Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:49, дипломная работа

Описание

Методологической основой исследования в данной дипломной работе является анализ учебной, научной, периодической литературы, ресурсов Интернет.
В дипломной работе использовался конкретно — исторический метод, компаративистский, институциональный и ретроспективный подходы к анализу исторического материала. В процессе исследования использовались также общенаучные методы и приемы научного познания: сравнение, анализ и синтез.

Содержание

1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА НПО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных органов с независимыми неправительственными организациями
1.2 Третий сектор и цели государственной политики

2 СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНСКИХ НПО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Третий сектор и цели социальных программ
2.2 Координация деятельности и совместная разработка программ

3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НПО И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
3.1 Возможный состав органов взаимодействия
3.2 Предложения по созданию Координационного Совета неправительственных организаций и органов государственной власти

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ НПО В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ  АСПЕКТЫ СТАТУСА НПО В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

1.1 Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных органов с независимыми неправительственными организациями

1.2 Третий сектор и цели государственной политики 

    2 СОТРУДНИЧЕСТВО  КАЗАХСТАНСКИХ НПО В РЕШЕНИИ  ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Третий  сектор и цели социальных программ

2.2 Координация  деятельности и совместная разработка  программ 

3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  НПО И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

3.1 Возможный  состав органов взаимодействия

3.2 Предложения  по созданию Координационного  Совета неправительственных организаций  и органов государственной власти 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5 
 
 
 
 

7

11 
 
 

24

35 
 
 

40 

43 

53 

55

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В формировании гражданского общества и решении важнейших социальных проблем значительную роль играют негосударственные неправительственные организации, образующие так называемый «Третий сектор». Молодое казахстанское государство движется сегодня семимильными шагами в направлении развития демократических основ строительства общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности - экономике, политике, социальной сфере. Столь стремительное движение в сторону обеспечения условий для реализации гражданами страны своих прав и свобод требует столь же стремительного развития в количественном и качественном отношении общественного движения как основного гаранта осуществляемых демократических преобразований. Закон «О неправительственных организациях» признает в качестве неправительственной организацию, не имеющую полученную прибыль между участниками.

     Термин  «Третий сектор» является на сегодняшний  день общепризнанным в мировой практике обозначением неправительственных, благотворительных инициатив (первый сектор - государственный, второй сектор - коммерческий).

     Негосударственные некоммерческие организации ( организации  Третьего сектора) играют важнейшую  созидательную роль в формировании современного гражданского общества в  Казахстане, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономик, социальной защитой населения. Влияние формирующегося « Третьего сектора » на социальную и экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от взаимодействия негосударственных организаций с представительными и исполнительными органами государства, а также органами местного самоуправления. 

     Многие  актуальные сегодня вопросы, связанные  с коренными преобразованиями в  экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, касаются всех организаций третьего сектора, и решать их надо совместными усилиями, учитывая интересы многих сторон.

     Когда происходят быстрые и существенные изменения очень важно, чтобы положительный опыт, накопленный одними группами организаций «Третьего сектора» во взаимоотношениях с государством и муниципальными органами, в короткие сроки становился достоянием всех его групп.

     Теоретико-методологической основой исследования явились работы Н.А.Назарбаева, а также работы А.Акишева, Б.Аяганова, К.Есмагамбетова, А.Маркова, Б.Касенова, и других.

     Методологической  основой исследования в данной дипломной  работе является анализ учебной, научной, периодической литературы, ресурсов Интернет.

     В дипломной работе использовался  конкретно — исторический метод, компаративистский, институциональный  и ретроспективный подходы к  анализу исторического материала. В процессе исследования использовались также общенаучные методы и приемы научного познания: сравнение, анализ и синтез.

 

1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ СТАТУС НПО

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

     1.1 Возможные формы  поддержки и сотрудничества  государственных  органов с независимыми неправительственными организациями 

     Большинство неправительственных организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.

     Существование Третьего сектора прежде всего тем  и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.

     В ряде случаев, Третий сектор действует  успешнее и экономичнее, чем государственные  учреждения. Это показывают исследования, проводившиеся во многих странах. В  результате государству нередко  оказывается выгоднее передавать средства независимым организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации.

     Так, в США в 80 - е годы в Третий сектор направлялось боле трети всех расходов на социально - культурные нужды, в том числе более половины всех федеральных расходов на социальное вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ показывает, что выгоды бюджетного финансирования независимых неправительственных организаций особенно велики. Когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий: имеется возможность привлечь к работе добровольцев, и решаемая задача не совсем стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной категории получателей услуг, глубокая индивидуализация деятельности. Таким образом, сотрудничество государства и органов местного самоуправления с организациями Третьего сектора способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств, в особенности выделяемых на социальные нужды.

     Само  по себе укрепление демократического государства и развитие местного самоуправления решающим образом зависит от формирования современного гражданского общества. Речь идет о разнообразных формах цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского общества выступают именно организации Третьего сектора. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше взаимопонимание власти и общества и тем менее вероятно их взаимное отчуждение.

     В то же время Третий сектор нуждается  в моральной и материальной поддержке  со стороны государства и органов  местного самоуправления. Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и средства для  помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно оплачивать аренду необходимого для работы помещения по ставкам, установленным для коммерческих организаций, и платить налоги.

     Предоставление  им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в противном случае пришлось бы затратить больше средств из регионального или городского бюджета. Не менее важна заинтересованность подлинных организаций Третьего сектора в действенном контроле со стороны государственных и муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых на себя неправительственными организациями, и снижают их престиж.

     Деятельность  большинства неправительственных, в том числе благотворительных, организаций нацелена на решение  насущных проблем конкретного населенного пункта или региона. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения неправительственных организаций, действующих в масштабе всей Республики. Третий сектор успешнее развивается там, где органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют неправительственные организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.

     Перечень  таких форм применительно ко всем неправительственным организациям предусмотрен законом «О некоммерческих организациях» . Кроме того, для общественных объединений такой перечень дан в законе «Об общественных объединениях» . Широкий круг форм государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений предусмотрен главой II закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

     Анализ  этих перечней позволяет выделить два  типа форм поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных  органов с организациями Третьего сектора:

     1. Поддержка функционирования и  развития независимых неправительственных организаций, осуществления и совершенствования их уставной деятельности. К данному типу относятся следующие формы:

     - предоставление независимым неправительственным организациям налоговых льгот;

     - предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям Третьего сектора;

     - предоставление независимым неправительственным организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);

     - бюджетное финансирование (субсидирование) отдельных видов расходов организаций Третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений, на оплату услуг связи, на обучение кадров и т.д.);

     - безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т.п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;

     - предоставление льготных кредитов;

     - информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.

     2. Привлечение независимых неправительственных  организаций к разработке и  реализации государственных и муниципальных программ. Здесь выделяются такие формы, как:

     - координация деятельности и совместная разработка программ;

     - размещение заказов на выполнение социальных услуг;

     - поддержка проектов и программ независимых неправительственных организаций в рамках государственных и муниципальных программ.

     Предоставление  Третьему сектору государственных  и муниципальных средств может  носить прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование Третьего сектора). Прямое финансирование - это, например, оплата неправительственной организации выполняемого ею социального заказа. Косвенным финансированием является предоставление льгот, то есть освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам.

     Косвенное финансирование ориентировано, как  правило, на неправительственный сектор в целом или на довольно широкие  группы организаций: благотворительные  организации, организации здравоохранения, образования, культуры и т. п.

     В рамках таких групп получают поддержку  «многие и разные»: организации, осуществляющие весьма различные виды деятельности, использующие традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, существующие относительно давно и вновь созданные организации. Таким образом, косвенное финансирование - это фактор развития Третьего сектора, роста числа и увеличения разнообразия составляющих его организаций.

Информация о работе Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане