Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа
Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57
е) извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка.
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяются также обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье. Так, со своей стороны орган опеки и попечительства обязуется:
а) ежемесячно перечислять на банковские счета приемных родителей денежные средства на содержание ребенка (детей) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе;
б) ежеквартально
пересчитывать размер денежных средств,
необходимых на содержание ребенка с учетом
изменения цен
на товары и услуги;
в) ежемесячно производить
в установленном размере оплату труда
приемным родителям и дополнительную
оплату труда
(на каждого взятого на воспитание в семью
ребенка, не достигшего трехлетнего возраста,
или больного ребенка, ребенка
с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида
и др.);
г) выделить
приемным родителям в согласованный срок
квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей
по воспитанию и содержанию приемного
ребенка (детей), если они взяли на воспитание
не менее трех детей и не имеют необходимого
жилого помещения.
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть также предусмотрено прикрепление приемной семьи для приобретения продуктов питания к конкретной базе или магазину с оплатой, как по безналичному, так и наличному расчету. По соглашению сторон в него могут быть включены иные взаимные обязательства приемных родителей и органа опеки и попечительства, включая выделение во временное пользование земельных участков, автотранспорта и др.39.
Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых в семью на воспитание детей (п. 1 ст. 152 СК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье» (п. 3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано:
а) выделять в собственность приемной семье, создающей
крестьянские (фермерские) хозяйства,
земельные участки единым массивом (по
нормам их бесплатного предоставления)
вблизи места проживания этой приемной
семьи с учетом количества детей, взятых
на воспитание;
б) предоставить
преимущественное право приемной
семье,
создающей крестьянское (фермерское) хозяйство,
на дополнительное получение земельных
участков при количественном увеличении
состава приемной семьи; предоставлять
беспроцентные ссуды приемной семье, создающей
крестьянское (фермерское) хозяйство,
для нового строительства или расширения
существующих жилых помещений;
в) принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые два года после образования от уплаты местных налогов;
г) выделять в первоочередном
порядке приемной семье,
создающей крестьянское (фермерское) хозяйство,
долгосрочные кредиты для развития производственной
базы этих хозяйств, приобретения техники,
оборудования, автотранспорта и на другие
цели, связанные с ведением сельскохозяйственного
производства, в пределах лимитов централизованных
кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
д) оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв.
Эти рекомендации реализованы в законодательстве некоторых субъектов РФ .
В целом же законодательство субъектов РФ содержит нормы о льготах приемным семьям безотносительно того, создали они крестьянское (фермерское) хозяйство или нет, и значительно более широкого объема, чем рекомендовано Правительством РФ. В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Тюменской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот (социального и жилищного характера), предоставляемых в регионах приемным семьям:
- установление скидки в размере до 50% за квартирную плату, плату за
-коммунальные услуги и телефон40
- предоставление земельного участка41,
- преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения42;
- предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью — от 42 до 56 дней43.
В некоторых субъектах приемные семьи по льготам приравниваются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся у них дополнительных прав и преимуществ.
Что касается размера оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается субъектами РФ по-разному. По данным Министерства образования РФ соответствующие законодательные и нормативные акты приняты примерно в 34 % субъектов РФ44. Однако при этом, как правило, за основу берутся различные ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, в ст. 6 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. № 65-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области» (в ред. Закона Новгородской области от 10 мая 2001 г.45) установлено, что труд приемных родителей оплачивается в размере тарифной ставки 11-го разряда по оплате труда работников организаций бюджетной сферы за одного ребенка независимо от стажа и образования. При этом предусмотрено, что за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 20% минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предусмотрен ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. «О приемной семье» (в ред. Закона Белгородской области от 10 мая 2000 г. 46), ст. I Закона Курской области от 10 июня 1997 г. «Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье»47, ст. 2 Закона Республики Коми от 27 февраля 1998 г. «Об оплате труда приемных родителей в Республике Коми»48.
В отдельных регионах оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты труда. Так, в ст. 4 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» (в ред. Закона Липецкой области от 31 октября 2000 г.49) определено, что оплата труда приемных родителей составляет от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, составляет пять минимальных размеров оплаты труда с повышением на 30% за каждого последующего за третьим приемным ребенком.
Законодательством Мурманской области размер оплаты труда приемных родителей определен в два минимальных размера оплаты труда за воспитание каждого ребенка с увеличением на 50% за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением .
В Москве заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью50.
Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Споры, возникающие между сторонами (т. е. между приемными родителями и органом опеки и попечительства) в процессе исполнения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, рассматриваются сторонами в срок, предусмотренный договором, в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения передаются на разрешение в суд.
Возможно
досрочное расторжение
Договор
о передаче ребенка (детей)
на воспитание в приемную
Основаниями
для досрочного расторжения
Договор на передачу детей в приемную семью может быть заключен на определенный срок, обычно до достижения ребенком совершеннолетия. Досрочное прекращение договора возможно в случае возвращения ребенка родителям или передачи его на усыновление, поскольку усыновлению как форме воспитания детей, наиболее близкой к родной семье, отдается предпочтение перед приемной семьей.
Досрочное прекращение договора возможно по инициативе приемных родителей, если они в силу уважительных причин не могут далее осуществлять принятые на себя обязательства. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за болезни, изменения семейного или материального положения приемных родителей, конфликтных отношений между ними и детьми, а также между самими приемными детьми51.
Органы опеки и попечительства вправе потребовать досрочного расторжения договора, если приемные родители оказались неспособными обеспечить детям надлежащие условия воспитания, а также при наличии иных нарушений со стороны приемных родителей. В договоре могут быть предусмотрены и иные основания его прекращения, в частности, в случае невыполнения органами опеки и попечительства принятых на себя обязанностей по оказанию приемной семье помощи.
Таким образом, российским законодательством разработан типовой договор, заключаемый между органами опеки и попечительства, и гражданами, берущими детей на воспитание в приемную семью.
2.2 Права
и обязанности приемных
Приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития.
Закон (п. 1 ст. 153
СК РФ) устанавливает запрет для
отдельных категорий граждан
быть приемными родителями. Это касается
лиц, в возможности которых
К таким лицам отнесены:
а) граждане, признанные
судом недееспособными вследствие психического
расстройства, в результате которого не
могут понимать значения своих действий
или руководить ими
(ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации)52, или ограниченно дееспособными
вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими средствами,
в связи с чем ставят свою семью в тяжелое
материальное положение (ст. 30 ГК РФ);
б) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах (ст. 69-—71, 73 СК РФ);
в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи) (п. 3 ст. 39 ГК);
г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией (ст. 141 СК РФ);
д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять ребенка на воспитание в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г.53. Медицинское освидетельствование граждан, желающих стать приемными родителями, производится в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями») 54.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 153 СК, п. 7—11 Положения о приемной семье). Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению должны прилагаться следующие документы:
- справка с
места работы с указанием
- документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей