Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа
Реализация в СК (гл. И) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Защита прав и интересов несовершеннолетнего при усыновлении посторонними ему лицами обеспечивается благодаря его устройству в семью. А если к усыновлению стремятся лица, не состоящие между собой в браке, п. 2 ст. 127 СК не разрешает им совместно усыновлять одного и того же ребенка. В противном случае будет иметь место признание фактического брака, что не допускается СК. К тому же возникнет путаница в правах и обязанностях усыновителей, усыновленного, их родственников и потомков, что чревато нарушением прав широкого круга лиц, в том числе детей.
Устанавливая запреты к усыновлению, адресованные усыновителям, СК вместе с тем предусматривает необходимость соблюдения, как правило, разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке и усыновляемым ребенком — не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128).
Таким образом, из перечня запретов для усыновления следует, что нет препятствий к усыновлению ребенка одинокими женщинами и мужчинами, бабушкой и дедушкой, лицами пожилого возраста и др. Главное при этом — убежденность в том, что усыновление производится в интересах усыновляемого.
Если рассматривать требования, предъявляемые к усыновлению, то легко заметить, что обращены они к лицам, желающим заменить родителей. Что же касается самих детей, не достигших совершеннолетия (восемнадцати лет), то состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и прочее не мешают усыновлению.
Но проинформировать будущего усыновителя обо всем, что касается личности и состояния здоровья ребенка, подлежащего усыновлению необходимо. Это позволит тому, кто готов к преодолению всех трудностей, установить добрые, истинно родительские отношения с усыновленным, что, несомненно, в его интересах. Вот почему при усыновлении ребенка, находящегося в детском сиротском учреждении, представляется медицинское заключение о состоянии его здоровья физическом и умственном развитии. Кроме того, кандидатам в усыновители предоставляется право:
Правило о необходимости получения полной информации об усыновляемом ребенке существует и в других государствах. Правда, обычно они сформулированы расплывчато. Однако в США, например, в специальной литературе обращается внимание на необходимость информации о привычке ребенка использовать «ненормативную лексику», о жестоком обращении с ним в родительской семье, о сексуальном насилии над несовершеннолетним и т.п.
Особое место в СК РФ по-прежнему занимает ст. 139 о тайне усыновления. Но, по-видимому, нельзя говорить о такой тайне вообще. В одних случаях стремление усыновителя к тайне усыновления оправданно и понятно: например, женщина имитирует беременность и затем выходит из стен родовспомогательного учреждения с «собственным» ребенком на руках. Аналогичная ситуация возникает при усыновлении малолетнего ребенка, когда он готов считать усыновителей своими родителями. В подобной ситуации сохранение тайны истинных отношений в интересах, как взрослых, так и детей. Ее сохранению служит и ст. 135 СК, позволяющая по просьбе усыновителя изменить место рождения усыновляемого, а также дату его появления на свет (но не более чем на три месяца и в отношении ребенка в возрасте до одного года). Сложнее обстоит дело, когда усыновляют ребенка сознательного возраста, который помнит своих настоящих родителей, особенно если они хорошо о нем заботились. В таких случаях, следуя требованиям п. 1 ст. 139 СК, нельзя забывать о педагогической стороне возникающих отношений и о том, что стремление, во что бы то ни стало сохранить тайну усыновления может быть чревато появлением постоянного беспокойства, напряжения во взаимоотношениях детей и взрослых, страха перед возможным разоблачением.
Поэтому считается, что с педагогической точки зрения тайна усыновления не всегда оправданна. А привязанность и добрые чувства усыновленного легче завоевать, объяснив ему, почему именно на него пал выбор усыновителей.
По существу, вопрос о разглашении или неразглашении тайны усыновления — дело самих усыновителей. Это подтверждается текстом ст. 139 СК. Ее требования обращены прежде всего к официальным лицам, причастным к усыновлению (судьям, а также должностным лицам, осуществляющим государственную регистрацию усыновления). Несомненно сюда относятся и работники органов опеки и попечительства, здравоохранения, службы социальной помощи и др. Знать об усыновлении могут и те граждане, которые никакого отношения к официальной стороне дела не имеют. Но как бы то ни было, обязанность хранить тайну усыновления возлагается как на юридических, так и на физических лиц. «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, — наказывается штрафом... либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового...», — говорится в ст. 155 УК РФ. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя существовала и прежде. Так, количество подобных преступлений в РФ составляло в 1990 г. — 11, в 1991 г. — 10, в 1992 г. — 15, в 1993 г. — 13, в 1994 г, — 21, в 1995 г. — 2533.
Все правила СК, касающиеся усыновления, распространяются и на случаи, когда ребенка - российского гражданина усыновляют иностранные граждане или лица без гражданства. Усыновление детей гражданами другого государства получило распространение после второй мировой войны. Увеличилось так называемое международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей-сирот усыновляли покидавшие эту страну американские военнослужащие. Как следующий этап в развитии усыновления детей иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х и началу 90-х годов все чаще стали брать на усыновление детей из некоторых европейских государств, особенно из Румынии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку. В последующие годы некоторые европейские государства проявили пристрастие к усыновлению детей из определенных стран. Например, граждане Дании усыновляют главным образом девочек их Южной Кореи. В Люксембурге усыновляется много детей — выходцев из стран Южной Америки, Центральной и Восточной Европы.
Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России, куда обратили свой взгляд граждане США, Италии, Скандинавских и других государств. А причин для этого достаточно: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые почему-либо не могут усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин в более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. Например, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. В ФРГ после вступления в силу в 1991 г. Закона «О благополучии детей» ужесточен порядок усыновления, предусматривается уголовное наказание за торговлю детьми, которая практикуется в отношении детей, привозимых из развивающихся стран. Усыновление здесь тоже разрешается только супружеским парам.
Не на последнем месте среди соображений, по которым иностранные граждане выражают желание усыновить ребенка из России, — побуждение сугубо нравственного свойства, когда милосердие к осиротевшему, попавшему в бедственное положение ребенку не нуждается в объяснении. К тому же многие иностранцы, желающие усыновить российского ребенка, русские по происхождению. И наконец, что не менее важно, дорогу к международному усыновлению облегчила ст. 21 Конвенции о правах ребенка, рассматривающая усыновление как наилучший способ удовлетворения интересов ребенка. Все это вместе взятое объясняет то, что усыновление ребенка — российского гражданина к редким событиям не относится, о чем говорят данные статистики. Например, в Российской Федерации состоялось так называемых международных усыновлений: в 1993 г. — 1485, в 1994 г. — 2196, в 1995 г. — 1497, в 1996 г. — 3251.
Усыновление российских детей гражданами других государств подчиняется ряду требований, исключающих свободное распоряжение судьбой ребенка. Существование этих правил объясняется, в частности, стремлением предотвратить превращение детей в товар, в предмет наживы теми, кто готов совершить такое преступление.
Согласно й. 3 ст. 124 СК, «усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федераций, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников». Выполнению этого условия призваны помочь ст. 122 СК, определяющая правила выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» Здесь расписано, как поэтапно ведется учет детей, подлежащих усыновлению российскими семьями, а при невозможности это сделать — семьями иностранных граждан.
Так, если ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства, органы опеки и попечительства дают информацию о постановке его на региональный учет, где формируется соответствующий банк данных. По поступлении сведений об этом ребенке в течение еще одного месяца он подлежит устройству в семью. Вместе с тем данные о нем поступают в МО РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве в семью российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. В МО РФ также формируется соответствующий банк данных на основании сведений, поступающих от субъектов Федерации. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ ведут учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся к ним с просьбой усыновить ребенка — российского гражданина. Кроме того, эти органы представляют им информацию о детях, которых они могут усыновить. А в масштабах Федерации такой учет ведет МО РФ. И только по истечении трех месяцев после постановки указанных детей на централизованный учет они могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства, если передать ребенка в российскую семью так и не удалось. Разумеется, при этом учитываются также предусмотренные ст. 165 СК правила, посвященные усыновлению (удочерению) детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Таковы четко обозначенные в СК правовые преграды на пути усыновления российских детей гражданами других государств. Вот почему к ним на усыновление обычно попадают дети-инвалиды, а также дети, страдающие тяжкими заболеваниями, отстающие в своем развитии, т.е. дети, которых граждане-россияне в свою семью не берут.
Для оформления усыновления иностранцами ребенка, являющегося российским гражданином, требуется заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни. К заключению прилагается копия выданной этой организации лицензии на осуществление ее деятельности, связанной с рассмотрением вопросов усыновления, а также письменное обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Кроме того, представляется заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, подтверждающее их возможность стать усыновителями, медицинское заключение о состоянии здоровья каждого из будущих усыновителей, разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, в ведении которых находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, и другие документы. В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 211 ГПК РСФСР суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем и лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.
Как правило, тщательная подготовка к усыновлению, искреннее желание помочь детям полностью заменить одного или обоих родителей служат достаточной гарантией для установления стабильных отношений, исключающих проблему отмены усыновления. Тем не менее все предугадать невозможно. К тому же далеко не всегда усыновители способны выдержать испытания, связанные с коренной переменой в их жизни из-за появления в семье ребенка, требующего особого и тщательного ухода, лечения и т.п. Не исключается и психологическая несовместимость усыновителя и усыновленного, когда им не удается установить тесный контакт, без которого практически невозможно успешное семейное воспитание. Вот почему отмена усыновления редко, но все же происходит, если она в интересах несовершеннолетнего.
Так, состоялась отмена усыновления: в 1993 г. в 162 случаях (из них 38 касались усыновления ребенка отчимом/мачехой); в 1994 г. в 181 и 53 случаях; в 1995 г. в 253 и 81 случаях; в 1996 г. в 418 и 209 случаях.
Основанием для отмены усыновления судом могут служить самые различные обстоятельства. Их СК делит на две группы. В первую входит такое поведение усыновителя, которое свидетельствует: