Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.
Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80
Форма демонстрации произведения зависит от его вида. Для литературных, музыкальных, аудиовизуальных произведений и произведений искусства способы показа различны и могут требовать различных технических средств.
Показ произведений является рекламой автора и его произведения с выделением некоторых его особенностей в зависимости от характера произведения и используемых технических средств119. Показ произведения не является его распространением, поскольку распространяется не товар, в котором воплощено произведение, а сведения или информация о произведении с целью дальнейшего широкого коммерческого распространения соответствующего товара как в вещественной форме, так и в цифровой форме средствами традиционной или электронной торговли.
Так, в постановлении ФАС Западно- Сибирского округа от 22 декабря 2009 г. по делу № А45-4077/2009120, как видно из материалов дела, по лицензионному договору АНО «Сибирский Медиа Центр» получил права лицензиата, в том числе на цветную цифровую фотографию «Ночной город». На одной из улиц г. Новосибирска была установлена рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Лагуна-Новосибирск», с изображением рекламной информации, в которой использована названная цветная цифровая фотография. По мнению центра, размещение такой информации нарушает исключительные права на результат интеллектуальной деятельности и влечет выплату нарушителем компенсации. В соответствии с ч. 1 ст. 1250 ГК РФ121 интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными ГК РФ, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Одним из способов защиты является требование от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
4. Право на импорт произведений - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя запрещать импорт контрафактных товаров, в которых воплощены произведения, без разрешения автора или иного правообладателя122.
В законодательство развивающихся стран введено право на импорт. Данное право отсутствует в Бернской конвенции, в Соглашении ТРИПС и в Договоре ВОИС по авторскому праву, хотя попытка включить это право в Договор предпринималась123.
Одна из причин введения права на импорт заключается в том, что имущественные интересы правообладателей на объекты интеллектуальной собственности стали нарушаться межгосударственными потоками контрафактной продукции, производимой в других странах. Считалось, что наделение правообладателей отдельным имущественным правом на импорт позволит сократить потоки контрафактных товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, через таможенные границы. Однако введение права на импорт не привело к радикальному изменению ситуации с потоками контрафактной продукции.
В ч. 2, 4 ст. 1270 ГК РФ124 признается право на импорт произведения, но оно никаким образом не определяется, таким образом, предлагаем включить в ст. 1270 ГК РФ определение этого понятия в следующем виде: «право на импорт произведений — это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя запрещать импорт контрафактных товаров, в которых воплощены произведения, без разрешения автора или иного правообладателя».
5. Право на прокат - это исключительное имущественное право авторов или иных правообладателей осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права125.
Под прокатом понимается предоставление товаров во временное пользование, как правило, на возмездной основе. Прокат широко распространен и имеет различные формы, начиная от библиотечного обслуживания до лизинга. В ст. 4 Закона об авторских правах126 под прокатом понимается предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.
Право на прокат произведения впервые было введено в Законе об авторских правах127, а теперь, регулируется ст. 1270 ГК РФ128, однако, толкование данного понятия отсутствует, поэтому предлагаем ввести определение в следующем содержании: «право на прокат - это исключительное имущественное право авторов или иных правообладателей осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права».
6. Право на публичное исполнение - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя на воплощение произведения исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семей исполнителей129.
Право на публичное исполнение впервые установлено в Бернской конвенции. В соответствии со ст. 11 Бернской конвенции «авторы драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений пользуются исключительным правом разрешать: публичное представление и исполнение своих произведений, включая публичное представление и исполнение, осуществляемое любыми средствами или способами»130.
Так, в определении ВС РФ от 11 марта 2011 г. по делу № 10-Г11-4131 из материалов дела следует, что Скрябин Е.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Кировской области, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Сандалова Л.В., который, по мнению заявителя, проводил предвыборную агитацию в нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку использовал аудиоролик с отрывками из музыкальных произведений.
Судом бесспорно установлено, что уведомлением ООО «Центр защиты бизнеса «СКАТ» (представительство организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами - Российского авторского общества) Сандалову Л.В. было разрешено в период с 21 февраля по 11 марта 2011 года публичное исполнение с помощью технических средств произведений, входящих в репертуар Российского авторского общества, путем заключения договора.
Учитывая, что таких нарушений судом не установлено, поскольку Сандаловым Л.В. было получено разрешение правообладателя на использование авторских произведений путем заключения лицензионного договора, произведена его оплата, заключен договор на использование фонограмм, суд принял правильное решение об отказе Скрябину Е.В. в удовлетворении заявленных требований.
Публичное исполнение является одним из наиболее массовых способов использования многих видов произведений литературы и искусства. Особенностью публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели не могут осуществить свои исключительные имущественные права самостоятельно, поскольку они не могут заключить договоры со всеми пользователями их произведений.132
В связи с тем, что следующие права тесно связанны между собой, рассмотрим их вместе.
7. Право на сообщение для всеобщего сведения произведения и право сообщения по кабелю - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя разрешать передачу исполнения своего произведения в эфир или по кабелю133.
Передача по кабелю - это сообщение объектов авторского права для всеобщего сведения посредством передачи по проводам (кабелю)134.
Поскольку сообщение для всеобщего сведения представляет собой, прежде всего, передачу в эфир или по кабелю исполнений различных произведений, то они должны осуществляться с учетом прав авторов исполняемых произведений. Именно для этой цели было введено право на сообщение для всеобщего сведения, которое впервые сформулировано в ст. 11 Бернской конвенции: «Авторы драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений пользуются исключительным правом разрешать: сообщение для всеобщего сведения любыми средствами представления и исполнения своих произведений»135. Соглашение ТРИПС подтвердило все положения Бернской конвенции, в том числе и в отношении права на сообщение для всеобщего сведения. Это право признано в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву: «Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи»136.
В настоящее время право на сообщение для всеобщего сведения включено в национальное законодательство большинства стран. Право на сообщение для всеобщего сведения было включено в Закон об авторских правах137, а теперь регулируется ч. 2, 7-8 ст. 1270 ГК РФ138.
8. Право на перевод и другую переработку произведения - это исключительное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать перевод произведения на другие языки и переработку произведения в другие формы.
Так, в определении ВАС РФ от 23 июня 2010 г. № ВАС-7239/10139 по иску ООО «Издательство «СЕЛЕБРИС» к ООО «БУКет» о взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных авторских прав на 22 литературных произведения Джанни Родари. Судом установлено, что спорные произведения Джанни Родари были изданы третьим лицом - ООО «ТЕРРА-Книжный клуб», а распространял указанные произведения ответчик. Основанием для их издания являлись авторские договоры заказа с переводчиками Шитоевой Л.В. и Виноградовой О.А. Поскольку в материалы настоящего дела истцом не представлены доказательства недействительности указанных договоров, в том числе по основанию отсутствия разрешения правообладателя на перевод, суд пришел к выводу о правомерности введения в гражданский оборот экземпляров произведений, изданных ООО «ТЕРРА-Книжный клуб», представляющих собой производные произведения. Кроме того, истцом и итальянским издательством EDIZIONI EL заключен лицензионный договор, согласно которому истцу предоставляется исключительное право публиковать, распространять и продавать в виде издания в твердом переплете в коммерческом издании на русском языке на рынке РФ следующие произведения: «Планета новогодних елок», сборник рассказов «Джип в телевизоре и другие истории на орбите» в составе десяти произведений и сборник рассказов «Сказки, у которых нет конца» в составе 22 рассказов автора Джанни Родари (все вместе - произведения). При таких обстоятельствах суд признал, что истец не доказал факт нарушения действиями ответчика его прав.
Любое лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. В противном случае перевод будет нарушать имущественное право автора на перевод и должен считаться контрафактным.
В соответствии со ст. 8 Бернской конвенции, согласно которой, переводы литературных произведений охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения, причем авторы охраняемых произведений «в течение всего срока действия их прав на оригинальное произведение пользуются исключительным правом переводить и разрешать переводы своих произведений»140.
9. Право на доведение до всеобщего сведения произведений - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя разрешать доступ к произведениям по проводам или средствами беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по собственному выбору141.
В последние десятилетия появились новые технические возможности распространять объекты авторского права и смежных прав с помощью глобальных компьютерных сетей, прежде всего Интернета. Подобное распространение объектов стало называться доведением до всеобщего сведения, которое включает две стадии.
Доступ к информационным ресурсам
представляет несомненное общественное
благо, способствующее распространению
знания и информации, однако многие
ресурсы размещались в
Так, в определении ВАС РФ от 11 марта 2011 г. № ВАС-18116/10142 «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» к обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» об обязанности прекратить размещение и использование аудиовизуального произведения - художественного фильма «Охота на пиранью».
В сети Интернет по адресу: www.vkontakte.ru было обнаружено упомянутое произведение, размещенное без согласия компании в электронно-цифровой форме с бесплатным доступом для неограниченного круга лиц, и, полагая, что ответчик использовал фильм путем его воспроизведения, доведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо могло получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.
Ответчик при рассмотрении дела иск не признал, факт размещения фильма на сайте либо иного его использования отрицал, указывая, что в случае размещения пользователем произведения на сайте, общество не несет ответственность за его действия, а при получении жалобы правообладателя применяет в отношении нарушителя меры и удаляет незаконную информацию. Суд первой инстанции осмотрел сайт и установил, что названное произведение по указанному истцом адресу отсутствует, не обнаружен фильм на сайте и при использовании функции поиска. Указав, что иных сведений о продолжающемся размещении фильма или ином использовании произведения ответчиком истец не представил, суд первой инстанции отказал в иске и обязал ответчика прекратить размещение и использование указанного объекта авторского права.
В праве на доведение до всеобщего сведения главное заключается не в разрешении доступа к объектам в сети, а в их размещении в компьютерной сети. Для доступа не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разрешения необходимы143. Поэтому следует иметь в виду, что право на доведение до всеобщего сведения лишь подтверждает существование права на воспроизведение объектов в цифровой среде.
Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений