Правовое регулирование авторских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.

Содержание

Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 542.00 Кб (Скачать документ)

Также необходимо отметить, что при принятии 4 части ГК РФ, в качестве средства передачи авторских  прав выступает не авторский договор, а лицензионный. До 1 января 2008 года, лицензионный договор заключался только в отношении исключительных прав на изобретение, промышленный образец, полезную модель. При этом авторские договоры (за исключением договора авторского заказа) на практике сейчас не применяются. Отличительной особенностью лицензионного договора то, что в соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ, заключение лицензионного договора не влечёт за собой перехода исключительного права к лицензиату. Лицензиат вправе использовать результат интеллектуальной деятельности лишь способами предусмотренными таким договором.

ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

 

3.1 Характеристика  гражданско-правовой защиты авторских  прав

 

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ провозглашается и гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 45 Конституции гарантируется право каждого защищать свои права и свободы всеми способами в соответствии с законом169.

В ч. 1 ст. 1 ГК РФ170 в качестве одного из основных начал гражданского законодательства устанавливается необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В качестве одной из основных задач гражданского судопроизводства ст. 2 ГПК РФ от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ171 называет правильное и своевременное, что немаловажно, рассмотрение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.

Перечисленные выше общеправовые принципы имеют непосредственное отношение  к авторскому праву, так как регулятивный механизм эффективен только тогда, когда  он законодательно обеспечен правоохранительной составляющей.

Институт «права на защиту»  выступает основанием или условием реализации «защиты права» в общественном отношении, в том числе авторском, урегулированном нормами права, который в общем виде выглядит как предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права или законного интереса172.

В статьях 1251 и 1252 ГК РФ173 перечислены способы защиты с их распределением по основаниям применения: способы, предназначенные для защиты личных неимущественных авторских прав, с одной стороны, и предназначенные для защиты исключительных прав - с другой. Рассмотрим их подробнее:

1) Признание права  интеллектуальной собственности.  При рассмотрении в суде нарушений права интеллектуальной собственности главной задачей истца является доказательство своего нарушенного права, а задачей ответчика - оспаривание прав истца и доказательство своих прав. Задача суда - принять справедливое решение.

2) Пресечение действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения. Эта действенная мера может применяться во многих случаях. Однако пресечение действий ответчика только приостанавливает нарушение права, но не компенсирует финансовые потери истца. Поэтому данная мера должна применяться совместно с иными мерами, которые позволяют частично или полностью восстановить либо компенсировать нарушенные материальные интересы.

3) Возмещение убытков.  Суд может принять решение  о возмещении убытков, взыскании  дохода или выплате компенсации  по выбору истца и в пользу истца. Несмотря на простоту схемы, ее реализация затруднительна из-за сложности оценки убытков, причиненных истцу нарушением прав174.

Истец может требовать  полного возмещения причиненных  ему убытков, если законодательством  или договором не предусмотрено  иное.

4) Публикация решения  суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя и нарушителя исключительного права.

5) Выплата компенсации вместо возмещения убытков. В соответствии с ч. 1 ст. 1252 ГК РФ175 правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Как указывается в ГК РФ, размер компенсации определяется судом в пределах, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Но самих определений понятий «разумности» и «справедливости» законодатель не указывает.

Так, 9 апреля 2003 года депутатами Государственной Думы П.Т. Бурдуковым и В.И. Илюхиным  был внесен на рассмотрение Государственной Думы Проект федерального закона «О внесении изменений в ГК РФ» (по вопросу определения разумности), но, к сожалению, 11 февраля этот проект был отклонен Государственной Думой. Разумность предлагалось закрепить в следующем виде: «Разумными являются действия, которые совершил бы в конкретной ситуации человек, обладающий нормальным, средним уровнем интеллекта, знаний и жизненного опыта. В тех случаях, когда законом или договором осуществление прав или исполнение обязанностей обусловлено требованием разумности, разумность действий предполагается, если иное не предусмотрено в законе»176.

В связи с тем, что  каждый понимает данные понятия по-своему, поэтому необходимо их четко закрепить в ч. 3 ст. 1252 ГК РФ. Предлагается в ГК РФ ввести определения в следующем содержании: «Разумность - критерий оценки действий, которые совершил бы в конкретной ситуации человек, обладающий нормальным, средним уровнем интеллекта, знаний и жизненного опыта». «Справедливость - понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах»177.

6) Изъятие контрафактных товаров из гражданского оборота происходит по решению суда. Кроме того, изъятые контрафактные товары подлежат уничтожению без какой бы то ни было компенсации в соответствии с ч. 4 ст. 1251 ГК РФ178.

7) Изъятие оборудования и материалов, используемых или предназначенных для совершения нарушений исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, осуществляется по решению суда. Кроме того, в соответствии с ч. 5  ст. 1251 ГК РФ179, изъятое оборудование и материалы подлежат уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход государства.

В 4 части ГК РФ нет четкого разделения авторских прав на личные неимущественные, с одной стороны, и имущественные права - с другой, как это закреплено в Законе об авторском праве, но проведено разграничение гражданско-правовых способов защиты по видам нарушенных прав. В связи с этим при практическом применении соответствующих норм могут возникнуть трудности.

Для обозначения нарушений  авторских прав часто употребляются термины «контрафакция», «плагиат», «пиратство». При этом не всегда данные термины понимаются однозначно.

Как гласила ст. 48 Закона об авторских правах180, утратившего законную силу, контрафактными могут быть только экземпляры произведений или фонограмм, полученные в результате изготовления без разрешения правообладателя, а также такие, которые распространяются или импортируются без его разрешения.

Пункт 4 ст. 1252 ГК РФ181 определяет контрафактные экземпляры гораздо шире, раскрывая содержание значения термина «контрафактный материальный носитель» в качестве общего для объектов исключительных прав. Если конкретизировать это определение применительно к объектам авторских прав, то под контрафактными произведениями следует понимать материальные носители, в которых выражены соответствующие объекты, в случае, когда их использование, а также перевозка или хранение приводят к нарушению имущественных авторских прав (исключительного права).

Легальное определение  понятия «плагиат» закреплено в ст. 146 УК РФ182 как присвоение авторства. Причинение в результате плагиата крупного ущерба автору или иному правообладателю влечет уголовную ответственность. Согласно примечанию к ст. 146 УК РФ, в которой указывается, что деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей183.

Право авторства, т.е. право  признаваться автором произведения, в соответствии с Законом об авторских правах, принадлежит авторам. В ГК РФ право авторства предоставлено не только авторам произведений, но и исполнителям, которые также именуются авторами исполнений.

Присвоение авторства  имеет место, когда нарушитель выдает чужое произведение за свое, обнародует или использует его под своим именем. Плагиат может заключаться как в использовании чужого произведения целиком, так и в части, в том числе в цитировании отрывков из произведений других авторов и в ином допускаемом законом свободном использовании без указания имени автора и источника заимствования184.

Понятие «пиратство», употребляемое применительно к сфере авторских прав, не закреплено в российском законодательстве. В литературе данное понятие обычно раскрывается как незаконное использование объектов авторских и смежных прав, направленное на извлечение коммерческой выгоды, как нарушающая имущественные авторские права предпринимательская деятельность. Данным понятием обозначаются любые нарушения имущественных авторских  прав.

Наиболее универсальной  и приемлемой в практическом плане  представляется классификация нарушений  авторских прав в зависимости  от содержания нарушенных прав. Выделим следующую классификацию нарушений:

1. Нарушения личных  неимущественных прав имеют место, когда нарушитель использует произведение на законных основаниях, но при этом не соблюдает какие-либо личные неимущественные права. Например, публикуется произведение или воспроизводится исполнение без указания имени автора или исполнителя либо под чужим именем.

2. Нарушения имущественных  исключительных прав охватывает случаи, при которых осуществляется лишь незаконное использование произведений, не сопровождающееся нарушением каких-либо правомочий неимущественного характера. Такое нарушение происходит не только при использовании охраняемых объектов без заключения договора с правообладателем. Например, контрафакция.

3. Смешанные нарушения,  которые представляют собой комплексные посягательства, как на имущественные, так и на личные неимущественные права. Смешанное нарушение происходит, в частности, при публикации без разрешения автора произведения необнародованного либо такого, в отношении которого было реализовано право на отзыв. В соответствии со ст. 1323 ГК РФ185 к таким нарушениям можно будет относить также нарушение предоставленного изготовителям фонограмм права на обнародование фонограммы186.

Выделение категорий  нарушений абсолютных авторских  прав, их отграничение от посягательств  на принадлежащие авторам относительные  права позволяет четко обозначить круг гражданско-правовых способов защиты авторских прав, дифференцировать эти способы по содержанию прав, подлежащих защите. Тем самым облегчается выбор конкретного способа, ограничивается возможность использования специфических способов защиты авторских прав случаями нарушения прав абсолютных.

 

3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав

 

Российское законодательство в сфере регулирования авторского права, несмотря на принятие части 4 ГК РФ, не освободилось от недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании, в частности, вопрос о терминологии представляет собой проблему, требующую скорейшего разрешения187.

В нормах ГК РФ, которые посвящены правовому регулированию интеллектуальной собственности, четкие и однозначные дефиниции правовых понятий и конструкции остались неизменными. Например, «автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (исполнение)» (ст. 1257 ГК РФ)188, однако определение понятий «творчество» и «произведение» законом не раскрывается, что приводит к сложностям при практическом применении. Поэтому мы предлагаем включить ч. 2 ст. 1257 ГК РФ следующего содержания: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, то, чего никогда раньше не было. Произведение - это продукт творчества, созданный автором».

Нормы ст. 1274 ГК РФ189, перечисляя разрешенные законом случаи свободного использования произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, не указывают возможности, так называемого, цитирования произведений изобразительного искусства, графики, дизайна и других объектов творчества авторов, что также является упущением законодателя. Вместе с тем на практике такие случаи возникают. Так, С.Ю. Андреев, зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Ю.А Рыбакова - кандидата в депутаты Государственной Думы. В обоснование заявления указал на то, что 28 октября 2003 г. в типографии ООО «Фирма курьер» по заказу Ю.А. Рыбакова был изготовлен агитационный печатный материал «Право и милосердие». В качестве иллюстрации помещено изображение С.А. Андреева. Оригинал-макет листовки является произведением, авторские права на которое принадлежат ему, и является его интеллектуальной собственностью. Делая справедливый вывод о правомерности свободного использования Ю.А. Рыбаковым части агитационной листовки С.Ю. Андреева и отсутствии в его действиях нарушения ст. 19, ст. 21 Закона об авторских правах190, действующего на момент рассмотрения дела суд отказал в удовлетворении иска191.

Далее следует коснуться такого понятия, как переработка, т.е. создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) - ч. 9 ст. 1270 ГК РФ192. Согласно как нормам, ныне действующего, ГК РФ (ст. 1270), так и, ранее действовавшего, Закона об авторских правах (ст. 16)193, исключительное право на произведение, в том числе на его переработку, принадлежит автору произведения, при этом производное (переработанное) произведение также признается объектом авторского права. Его автор осуществляет свои права при условии соблюдения права автора произведения, используемого для создания производного произведения (ст. 1260 ГК РФ194).

Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений