Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Диплом приемная семья.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

Причитающиеся приемному  ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье).

Алименты, пенсии и пособия, выплачиваемые детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей (п. 2 ст. 60 СК РФ).

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется право  собственности на жилое помещение  или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК РФ). Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Передача в приемную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального  найма, сохраняется за детьми в течение  всего времени их пребывания в приемной семье, если в жилом помещении, из которого дети выбыли, остались проживать другие члены семьи (ст. 60 ЖК РФ).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом  помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 5 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей).

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и  находящиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они имеют право получить вне очереди жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

Важной гарантией  прав и законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является закрепление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения, т. е. приемный ребенок имеет все те права, которыми Семейный кодекс РФ наделяет несовершеннолетних детей. Что касается личных контактов ребенка с кровными родителями и родственниками, то их поддержание возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей (п. 28 Положения о приемной семье). При возникновении споров порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Таким образом, российское законодательство четко определяет права ребенка (детей), которые воспитываются в приемных семьях.

 

2.4  Материальное обеспечение приемной  семьи 

 

В последнее  время было принято ряд важных решений в рассматриваемой сфере общественных отношений:

- всем  российским регионам из госбюджета выделены  субсидии  на выплату ежемесячных детских пособий опекунским и приемным семьям и на оплату  труда приемных родителей;

- на каждого  сироту при его усыновлении  или взятии под опеку  выдается  единовременное пособие (8 тысяч  рублей), которые до этого выдавались родителям при рождении ребенка;

- условия получения  материнского  капитала (250 тысяч  рублей) были распространены и  на усыновителей.

Однако в  рассматриваемом вопросе имеются  серьезные проблемы.

Стратегия  государственной политики сегодня обозначена федеральной властью как никогда четко и ясно: детей из казенных сиротских домов нужно определять в семьи. И не важно, на каких условиях: усыновление, опекунство, приемная, патронатная ли семья. На осуществление этих мероприятий из госбюджета выделены беспрецедентно  огромные суммы.

Успех этой стратегии  зависит от того, насколько саму эту идеологию разделяют  непосредственные исполнители – власти на местах, чиновники, специалисты, отвечающие за сиротские судьбы  в своем регионе, городе, поселке. Успех будет зависеть также от профессионализма и просто  человеческих качеств непосредственных исполнителей. Обеспокоенность вызвана тем, что   на местах,  в каждом конкретном случае  создать приемную семью   не всегда получается.

Например,    в случае, когда ребенка в приемную семью берут из другого города,  по существующему положению необходимо составить трехсторонний договор между приемной семьей, органом опеки по месту жительства семьи и органом опеки того региона, где находится ребенок. Определенных норм, позволяющих ответить на вопросы, кто будет составлять данный договор, какой орган будет оплачивать из «родного» бюджета труд приемных родителей и выплачивать  деньги на содержание ребенка, нет ни в одном законе или постановлении.

Создание приемной семьи – дело трудоемкое,  затратное, требующее дополнительную ответственность: и организационную, и финансовую. Мало убедиться в добропорядочности кандидатов  в приемные родители, подготовить и согласовать договор, обеспечить передачу ребенка из сиротского учреждения. Необходимо  регулярно контролировать, как живет приемная семья, как расходуются выделяемые на детей деньги, изыскивать дополнительные средства, оказывать  семье организационную помощь. Все это требует профессионального подхода со стороны специалистов, а также небезразличного человеческого отношения к судьбам детей.

Постановление Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2006 года, уравнявшее в правах людей,  принимающих в семью  чужих детей, с теми, кто родил  собственного ребенка, носит не только экономический, но и политический характер. Государство тем самым еще раз обозначает: в политике призрения сирот происходит смена приоритетов – поворот от интернатного воспитания  к семейному. Государство признает высокую социальную значимость  поступка своих граждан, решившихся заменить детдомовцам родителей.  Необходимо, чтобы на местах придерживались этой генеральной линии.

 Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, государство в лице своих уполномоченных органов гарантирует реализацию человеком и гражданином предоставленных ему законом прав и свобод. В равной мере это относится и к подопечным, опекунам и попечителям.

В Российской Федерации  постепенно развиваются независимые  механизмы обеспечения прав детей, к числу которых можно отнести  как неправительственные и общественные организации, действующие в интересах  детей, так и новый институт - уполномоченного по правам ребенка.

Для обеспечения  единого государственного подхода  к решению проблем профилактики беспризорности и безнадзорности при  Правительстве РФ создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссия координирует деятельность федеральных министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов, готовит соответствующие предложения для Правительства РФ.

Основные направления  государственной социальной политики по улучшению качества жизни детей в Российской Федерации содержатся в Национальном плане действий в интересах детей до 2010 года. В нем, в частности, предусмотрены приведение национального законодательства в соответствие с международными документами; защита прав ребенка на воспитание в семье, родительскую заботу, охрану здоровья, обучение, отдых; обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его прав и интересов, уважение чести и достоинства; определение права и ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за воспитание детей; усиление защиты личных и имущественных прав детей.

К сожалению, в  России не становится меньше детей, которым  требуется особая защита и поддержка  взрослых. Если в прошлые времена  большую часть таких детей составляли дети-сироты, то в последнее время мы наблюдаем активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию. В результате по решению суда или по воле родителей такие дети оказываются на попечении государства.

Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно  формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда, одежда и присмотр. Вместе с тем новая государственная политика направлена в целом на уход от полного финансирования социальной заботы к использованию внутреннего ресурса личности при помощи договорных конструкций.

Несомненно  то, что каждый ребенок имеет право  на достойную жизнь и счастливое полноценное детство. Для обеспечения  этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей.

В соответствии с п. 27 Положения о назначении и выплате государственных пособий  гражданам, имеющим детей, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 60 (ред. от 16 апреля 2008 г.), право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное  пособие при передаче ребенка  на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей. Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Для назначения и выплаты единовременного пособия  при передаче ребенка на воспитание в семью представляются:

заявление о  назначении пособия;

копия вступившего  в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения  органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Для назначения и выплаты единовременного пособия  при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью помимо документов, указанных в п. 30 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865, представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:

а) свидетельство  о смерти родителей;

б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей не дееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и  попечительства;

г) заявление  родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в  установленном порядке;

д) справка о  нахождении родителей под стражей  или об отбывании ими наказания  в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в  котором находятся или отбывают наказание родители;

е) медицинское  заключение о состоянии здоровья родителей, выданное учреждением здравоохранения;

ж) решение суда об установлении факта оставления ребенка  без попечения родителей;

з) справка органов  внутренних дел о том, что место  нахождения разыскиваемых родителей  не установлено.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, временно проживающие на территории России и подлежащие обязательному социальному страхованию, а также беженцы для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью дополнительно представляют копию документа, удостоверяющего личность, в том числе с отметкой о выдаче вида на жительство, копию разрешения на временное проживание, копию трудовой книжки или трудового договора, справку из исполнительного органа Фонда социального страхования РФ о регистрации в органах фонда в качестве страхователя, копию удостоверения беженца.

Единовременное  пособие при передаче ребенка  на воспитание в семью выплачивается  не позднее 10 дней с даты представления  всех необходимых документов. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций.

Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей