Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Диплом приемная семья.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

Исходя из буквального  понимания закона, обязанности должностных  лиц и граждан ограничиваются сообщением о детях, нуждающихся  а помощи, органам опеки и попечительства. Никаких самостоятельных действий по оказанию детям помощи они предпринимать не должны. Однако оставление ими детей в опасности противоречило бы нормам морали. Поэтому следует сделать вывод,  что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию детям помощи и временному помещению их в безопасное место. Органы опеки и попечительства, получившие сведения о таких детях, обязаны в течение трех дней обследовать условия жизни детей и принять меры к их временному устройству.

Временное устройство детей  обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам. Этот вид устройства всегда предпочтителен, поскольку позволяет смягчить последствия травмы, полученной детям в результате того, что они оказались разлученными со своими родителями28. Если передача ребенка таким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.

В период временного устройства ребенок, оставшийся без попечения  родителей, нуждается в восполнении  своей дееспособности, поскольку  оказывается в ситуации, когда  родители не могут выполнять функции законных представителей, а опекун ребенка еще не назначен. Для разрешения этого противоречия в соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ исполнение обязанностей опекунов или попечителей в отношении таких детей временно осуществляется органами опеки и попечительства.

Если неспособность родителей  заботиться о детях является временной, после отпадения обстоятельств, препятствующих выполнению родительских обязанностей (выздоровление, освобождение из-под стражи, возвращение из отъезда), дети возвращаются родителям. Если дети лишились попечения родителей на длительное время или навсегда, встает вопрос об их постоянном устройстве.

Российское законодательство установило:  дети могут быть переданы на усыновление, под опеку или  попечительство; в приемную семью, а также в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения.

Законодательством субъектов  Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы семейного  воспитания детей. Основная цель такого устройства – обеспечение детям права на воспитание в семье.   Из всех видов семейного воспитания детей, в свою очередь, наилучшими являются усыновление, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. В п. 1 ст. 124 СК РФ 29 прямо указывается, что усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При решении вопроса об устройстве ребенка принимаются  во внимание его этническое происхождение, язык, культурная и религиозная  принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспитании и образовании. Религиозная, культурная и этническая принадлежность ребенка, как и его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности – обязанность всех государств-участников.

При выборе конкретной семьи  для передачи ребенка безусловное  предпочтение отдается родственникам  ребенка и другим близким ему лицам, например, отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Определяющее значение придается мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью ребенка старше 10 лет без его согласия вообще не допускается. Передача детей в детские учреждения применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозможным.

Таким образом, российское законодательство указывает на следующие формы  устройства детей,  оставшихся без  попечения родителей: дети могут быть переданы на усыновление, под опеку или попечительство; в приемную семью, а также в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения.

 

2 Приемная семья  как форма воспитания детей,  оставшихся без попечения родителей  

                

2.1 Понятие,  порядок образования и содержание  договора о передаче ребенка  в приемную  семью

 

Приемная семья  представляет собой новый институт семейного законодательства Российской Федерации.

В России издавна  было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тыс. таких семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны30. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС  уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей31.

Практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в Российской Федерации первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств .

 Современный  институт приемной семьи  возник и развился из идеи детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалась настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления32.

В конце 80-х —  начале 90-х гг. около 400 российских семей  из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

 Окончательно  вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса Российской Федерации, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения  родителей.

В ст. 1 Закона о  дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сказано, что приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями {супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

 Приемная  семья дает возможность обеспечить  детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение.  Например,  в 1999 – 2001 гг. на воспитание в приемную семью передано 3153 ребенка33, в 2002 – 2005 гг. передано на воспитание в приемную семью более 3 тыс. детей.

В соответствии с п. 2 ст. 151 СК постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. было утверждено Положение о приемной семье34.

Приемная семья  образуется на основании договора о  передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т. е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК РФ).

Основанием  для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье).

Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так  и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК РФ). Требования к личности приемных родителей в принципе те же, что и требования к личности усыновителей.

Приемными родителями не могут быть:

- лица, лишенные  родительских прав или ограниченные  в родительских правах;

- лица,  отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей;

-  бывшие  усыновители, в отношении которых  усыновление было отменено по  их вине;

- лица, которые  по состоянию здоровья не в  состоянии воспитывать детей.

 При заключении  договора с приемными родителями органы опеки и попечительства учитывают также их нравственные качества, материально-бытовые условия, возраст и другие обстоятельства35.

 Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей.

Кроме того, между  детьми и приемными родителями в  принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».

В приемную семью  передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о приемной семье).

От обычного детского учреждения приемная семья  отличается значительно меньшим  количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей, как правило, не должно превышать восьми человек36.

Основное отличие  отношений, складывающихся в приемной семье, от отношений, складывающихся при  опеке, выражается в том, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями возникают более тесные связи, чем между опекаемыми и опекунами и попечителями, на что указывает даже само название «приемные родители»37.

Таким образом, российское законодательство дает легальное  определение понятия приемной семьи, регулирует вопросы, связанные с  порядком образования приемной семьи.

  Содержание  договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью определяется ст. 152 СК РФ. Из нее следует, что данный договор должен обязательно предусматривать:

а) условия содержания, воспитания и образования ребенка;

б) срок, на который ребенок помещается в приемную семью;

в) права и обязанности приемных родителей;

г) обязанности по отношению к приемной семье органа 
опеки и попечительства;

д) основания и последствия прекращения договора.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью  заключается между органом опеки  и попечительства и приемными родителями по месту жительства (нахождения) ребенка.

Граждане (супруги  или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка, (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются в договоре приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей.

В договоре указывается  срок его действия и оговаривается порядок его продления. Примерная форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью представлена в Приложении № 1 к Положению о приемной семье. Необходимые изменения и дополнения в текст  примерного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью могут быть внесены по соглашению сторон с учетом конкретной жизненной ситуации38.

В договоре о  передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются  следующие основные обязанности приемных родителей:

а) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;

б) создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

в) осуществлять защиту прав и интересов ребенка;

г) обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка;

д) обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом, доступных для ребенка формах);

Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей