Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.
Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80
В качестве одной из охраняемых частей произведения появляется понятие «персонаж». Согласно ст. 1259 ГК РФ45 персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора.
Наиболее важное нововведение
касается, во-первых, возможности предъявления
требования о публикации решения
суда о допущенном нарушении прав,
причем даже при отсутствии вины нарушителя
(ст. 1250 ГК РФ), а во-вторых, возможности
ликвидации юридического лица по требованию прокурора
при неоднократном или грубом нарушении
исключительных прав (ст. 1253 ГК РФ).
Согласно ст. 1251 ГК РФ46 авторы вправе настаивать на компенсации
морального вреда только при нарушении
их личных неимущественных прав, следовательно,
при нарушении исключительных прав или
иных имущественных прав автора автор
уже не сможет требовать выплаты подобной
компенсации, как это было ранее.
Теперь, согласно ч. 3 ст. 1274 ГК РФ47, право создания произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии и карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и его использования допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на такое оригинальное произведение и без выплаты вознаграждения.
Таким образом, рассмотрев некоторые нововведения, произошедшие в законодательстве в связи с введением 4 части ГК РФ, можно сделать вывод о том, что законодательство, в сфере интеллектуальной собственности, совершенствуется, что является несомненным плюсом для развития института авторского права.
Следующим видом нормативных правовых актов в области авторского права и смежных прав являются указы Президента, которые не должны противоречить законам, например, указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»48.
Далее по степени юридической силы следуют постановления Правительства РФ, которые могут приниматься только на основе и во исполнении законов, указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»49 и постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений»50.
Понятие «авторского права» не определено в международных договорах, поэтому обратимся к национальному законодательству. В соответствии с ранее действующим Законом об авторских правах, авторское право - это отношения, возникшие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства51. В ГК РФ отсутствует понятие «авторское право», в чем, на наш взгляд, и есть упущение законодателя. Для точного правопонимания со стороны правоприменителя необходимо определить, что есть «авторское право». Чтобы устранить этот пробел в праве можем из общего определения понятия «интеллектуальная собственность» определить понятие «авторское право».
Мы согласны с определением, которое предложил Судариков С.А., что «авторское право – установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц» и предлагаем ввести его в специальную ст. 1254.1 ГК РФ.
Предметом авторского права является регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.
Для более глубокого понимания института авторского права рассмотрим его принципы:
а) принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ)52;
б)
принцип сочетания личных
в)
принцип неотчуждаемости
г)
принцип свободы авторского
Помимо вышеперечисленных принципов можно выделить еще один - принцип дуализма авторского права, на нем и хотелось бы заострить внимание. По мнению Сударикова С.А., суть принципа дуализма заключается в том, что нематериальные произведения науки, литературы и искусства объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах - вещественных или волновых54.
Судариков С.А. считает, что данный принцип никогда не использовался и не формулировался при создании и совершенствовании законодательства. Несмотря на то, что данный принцип прост и очевиден, не соблюдение его может привести к значительным ошибкам в законодательстве55. Например, в опубликованном официальном русском тексте ст. 2 Бернской конвенции установлено, что термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения…»56. Таким образом, в этом положении нематериальный объект (произведение) отождествляется с материальным носителем, в котором он воплощен (книги, брошюры и пр.).
На наш взгляд, основным принципом авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.
В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами57.
Существует множество теорий по поводу правовой природы авторского права, некоторые из которых мы рассмотрим:
1. Теория права собственности. Сторонниками являются А. Вагнер, Эйзенпор.
В Преамбуле к закону штата Массачусетс от 17.03.1789г. закреплено положение, что нет иной собственности, принадлежащей человеку в большей мере, чем та, что является результатом его умственного труда.
2. Теория нематериальных ценностей. Сторонник данной теории Джозеф Кепер считает, что автор пользуется имущественным правом для экономической эксплуатации нематериальной ценности - своего произведения, которое имеет внешнюю форму проявления, обособленную от его личности, но эта ценность не является вещественной и не подлежит отчуждению. Наряду с этим автор имеет личное право.
3. Теория личных прав. Сторонники: Кант, Гирке, Гарейс, Берар и Саллейл. По их мнению, объектом авторского права является индивидуальное произведение, представляющее собой проявление личности автора, отражения его сознания, поэтому авторское право - это личное право.
4. Теория лично-имущественного права. Сторонник Пиола Казелли предполагал, что авторское право имеет особый характер. Оно полностью связано с личностью, но при этом оно содержит нормы имущественного характера58.
5. Теория интеллектуальных прав. Сторонники: Пикар, Муше, Радаэлли, Сатановски. Они считали, что авторское право относится к новой категории: интеллектуальные права59.
Кроме того, в зависимости от соотношения имущественных и личных неимущественных прав выделяют монистическую и дуалистическую теорию60.
Сторонники монистической теории отвергают концепцию четкого разграничения между этими двумя видами прав и рассматривают авторское право как единое целое. Теория нашла отражение в работах Е. Рабеля, Альфельда, Х. Митайса и О. Ульмера.
Сторонники же дуалистической теории разделяют всю совокупность авторских правомочий на две группы прав. Одна группа имеет признаки нематериальных прав, а другая имеет признаки имущественных прав. Выделяются личные неимущественные права и имущественные права автора61.
В то же время, Канторович Я.А. писал, что авторское право по своему существу есть институт имущественного характера62.
В свою очередь, Шершеневич Г.Ф. утверждая, что все правомочия автора связаны исключительно с его имущественными интересами, полностью отрицал наличие в авторском праве элементов личного права63.
На наш взгляд, теория, которая более приближена к реальности - дуалистическая теория, считается, что авторские права разделены на две группы - имущественные и нематериальные права. Данное разделение прав необходимо как для правового регулирования, так и для защиты авторских прав, более того подобное деление было зафиксировано в Законе об авторских правах, но ГК РФ проигнорировано, мы считаем это большим упущением со стороны законодателя.
1.4 Объекты и субъекты авторских прав
В статье 1259 ГК РФ указано, что «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения»64.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения65.
Как указано в ГК РФ,
авторские права
Объектом авторского права также признаются произведения не зависимо от способов его выражения67. К примеру, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных коробочках68. Для авторских прав эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли.
К объектам авторских прав также относятся:
1) производные произведения,
то есть произведения, представляющие
собой переработку другого
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (сборники)69.
ГК РФ четко определяет, что не может быть отнесено к объектам авторских прав. Согласно п.5 ст.1259 ГК РФ объектами авторских прав не являются:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)70.
При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным71. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание, и, в частности, идею, тему, сюжет произведения, оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК72). Это особенно важно для произведений науки, когда некоторые ученые искренне полагают, что нарушаются их права в тех случаях, когда другие ученые излагают созданные ими научные теории без соответствующих ссылок на автора этой теории. В таких случаях можно говорить только о нарушении научной этики, но не авторского права.
Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений