в алфавитном указателе. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел. На секретаря суда по уголовным делам согласно приказу председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.
За каждым судьей в Урмарском районном суде закреплен свой секретарь судебного заседания, при необходимости они могут заменять друг друга. Основная обязанность секретарей судебного заседания – вести протоколы по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Во время практики я познакомилась с правилами и особенностями ведения судебных протоколов.
Кроме того, секретари судебного заседания обеспечивают вызов гражданских истцов, ответчиков, обвиняемых свидетелей, потерпевших, экспертов и других лиц, подлежащих вызову в суд. Эту работу выполняет тот секретарь, которому предстоит вести протокол по данному делу в судебном заседании. За время прохождения практики я несколько раз помогала секретарю заполнять судебные повестки .
В соответствии со ст. 17 Федерального закона
от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О судебном департаменте
при Верховном Суде Российской Федерации» в
судах введена должность администратора
суда, обязанного организационно обеспечивать
работу данного суда. В полномочия администратора
суда входит: принятие мер по организационному
обеспечению деятельности суда, подготовке
и проведению судебных заседаний; взаимодействие
с адвокатурой, правоохранительными и
другими государственными органами по
вопросам обеспечения деятельности суда;
принятие мер по обеспечению надлежащих
материальных и бытовых условий для судей
и работников аппарата суда; обеспечение
судей и работников аппарата суда нормативными
правовыми актами, юридической литературой,
пособиями и справочно-информационными
материалами; осуществление информационно-правового
обеспечение деятельности суда; организация
ведения судебной статистики, делопроизводства
и работу архива; организация охраны здания,
помещений и другого имущества суда в
нерабочее время; обеспечение бесперебойной
работы транспорта суда и средств связи,
работы хозяйственной службы; осуществление
иных мер по обеспечению деятельности
суда.
Информация о работе Отчет по практике в Урмарский районный суд Чувашской Республики