Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа
Реализация в СК (гл. И) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Наделяя опекуна личными правами и обязанностями по воспитанию подопечного, СК не проводит границ между возможным, одобряемым его поведением (правами) и должными поступками и действиями (обязанностями). Иначе обстоит дело, когда речь идет о правах и обязанностях имущественного характера. Здесь центр тяжести переносится на защиту имущественных прав ребенка путем сохранения принадлежащей ему собственности, умелого и разумного распоряжения ею, совершения различного рода гражданско-правовых сделок в интересах ребенка. По своему содержанию, объему, целям такая защита целиком и полностью совпадает с осуществляемой родителями и реализуется с помощью ст. 37 и 38 ГК, ст. 60 СК. Но опекун при этом является представителем малолетнего подопечного, а попечитель оказывает своему подопечному содействие в осуществлении им своих прав, а также охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Вместе с тем как опекун, так и попечитель обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечивая их уходом, питанием, одеждой, лечением — словом, всем тем, из чего складываются условия нормального развития ребенка. Но на содержание подопечного опекун тратит все причитающиеся подопечному выплаты, в том числе алименты, пенсию по случаю утраты кормильца, пособие гражданам, имеющим детей, и проч. Кроме того, опекун вправе тратить на ребенка часть доходов, полученных от принадлежащего подопечному имущества. Правда, практически невозможно и безнравственно делить источники существования на «твои и мои», когда живут одной семьей. Вот почему ГК и СК никаких специальных оговорок на этот счет не делают. Однако о том, что обязанности по опеке (и попечительству) выполняются безвозмездно, говорится в п. 1 ст. 36 ГК и п. 5 ст. 150 СК.
Установление опеки (попечительства) порождает не только права и обязанности опекуна (попечителя). Обладателями прав становятся и подопечные дети. Благодаря закреплению их прав в кодексе конкретизируются идеи, заложенные в ст. 20 Конвенций о правах ребенка.
Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), отличается больщим разнообразием. Это прежде всего права, которые принадлежат каждому несовершеннолетнему в соответствии со ст. 54—57 СК. Правда, всякий раз при их перечислении в ст. 148 СК делается акцент на то обстоятельство, что подопечный ребенок имеет право на заботу со стороны опекуна, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна и т.д. Тем самым подчеркивается необходимость бережного отношения к подопечному, оставшемуся без родительского попечения.
Поскольку подопечный ребенок, как и всякий другой, имеет права не только личного, но и имущественного порядка, в п. 1 ст. 148 СК говорится о том, что он имеет право на:
Подопечный ребенок имеет также право: собственности на жилое помещение или пользования жилым помещением. В соответствии с ФЗ от 11 августа 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»36 приватизируемые жилые помещения передаются в общую собственность не только совершеннолетних, но и несовершеннолетних членов семьи в возрасте от 15 до 18 лет. Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети этого возраста, передаются им в собственность по заявлению их попечителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Для совершения сделок в отношении приватизированных помещений, в которых проживают несовершеннолетние (в том числе подопечные), независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, но на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются опекунами (попечителями) на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении банка на получение жилого помещения при отсутствии такового (в соответствии с правилами жилищного законодательства).
Следуя принципам Конвенции о правах ребенка, СК впервые уделяет внимание правам детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. При этом имеются в виду дети, находящиеся на полном попечении одного из перечисленных учреждений, которое полностью заменяет ребенку семью и родителей. Выполнение опекунских функций в отношении таких детей возлагается на администрацию этих учреждений.
Воспитанник детского учреждения как самостоятельный субъект лишь ему принадлежащих прав — серьезная новелла действующего семейного законодательства, важная правовая предпосылка защиты интересов детей, потерявших родную семью и не имеющих возможности попасть в семью приемную. Перечень их прав, по существу, совпадает с содержанием соответствующих статей СК, где перечисляются права, принадлежащие любому несовершеннолетнему, которого воспитывают в собственной семье родители, а при их отсутствии — усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Для таких детей особый смысл приобретает право на уважение их человеческого достоинства, которое им приходится отстаивать чаще всего самим. Вместе с тем для воспитанника детского учреждения, когда он начинает самостоятельную жизнь, важно иметь материальную поддержку, гарантии защиты жилищных прав, льготы при трудоустройстве.
ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает ряд дополнительных гарантий улучшения материального положения оставшихся без родителей выпускников детских учреждений, обучающихся во всех типах образовательных государственных и муниципальных учреждений, которые имеют право на бесплатное обучение, повышенную стипендию и проч. Кроме того, в ст. 8 этого Закона специально предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на закрепленное за ними жилое помещение они сохраняют на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальной защиты. А если у них такого жилья нет, то в течение трех месяцев им предоставляют жилье, равноценное тому, которое они (или их родители) имели. А в ст. 9 говорится о дополнительных гарантиях данной категории воспитанников при реализации их права на труд. Здесь и налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, и соответствующие обязанности органов службы занятости, и ответственность за нарушение данного Закона.
Таков примерный перечень дополнительных гарантий по социальной защите воспитанников детских учреждений, оказавшихся без семьи и родительской заботы.
Еще одна примечательная особенность опеки над несовершеннолетними надзор (контроль) со стороны органов опеки и попечительства за деятельностью опекуна (п. 3 ст. 34 ГК), который осуществляется по месту жительства подопечного и позволяет составить представление об условиях его жизни в семье, о степени добросовестности лица, заменяющего родителей. Такой надзор носит систематический характер: не реже двух раз в год информация о подопечном должна поступать в органы опеки и попечительства в виде акта обследования. Этот акт составляется либо инспектором по охране прав органов местного самоуправления, либо по его поручению и хранится в личном деле несовершеннолетнего. Результаты обследования позволяют не только увидеть, как выполняются опекунские обязанности, но и обнаружить уязвимые места данной опеки, устранить возникающие трудности в воспитании или содержании подопечного ребенка.
Но надзор (контроль) за обстановкой, в которой находится подопечный, не самоцель. Благодаря его осуществлению органы опеки и попечительства выполняют другую, не менее важную задачу по оказанию детям, оставшимся без родительского попечения, самой разнообразной поддержки. Впервые предельно полный перечень видов такой помощи дает ФЗ от 21 декабря 1996 г. Здесь и бесплатное медицинское обслуживание подопечного ребенка, и предоставление ему бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения, лагеря (базы) труда и отдыха, и гарантии защиты его жилищных прав, и помощь в трудоустройстве, и организация материальной поддержки подопечного за счет различного рода благотворительных фондов. Все это вместе взятое позволяет причислить подопечных детей к особой категории детского населения, забота о которой является обязанностью государства.
Чаще всего опекун и попечитель назначаются без указания срока полномочий. Они перестают существовать автоматически по достижении подопечным совершеннолетия — 18 лет. Наступает конец попечительству и в других случаях: когда подопечный становится полностью дееспособным в результате эмансипации* (ч. 1 ст. 27 ГК) либо при вступлении в брак до достижения брачного возраста (ч. 2 ст. 21 ГК). Кроме прекращения опеки и попечительства, ГК предусматривает освобождение опекунов (попечителей) от исполнения принятых ими на себя обязанностей (п. 1, 2 ст. 39 ГК) или их отстранение (п. 3 ст. 39 ГК). В любом из названных случаев прекращаются существовавшие ранее правоотношения, порожденные установлением опеки (попечительства). Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что опека и попечительство перестают существовать: