Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.
Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80
2. Право автора на имя - это право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, т. е. анонимно96.
Автор может указать свое настоящее имя, свой псевдоним или сделать свое произведение анонимным. Здесь автор всегда может отказаться от псевдонима и открыть свое подлинное имя.
Иногда применимость права на авторство и права на имя оказывается весьма сложной. К примеру, мемуары, автобиографии пишут не лица, обозначенные на обложках книг, а совершенно иные люди и данный факт в юридической науке можно обозначить понятием «гетероним».
Гетероним (литературный поденщик) - это автор, пишущий по заказу для другого лица, которое и обнародует такое гетерономное произведение от своего собственного имени97.
Подлинный автор произведения и его заказчик всегда могут рассматриваться как соавторы - один рассказывает о свершившемся или вымышленном, а другой это записывает и перерабатывает. Так как взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними, то заказчик предлагает разовую сумму за труд гетеронима при условии, что последний выразит желание опубликовать произведение анонимно, а заказчик - под своим собственным именем и что гетероним откажется от притязаний на авторское вознаграждение при опубликовании произведения. В итоге появляется произведение только с одним автором - заказчиком, который становится полноправным хозяином произведения со всеми личными неимущественными и имущественными правами.
Политические, государственные и иные деятели прибегают при написании статей, докладов, выступлений к помощи иных лиц, которые в юридической науке именуются спичрайтерами.
Спичрайтер - составитель речей, выступлений для государственных деятелей, политиков и т. п. Причем передача авторских прав происходит «по должности» (ex officio) без видимого нарушения законодательства об авторском праве98.
Например, в определении ВС РФ от 12 марта 2010 г. по делу № 6-Г10-999 из материалов дела следует, что кандидат в депутаты Ш. изготовил печатный агитационный материал, лицевая полоса которой выполнена с использованием фрагментов изображений картин Б.М. Кустодиева (1878 - 1927): «Деревенская масленица 1916» и «Масленица 1920». При этом целостность картин не сохранена, добавлены новые объекты, а также удалена подпись автора. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ приходит к следующему: согласно статье 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что на момент изготовления Ш. листовки не действовало исключительное право Кустодиева Б.М. (умер в 1927 году) на названные произведения, следовательно, они перешли в общественное достояние. В то же время, в силу ст. 1267, ст. 1282 ГК РФ авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Исследовав представленные доказательства, суд посчитал, что Ш. допустил нарушение законодательства РФ об интеллектуальной собственности, поскольку при изготовлении листовок им были нарушены авторство Кустодиева Б.М. и его право на имя, а также неприкосновенность его произведений.
Таким образом, право автора на имя - это неотъемлемое право автора произведения, который в свою очередь, может указать свое имя или псевдоним, а может, вообще, сделать свое произведение анонимным.
3. Право на неприкосновенность. РФ является членом Бернского союза и поэтому должна соблюдать все положения Бернской конвенции. Однако право на защиту репутации автора, установленное в ст. 15 Закона об авторских правах100, было заменено в ГК РФ на право на неприкосновенность произведения, существовавшее ранее в законодательстве СССР.
Рассмотрим понятия этих двух прав:
1) право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) - не допускается без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями101.
2) право на защиту репутации признается Бернской конвенцией с 1928 г. В соответствии со ст. 6 Бернской конвенции, автор имеет право «противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора»102. Слова «иного посягательства» введены в Бернскую конвенцию в 1948 г. для того, чтобы подчеркнуть, что ущерб репутации автора может нанести не только искажение его произведения.
На первый взгляд можно предположить, что данные понятия немного схожи, но на самом деле, право на неприкосновенность произведения является имущественным правом, а право на защиту репутации - личным неимущественным правом. Таким образом, отказ от существовавшего ранее права на защиту репутации автора не только противоречит Бернской конвенции, но и лишает автора одного из его важнейших личных неимущественных прав - права на защиту репутации.
Теперь рассмотрим суть права на неприкосновенность произведения в соответствии с ГК РФ. Право на неприкосновенность произведения выражается в недопущении без согласия автора внесений в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжения произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями103. Вследствие этого редакторская и иная правка произведения также допускается только с согласия его автора.
Примерами нарушений права на неприкосновенность произведения могут служить изменения, внесенные в текст песни «Клен», где вместо слов «Гонит осень в даль журавлей косяк» В. Маркин поет «Гонит ветер в даль журавлей косяк»; или песни из кинофильма «Весна на Заречной улице» в исполнении Н. Рыбникова, где слова автора А. Фатьянова «на этой улице подростком гонял по крышам голубей» исполнитель Б. Гребенщиков заменил словами «по этой улице подростком гонял по крышам голубей». То же самое имеет место в отношении песни «Лейся, песня, на просторе» на слова А. Апсолона, в которой слова «Штормовать в далеко море посылает нас страна» (в исполнении JI. Утесова) современные исполнители А. Макаревич и Б. Гребенщиков заменили словами «Штурмовать далеко море посылает нас страна»104.
Необходимо отметить, что право на защиту репутации необходимо закрепить наравне с правом на неприкосновенность в ГК РФ, ведь оно одно из важных личных неимущественных прав автора.
4. Право на обнародование произведения - это право автора обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение105.
Право на обнародование произведения состоит в возможности автора самому осуществить действие или дать согласие другим лицам на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например путем депонирования рукописи произведения в информационном центре. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
В соответствии с российским законодательством в области авторского права в систему личных неимущественных прав введено право на обнародование произведения, которое имеет несомненный имущественный характер.
5. Право на отзыв произведения - это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения106. Из определения можно сделать вывод о тесной связи права на отзыв и права на обнародование произведения. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам лица, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения указанному лицу всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.
Если произведение уже было обнародовано, автор обязан также публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения и возместить причиненные этим убытки.
Бернская конвенция право на отзыв не признает, более того, такое право вообще не допускалось, поскольку устанавливалось, что согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке107.
2.1.2 Имущественные авторские права
Имущественное авторское право - это право автора или иного правообладателя на использование созданного автором произведения.
Произведение может быть использовано различными способами, зафиксированными в ст. 1270 ГК РФ108, и каждый такой способ использования произведения понимается как отдельное имущественное право.
Рассмотрим имущественные
1. Право на воспроизведение произведения - это исключительное имущественное право на воплощение произведения науки, литературы или искусства в любой форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом109.
В отличие от иных объектов интеллектуальной собственности, большинство произведений очень легко воспроизводится и такое воспроизведение не требует значительных издержек.
Так, в постановлении ФАС Западно- сибирского округа от 29 октября 2009 г. по делу № А45-23073/2008110 из материалов дела видно, что между Ивановым Е.Л. (правообладатель) и АНО «Сибирский Медиа Центр» (лицензиат) заключен лицензионный договор. На территории ОАО «Аэропорт Толмачево» была организована выставка произведений художников - модернистов. На церемонии открытия было организовано бесплатное распространение рекламного буклета, в котором была размещена переработанная фотография «Лето. Город. Теплоход», автором которой является Иванов Е.Л., а исключительные права на использование согласно лицензионному договору принадлежат АНО «Сибирский Медиа Центр».
Апелляционный суд, исследовав обстоятельства дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, установив, что размещение спорного фотопроизведения в каталоге является контрафактным, воспроизведением и переработкой объекта авторских прав нарушило права автора Иванова Е.Л. ст. 1301 ГК РФ111 предусмотрено, что в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе в соответствии со ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
Исключительная широта понятия «право на воспроизведение» означает, что существует множество форм воспроизведений произведений. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуцирование - это воспроизведение некоторых видов произведений в аналоговой форме с помощью копировально-множительных и иных устройств112.
Законодательство ряда стран содержит нормы в отношении «репродуцирования» произведений, под которым понимают факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемых не в целях издания (см. ч. 2 ст. 1275 ГК РФ113).
Обнародование произведения - любое действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения114. К обнародованию прежде всего относится опубликование произведения. С другой стороны, обнародование произведения - это его воспроизведение. Дело в том, что автор передает издательству для издания (обнародования) свое произведение, воплощенное в рукописи. Воплощение этого же произведения в книгах или иных изданиях - это и есть воспроизведение произведения в иной форме. С этой точки зрения право на обнародование произведения - это частный случай права на воспроизведение.
Как уже отмечалось ранее, Закон об авторских правах и ГК РФ отнесли право на обнародование к числу личных неимущественных прав, хотя в действительности - это право на воспроизведение, т. е. исключительное имущественное право.
2. Право на распространение произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя на введение в гражданский оборот товаров, в которых воплощены произведения науки, литературы или искусства115. Это право относится к совокупности различных действий, которые позволяют распространять произведения.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2010 г. по делу № А45-15804/2009116 из материалов дела следует, что ЗАО «Классик Компании» на основании договора, заключенного с автором музыки и исполнителем Петлюрой Виктором Владимировичем, принадлежат исключительные имущественные авторские права на использование, воспроизведение и распространение фонограмм некоторых песенных произведений. В торговом пункте ИП Ефремовой Е.А., произведено распространение одного компакт-диска с записью песенных альбомов Виктора Петлюры, хотя на нем не содержится указания на правообладателя (ЗАО «Классик Компании»). Суд, удовлетворяя заявленные ЗАО «Классик Компании» требования в части взыскания с ИП Ефремовой Е.А. компенсации за нарушение исключительных прав, пришли к выводу о том, что требования ЗАО «Классик Компании» относительно взыскания компенсации за нарушение исключительных прав являются обоснованными. В соответствии со статьей 1301 ГК РФ117 в случаях нарушения исключительного права правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.
Право на распространение перестает действовать после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение.
Принцип исчерпания права на распространение - после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права, для дальнейшего распространения товара не требуется согласие правообладателей этих объектов, воплощенных в этом товаре.
Исчерпание права на распространение означает, что срок действия права на распространение гораздо меньше срока действия всех иных исключительных прав, поскольку действует только с момента создания произведения до введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение.
3. Право на публичный показ произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать представление или демонстрацию произведения в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи118.
Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений