Правовое регулирование авторских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:11, дипломная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.
Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:
1) изучить правовое регулирование авторских прав;
2) проанализировать опыт международного законодательства;
3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;
4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;
5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;
6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.

Содержание

Список сокращений_____________________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7
1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12
1.3 Понятие, предмет и правовая природа института авторского права _________ 18
1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21
Глава 2. Авторские права и способы их передачи
2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29
2.1.1 Личные неимущественные авторские права____________________________30
2.1.2 Имущественные авторские права ____________________________________ 37
2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48
2.2 Правовое регулирование способов передачи авторских прав _______________ 50
Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав
3.1 Характеристика гражданско-правовой защиты авторских прав______________56
3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61
3.3 Технические средства защиты произведений, охраняемых авторским правом _67
Заключение ___________________________________________________________ 73
Список использованных источников ______________________________________ 80

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 542.00 Кб (Скачать документ)

ГК РФ также в самом общем виде говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить, является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Следует отметить, что в данном случае не учитывается то обстоятельство, было ли завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченные произведения, но и эскизы, наброски и др. Согласно ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным ч. 3 ст. 1259 ГК РФ (т. е., выражены в объективной форме)73.

Персонаж, как охраняемая часть произведения, назван в части 4 ГК РФ впервые. Такая необходимость возникла, с одной стороны, в связи с возросшим числом судебных споров по поводу авторских прав на персонаж (наиболее известными являются иски, поданные Э. Успенским с целью защиты авторских прав на персонажи созданных им сказок), а с другой - из-за наличия понятия «персонаж произведения» в ст. 7, ныне не действующего, Закона РФ от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»74). Поскольку авторское право направлено на охрану, прежде всего, формы, а не содержания произведения, под персонажем в п. 7 ст. 1259 ГК понимается часть произведения как элемент его формы: в книге - словесное описание литературного героя, в кинофильме, мультфильме, рисунке - изображение и т.д.

При этом под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (строчка из стихотворения, отрывок из кинофильма), так и  такая часть, которая создана  с помощью творчества другого  лица (адаптация книги)75. В качестве примера можно привести использование АО «МММ» строчки из стихотворения А. Тарковского «Из тени в свет перелетая». Согласие на использование указанной строчки у наследников не было получено, а добровольно АО «МММ» выплачивать компенсацию отказалось. В конечном итоге наследники обратились в суд, который удовлетворил их требования76.

Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова. Минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует, и соответственно они авторским правом не охраняются77. Определения понятия результат творческой деятельности в ГК РФ нет, а в Законе об авторских правах, данное понятие раскрывалось следующим образом: «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности...»78 Применяя это определение к названию произведения, нельзя не заметить, что, в отличие от любой другой части (отрывка) произведения, его название вряд ли несет на себе такой же отпечаток творческого труда, как само произведение.

В остальных случаях  вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. № 4779 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Рассматривая субъектов авторского права, необходимо отметить, что это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права80.

В качестве субъектов  авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя  в силу самого факта создания. Для  возникновения и осуществления  авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о  своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и  состоящий из трех элементов:

1) латинской буквы  «С» в окружности: c;

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3) года первого опубликования произведения81.

Соавторство порождает  факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более  лиц. Соавторы имеют единое авторское  право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется нераздельным, а второе - раздельным82. Согласно ст.1258 ГК РФ83 произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Правовой статус авторов  составных и производных произведений обладает определенной спецификой. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого  подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. Составителю сборника и автору иного составного произведения принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство)84.

Переводчик, составитель  либо иной автор производного или  составного произведения осуществляет свои авторские права при условии  соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Автор произведения, помещенного  в сборнике или ином составном  произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено  договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Таким образом, рассмотрев данную главу, можно сделать вывод  о том, что институт авторского права  стремительно набирает обороты в развитии и совершенствуется. Об этом свидетельствует отмена Закона об авторских правах, который регулировал авторское право и принятие 4 части ГК РФ, хотя говорить о кардинальных переменах нельзя, так как ГК РФ часто дублирует, утративший силу, Закон об авторских правах, но, все же, можно заметить, что в некоторых вопросах изменения произошли, например, появилось понятие «персонаж» произведения, передача авторских прав теперь происходит посредством лицензионного договора, введение нормы в ГК РФ о том, что если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным и другие необходимые изменения. Считаем, что введение действующей части 4 ГК РФ является шагом к совершенствованию российского  законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ  ПРАВА И СПОСОБЫ ИХ ПЕРЕДАЧИ

 

2.1 Классификация  авторских прав

 

Авторские права представляют собой совокупность прав (правомочий), предоставленных автору в качестве необходимых для охраны его интересов, возникающих в результате создания им произведения и использованием этого  произведения обществом85.

ГК РФ в 4 части вводит новую классификацию авторских прав на произведение. В соответствии с действовавшим ранее Законом об авторских правах, права автора делились на неимущественные (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, право на защиту репутации автора, право доступа к произведениям изобразительного искусства, право следования) и имущественные (исключительные) права (право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку, право на доведение до всеобщего сведения). В ГК РФ упомянута такая общая категория, как личные неимущественные права авторов (ст. 1251 ГК РФ), но не указывается, какие именно права к ней относятся. Статья 1255 ГК РФ предусматривает следующий перечень авторских прав: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства, а также право на вознаграждение за использование служебного произведения86. Следует отметить, что данный перечень не является закрытым - автору могут принадлежать и иные права, упомянутые в ГК РФ.

В связи с тем, что  ГК РФ четко не указывает, какие из авторских прав носят личный неимущественный  характер, а какие имеют имущественное  содержание, соответствующую классификацию  можно построить, проанализировав положение части 4 ГК РФ.

Деление авторских прав на личные неимущественные и имущественные  имеет определенное значение и состоит оно в следующем:  личные неимущественные права могут принадлежать только лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется87.

 

2.1.1 Личные  неимущественные авторские права

 

Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов человеческой деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из личных неимущественных авторских прав, которое возникло с появлением письменности, хотя на международном уровне признано лишь в 1928 г. С развитием книгопечатания возникают элементы имущественных прав авторов.

Из анализа ст. 6 Бернской конвенции88 можно сделать вывод, что вышеуказанная Конвенция признает только два личных неимущественных права авторов: право авторства и право на защиту репутации. Несмотря на это законодательство развивающихся стран, относит к личным неимущественным правам и иные права, а именно: право на имя, право на обнародование произведения, право на отзыв произведения, право на неприкосновенность произведения89.

По мнению Сударикова С.А., введение этих прав как личных неимущественных отражает недостаточное понимание существа авторского права разработчиками Закона об авторских правах. В результате Судариков С. А. приходит к выводу, что в части 4 ГК РФ не только сохранены недостатки Закона об авторских правах, но и добавлены новые. К недостаткам он относит, нечеткость понимания законодателем права на имя, говоря, что «автор может указать свое имя на товаре, в котором воплощено его произведение, а может этого и не делать, и для этого автору не нужно никакое дополнительное право»90. А право на обнародование и право на отзыв произведения, автор, вообще, причисляет к имущественным правам.

Рассмотрим личные неимущественные авторские права подробнее.

1. Право авторства - это личное неимущественное право автора требовать признания своего авторства на свое произведение, т. е. что именно он является автором созданного им произведения91.

Рассматриваемое право  авторства возникает у автора с момента создания им произведения, где выполнены условия объективности существования данного произведения, его творческий характер и правомерность использования иных произведений.

Право авторства может  принадлежать только лицу, творческим трудом которого создано произведение. В большинстве стран право авторства признано неотчуждаемым и непередаваемым, т. е. право авторства не может быть изъято у автора, а сам автор не может это право передать кому-либо, в том числе и своим родственникам.

Например, в постановлении ФАС Западно- Сибирского округа от 15 января 2010 г. по делу № А45-4604/200992 из материалов которого АНО «Сибирский Медиа Центр» на основании договоров об отчуждении исключительного авторского права является правообладателем изобразительного произведения - цифровой фотографии с оригинальным названием «Настроение цвета бордо+». ООО «Анкора» без соответствующего разрешения автора или иного правообладателя в периодическом печатном издании - журнале «Shop&GO» дало рекламу белья с использованием спорной фотографии в рекламном макете. В силу положений статьи 1229 ГК РФ93 использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. При определении размера компенсации суд руководствовался рекомендациями Пленума ВС РФ № 5 и ВАС РФ, изложенных в постановлении от 26 марта 2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части 4 ГК РФ»94.

Для возникновения авторства  на составное или производное  произведение, лицо, ответственное за составление или переработку, должно получить разрешение от правообладателя на включение произведений или их частей в составное произведение или на переработку оригинального произведения. Но ведь, лицо могло включить оригинальные произведения или отрывки из них в составное произведение или переработать оригинальное произведение для личных целей.

При возникновении вопроса  о существовании права авторства на такое составное или производное произведение в данном случае, можно предположить следующее: если автор использовал неохраняемое оригинальное произведение даже для личных целей, то с момента создания такого произведения он обладает всеми авторскими правами, т. е. он имеет право авторства и может обнародовать это произведение вне зависимости от того, для каких целей оно создавалось. Если же использованы охраняемые произведения даже для личных целей, то о праве авторства не может быть речи, поскольку для использования любого охраняемого произведения необходимо получить разрешение правообладателя95.

Таким образом, право авторства возникает у автора с момента создания им произведения и не может быть изъято или передано иным лицам.

Информация о работе Правовое регулирование авторских правоотношений