Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Диплом приемная семья.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

 Установленные  настоящим Федеральным законом механизмы государственной поддержки опеки и попечительства формируют единое государственное направление развития государственной политики в этой области. Субъектам РФ предоставлено право (в рамках единой федеральной государственной политики) устанавливать в своем региональном законодательстве (с учетом специфики социально-экономической жизни населения региона) дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные федеральным законодательством Российской Федерации.

Например, согласно п. 1.3 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 г. № 37-ПП61 , опекуну, попечителю ребенка, проживающему совместно с подопечным в городе Москве, не имеющему регистрации в городе Москве по месту жительства, денежные выплаты могут быть назначены при условии регистрации по месту жительства в городе Москве ребенка, над которым установлена опека, попечительство.

 Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением в возрасте до трех месяцев ребенка имеет один из родителей, усыновитель, опекун ребенка. В случае усыновления двух и более детей единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка выплачивается на каждого ребенка.

 

 

 

 

Заключение

 

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

1. Российское  законодательство указывает на  следующие формы устройства детей,  оставшихся без попечения родителей: дети могут быть переданы на усыновление, под опеку или попечительство; в приемную семью, а также в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения.

2. Семейный кодекс  Российской Федерации   установил  приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. 

3. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы семейного воспитания детей. Основная цель такого устройства – обеспечение детям права на воспитание в семье.

4.  Семейным  формам воспитания детей отдается  безусловное предпочтение.

5.  При решении  вопроса об устройстве ребенка  принимаются во внимание его  этническое происхождение, язык, культурная и религиозная   принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспитании и образовании. Религиозная, культурная и этническая принадлежность ребенка, как и его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности – обязанность всех государств-участников.

6. При выборе  конкретной семьи для передачи  ребенка безусловное предпочтение  отдается родственникам ребенка  и другим близким ему лицам,  например, отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Определяющее значение придается мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью ребенка старше 10 лет без его согласия вообще не допускается. Передача детей в детские учреждения применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозможным.

7. Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи детских домов семейного типа.   Приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

8. Помимо Семейного кодекса  РФ регулирование отношений, возникающих в связи с воспитанием детей в приемной семье, осуществляется специальным Положением о приемной семье.

9. Приемная семья  образуется на основании договора  о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т. е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК).

10. Основанием  для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье).

11. Приемными  родителями могут стать совершеннолетние  граждане, как состоящие в браке,  так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК).

12. Требования  к личности приемных родителей  в принципе те же, что и требования  к личности усыновителей.

Приемными родителями не могут быть:

- лица, лишенные  родительских прав или ограниченные  в родительских правах;

- лица,  отстраненные  от обязанностей опекунов или  попечителей;

- бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено по их вине;

- лица, которые  по состоянию здоровья не в  состоянии воспитывать детей.

13.  При заключении  договора с приемными родителями органы опеки и попечительства учитывают также их нравственные качества, материально-бытовые условия, возраст и другие обстоятельства .

 Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей.

Между детьми и  приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».

В приемную семью  передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек. Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью.

От обычного детского учреждения приемная семья  отличается значительно меньшим  количеством детей, что позволяет  обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей, как правило, не должно превышать восьми человек .

14. Основное  отличие отношений, складывающихся  в приемной семье, от отношений,  складывающихся при опеке, выражается  в том, что приемные родители  состоят в договорных отношениях  с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями возникают более тесные связи, чем между опекаемыми и опекунами и попечителями, на что указывает даже само название «приемные родители»

В рассматриваемой теме имеются проблемы.

На основании  проведенного исследования можно сделать следующие предложения.

  1. Внести дополнения в Федеральный закон Российской Федерации «Об опеке и попечительстве», а также в Семейный кодекс Российской Федерации, устанавливающие психолого - педагогическое, медицинское,  социальное, правовое (по доверенности опекуна) сопровождение детей, переданных в семью по договорам о приемной семье.
  2. Разработать программы подготовки приемных родителей.
  3. Разработать специальные методики подбора  для каждого ребенка совместимой  с ним семьи.
  4. Разработать  и ввести в  федеральном законодательстве    понятия           « ребенок, нуждающийся в помощи государства», «социальный патронат неблагополучной семьи»

 

 

 

Глоссарий

 

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Опека

форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными  граждан, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2

Приемная  семья

форма  устройства  детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче в  ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными  гражданами, желающими взять на воспитание детей в семью) ;

3

Алиментные  обязательства

правоотношения, в силу которых одни члены семьи в установленных законом случаях обязаны  предоставлять другим ее членам содержание, а  последние вправе его требовать;

4

Дееспособность

способность реализовывать права и обязанности своими действиями;

5

Жестокое  обращение с детьми

физическое (избиение, пытки, лишение свободы),а также психическое (унижение ,запугивание) насилие над ребенком ;

6

Злоупотребление родительскими правами 

использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к обучению, склонение к попрошайничеству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.;

7

Лишение родительских прав

мера воздействия на родителей,не выполняющих своих родительских обязанностей или злоупотребляющих ими ;

8

Подопечный

гражданин, в  отношении которого установлены  опека или попечительство;


 

1

2

3

9

Попечительство

форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  и граждан, ограниченных судом в  дееспособности, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10

Недееспособный гражданин

гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

11

Не полностью дееспособный гражданин

несовершеннолетний  гражданин (за исключением лиц, приобретших  гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия  в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

12

Ограничение родительских прав

принудительное отобрание ребенка у родителей на основании судебного решения без лишения их родительских прав;

13

Основания для лишения родительских прав

уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей (злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, хронический алкоголизм или наркомания родителей, совершение родителями умышленных преступлений против жизни и здоровья  ребенка или своего супруга;

14

Ответственность в семейном праве 

обязанность лица претерпеть лишение права или иные дополнительные неблагоприятные последствия своего виновного противоправного поведения;

15

Правоспособность

Способность иметь  субъективные права и обязанности;

1

2

3

16

Родительские  права и обязанности 

Целая группа имущественных и неимущественных прав и обязанностей,   которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений;

17

Семейное  право 

Отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные и имущественные  отношения, возникающие между гражданами из родства, брака, рождения детей, принятие детей на воспитание в приемную семью.


 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 г. // РГ. – 1993. – 25 декабря. - №237.

2. Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948 г.

// Действующее   международное  право.     М.,  1997. Т.2.

3. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. - М., 1993.

4. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Часть первая от 21 октября 1994 г.(в  ред. от 21 июля 2005 года) //СЗ РФ. –  1994. - №32. – Ст. 3301.

5. Гражданский  процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 года (в ред. от 27 декабря 2005 года) //СЗ РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.

6. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 21 июля 2005 года).//СЗ  РФ. – 2002. - № 1. – ч. 1. Ст. 3.

7. Уголовный  кодекс Российской Федерации  от 13 июня 1996 года (в ред. от  19 декабря  2005 года) //СЗ РФ. – 1997. - № 2. –  Ст. 16

8. Семейный кодекс  Российской Федерации от 8 декабря  1995 г (в ред. от 28 декабря 2004 года) //СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.

  9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //СЗ РФ. – 1999. - № 26. – Ст. 3177.

          10. Федеральный закон от 21 декабря  1996 г. ( в ред. от 22 августа 2004 года) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями)// СЗ РФ. - 1996.-  № 52.-  Ст. 5880; 1998. -  № 7.-  Ст. 788; 2000. - № 33.-  Ст. 3348; 2002. -  № 15. - Ст. 1375; 2003.-  № 2.-  Ст. 160.

11. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г.  Федеральная целевая программа «Дети - сироты» (2001—2002 годы) //СЗ РФ. -2000. - № 37. – Ст. 3712.

12. Постановление  Правительства РФ от 3 октября  2002 г. «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-—2006 годы //СЗ РФ. – 2002.-  №41. – Ст. 3984.

13. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 28 марта 2000 года (в ред. от 10 марта 2005 года) «О деятельности  органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»//СЗ РФ. – 2000. – №12. – Ст. 123.

  14. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. «Положение о Министерстве образования РФ» //СЗ РФ. - 2000. -  № 14. - Ст. 1496.

15. Постановление Правительства  РФ от 17 июля 1996 г. (в ред. от 1 февраля  2006 года)  «Положение о приемной  семье» // СЗ РФ. - 1996. - № 31.-  Ст. 3721.

  16. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.     // СЗ РФ.-  1996. - № 19. - Ст. 2304.

Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей