Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа
Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57
Установленные настоящим Федеральным законом механизмы государственной поддержки опеки и попечительства формируют единое государственное направление развития государственной политики в этой области. Субъектам РФ предоставлено право (в рамках единой федеральной государственной политики) устанавливать в своем региональном законодательстве (с учетом специфики социально-экономической жизни населения региона) дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные федеральным законодательством Российской Федерации.
Например, согласно п. 1.3 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 г. № 37-ПП61 , опекуну, попечителю ребенка, проживающему совместно с подопечным в городе Москве, не имеющему регистрации в городе Москве по месту жительства, денежные выплаты могут быть назначены при условии регистрации по месту жительства в городе Москве ребенка, над которым установлена опека, попечительство.
Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением в возрасте до трех месяцев ребенка имеет один из родителей, усыновитель, опекун ребенка. В случае усыновления двух и более детей единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка выплачивается на каждого ребенка.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Российское
законодательство указывает на
следующие формы устройства
2. Семейный кодекс Российской Федерации установил приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.
3. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы семейного воспитания детей. Основная цель такого устройства – обеспечение детям права на воспитание в семье.
4. Семейным
формам воспитания детей
5. При решении
вопроса об устройстве ребенка
принимаются во внимание его
этническое происхождение,
6. При выборе
конкретной семьи для передачи
ребенка безусловное
7. Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи детских домов семейного типа. Приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.
8. Помимо Семейного кодекса РФ регулирование отношений, возникающих в связи с воспитанием детей в приемной семье, осуществляется специальным Положением о приемной семье.
9. Приемная семья
образуется на основании
10. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье).
11. Приемными
родителями могут стать
12. Требования к личности приемных родителей в принципе те же, что и требования к личности усыновителей.
Приемными родителями не могут быть:
- лица, лишенные
родительских прав или
- лица, отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей;
- бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено по их вине;
- лица, которые по состоянию здоровья не в состоянии воспитывать детей.
13. При заключении договора с приемными родителями органы опеки и попечительства учитывают также их нравственные качества, материально-бытовые условия, возраст и другие обстоятельства .
Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей.
Между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».
В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек. Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью.
От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей, как правило, не должно превышать восьми человек .
14. Основное
отличие отношений,
В рассматриваемой теме имеются проблемы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие предложения.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Опека |
форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; |
2 |
Приемная семья |
форма устройства детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче в ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять на воспитание детей в семью) ; |
3 |
Алиментные обязательства |
правоотношения, в силу которых одни члены семьи в установленных законом случаях обязаны предоставлять другим ее членам содержание, а последние вправе его требовать; |
4 |
Дееспособность |
способность реализовывать права и обязанности своими действиями; |
5 |
Жестокое обращение с детьми |
физическое (избиение, пытки, лишение свободы),а также психическое (унижение ,запугивание) насилие над ребенком ; |
6 |
Злоупотребление родительскими правами |
использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к обучению, склонение к попрошайничеству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.; |
7 |
Лишение родительских прав |
мера воздействия на родителей,не выполняющих своих родительских обязанностей или злоупотребляющих ими ; |
8 |
Подопечный |
гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство; |
1 |
2 |
3 |
9 |
Попечительство |
форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации; |
10 |
Недееспособный гражданин |
гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации; |
11 |
Не полностью дееспособный гражданин |
несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации; |
12 |
Ограничение родительских прав |
принудительное отобрание ребенка у родителей на основании судебного решения без лишения их родительских прав; |
13 |
Основания для лишения родительских прав |
уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей (злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, хронический алкоголизм или наркомания родителей, совершение родителями умышленных преступлений против жизни и здоровья ребенка или своего супруга; |
14 |
Ответственность в семейном праве |
обязанность лица претерпеть лишение права или иные дополнительные неблагоприятные последствия своего виновного противоправного поведения; |
15 |
Правоспособность |
Способность иметь субъективные права и обязанности; |
1 |
2 |
3 |
16 |
Родительские права и обязанности |
Целая группа имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений; |
17 |
Семейное право |
Отрасль права,
нормы которой регулируют личные
неимущественные и |
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // РГ. – 1993. – 25 декабря. - №237.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
// Действующее международное право. М., 1997. Т.2.
3. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. - М., 1993.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г.(в ред. от 21 июля 2005 года) //СЗ РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 года (в ред. от 27 декабря 2005 года) //СЗ РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 21 июля 2005 года).//СЗ РФ. – 2002. - № 1. – ч. 1. Ст. 3.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года (в ред. от 19 декабря 2005 года) //СЗ РФ. – 1997. - № 2. – Ст. 16
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г (в ред. от 28 декабря 2004 года) //СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.
9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //СЗ РФ. – 1999. - № 26. – Ст. 3177.
10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. ( в ред. от 22 августа 2004 года) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями)// СЗ РФ. - 1996.- № 52.- Ст. 5880; 1998. - № 7.- Ст. 788; 2000. - № 33.- Ст. 3348; 2002. - № 15. - Ст. 1375; 2003.- № 2.- Ст. 160.
11. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. Федеральная целевая программа «Дети - сироты» (2001—2002 годы) //СЗ РФ. -2000. - № 37. – Ст. 3712.
12. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-—2006 годы //СЗ РФ. – 2002.- №41. – Ст. 3984.
13. Постановление
Правительства Российской
14. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. «Положение о Министерстве образования РФ» //СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1496.
15. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. (в ред. от 1 февраля 2006 года) «Положение о приемной семье» // СЗ РФ. - 1996. - № 31.- Ст. 3721.
16. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. // СЗ РФ.- 1996. - № 19. - Ст. 2304.
Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей