Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:49, дипломная работа
Методологической основой исследования в данной дипломной работе является анализ учебной, научной, периодической литературы, ресурсов Интернет.
В дипломной работе использовался конкретно — исторический метод, компаративистский, институциональный и ретроспективный подходы к анализу исторического материала. В процессе исследования использовались также общенаучные методы и приемы научного познания: сравнение, анализ и синтез.
1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА НПО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных органов с независимыми неправительственными организациями
1.2 Третий сектор и цели государственной политики
2 СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНСКИХ НПО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Третий сектор и цели социальных программ
2.2 Координация деятельности и совместная разработка программ
3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НПО И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
3.1 Возможный состав органов взаимодействия
3.2 Предложения по созданию Координационного Совета неправительственных организаций и органов государственной власти
Указанные свойства косвенного финансирования проявляются только в том случае, когда льготы предоставляются категориям организаций, а не в индивидуальном порядке. Важно также, чтобы льготы были достаточно стабильными и не подвергались частым пересмотрам.
Прямое
финансирование связано с достижением
конкретной цели, решением конкретной
проблемы, с детальным сопоставлением
наличия и потребностей в финансовых средствах.
Такое финансирование предполагает индивидуальный
подход. Вместе с тем, для того, чтобы у
государственного или муниципального
органа была возможность обоснованного
выбора независимых неправительственных
организаций для их привлечения к реализации
стоящих перед этим органом целей, круг
таких организаций должен быть достаточно
широк и разнообразен, чему способствует
косвенное финансирование Третьего сектора.
1.2
Третий сектор и цели
государственной политики
Становление Третьего сектора происходило в нашей стране в крайне неблагоприятных экономических условиях. Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался значительным спадом производтва валового внутреннего продукта, сокращением доходов и расходов государственного бюджета, в том числе на социальные нужды. Величина ВВП составила в 1996г. - 63% от уровня 1991г. Расходы государственного бюджета на социально-культурные мероприятия, включая затраты на социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, в сопоставимом выражении сократились за этот же период на 29%
Несмотря на непростые условия переходного периода, практически, нет ни одной области в социальной и экономической сферах Республики, где бы не были созданы различные НПО (ассоциации, союзы, фонды, объединения, общества, фонды). Это и политика, предпринимательство, образование, культура, спорт, экология, ветеранское движение, общества инвалидов, и.т.д..
Наиболее активным периодом с точки зрения формирования третьего сектора были последние б лет. Сегодня именно НПО являются самыми активными субъектами деятельности, участвуя в реализации государственных и региональных программ социального и экономического развития.
Так, например, по инициативе НПО Карагандинской области проводятся ежегодные благотворительные акции в поддержку детей-сирот, инвалидов, программы по профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании среди молодёжи, создаются ресурсные, реабилитационные, консультативные центры. Карагандинский регион является одним из центров научной, экономической и общественной жизни Казахстана.
Уникальность Карагандинской области заключается в том, что здесь в оптимальном соотношении имеются природные ресурсы, потенциальные возможности их эффективного использования в интересах региона и страны, а также высокоразвитый рынок общественных услуг.
Политика демонополизации экономики, демократизации права обусловили интенсивный рост общественной активности населения страды.
В сознании людей появилось понимание, что только собственные силы, собственное умение - есть залог личного благополучия, благополучия своей семьи и близких, решение возникающих проблем.
И действительно, цифры по нашей Карагандинской области, да и по стране в целом, подтверждают этот вывод: число общественных организаций в различных сферах жизни выросло за годы независимости в несколько раз.
Наиболее профессионально работающие НПО ведут активную правозащитную работу, участвуют в социологических исследованиях, проводят агитационную работу в период выборов представительных органов власти, организуют обучающие семинары, конференции регионального, республиканского и международного уровней.
В
2002 г. в числе задач политики Республики
Казахстан по проведению кардинальной
экономической реформы был
- развитие негосударственных форм обслуживания населения в сферах здравоохранения, образования, культуры;
- предоставление налоговых льгот для меценатов и инвесторов в сферах образования и культуры, включая льготное налогообложение доходов от собственной деятельности организаций образования;
- создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений;
- поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
Однако эти задачи остались по преимуществу декларациями. Последовательной политики ни по отношению к Третьему сектору, ни по отношению к отдельным его сегментам государством не проводилось. Действия органов государственной власти по поддержке и регулированию развития негосударственных некоммерческих организаций предпринимались под воздействием следующих главных факторов:
- макроэкономическая ситуация и проводимая правительством политика финансовой стабилизации и сокращения бюджетного дефицита;
- давление нескольких хорошо организованных групп специальных интересов (религиозные организации, творческие союзы, организации инвалидов), направленное на получение и сохранение групповых налоговых льгот;
- установление и использование отдельными организациями политических и экономических связей с руководителями исполнительных органов власти с целью получения индивидуальных налоговых и таможенных льгот, финансовой поддержки и других проблем.
Наиболее сложно ситуация в развитии неправительственного сектора складывается в сельских районах и малых городах области. Общая сложная экономическая и социальная ситуация в этих регионах объективно наложила отпечаток и на уровень общественной активности населения, что выражается в недостаточном развитии в этих регионах инфраструктуры социального и экономического характера: не во всех регионах имеются еще ресурсные центры, которые бы оказывали поддержку в становлении неправительственных организаций, не каждый сельский регион сегодня имеет собственные бизнес-центры для формирования предпринимательской активности среди населения и объединения бизнесменов в НПО от предпринимательства. Недостаточна еще финансовая и материальная поддержка НПО со стороны государства, международных организаций и спонсоров.
Во многом причиной неудач в деятельности НПО является отсутствие системного источника информации, способного оказать нужную и своевременную помощь в работе организации.
Казахстанское законодательство допускает создание некоммерческих организаций в разнообразных формах. Правовая форма организации характеризует, прежде всего, специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности.
Приведем перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных Законом "О некоммерческих организациях", и укажем ключевые особенности каждой из форм. Перечень включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительский
кооператив представляет собой добровольное
объединение граждан и
Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т.д. Общественные и религиозные организации образуются по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек созывающих учредительное собрание (съезд, конференцию), на котором принимается устав, и формируются его органы. Объединяться в общественные и религиозные организации могут только граждане, а не юридические лица.
Кроме того, согласно закону, такие организации создаются для удовлетворения только духовных и иных нематериальных потребностей своих членов. Причем члены общественных и религиозных организаций не сохраняют каких-либо прав на передаваемое этим организациям имущество, в том числе на членские взносы. Правоотношения, связанные с созданием общественных организаций, регулируются главным образом упомянутым Законом "Об общественных объединениях".
Фонд. Термин "фонд" используется в нашей стране в различных значениях. До принятия нового Гражданского кодекса и Закона "О некоммерческих организациях" фондами были названы многие финансовые институты, созданные с целью получения прибыли и имеющие, например, статус акционерных обществ. Однако, согласно названным законам, фонд как особая форма некоммерческой организации, естественно, не имеет права распределять прибыль.
Фонд не имеет членства, создается на основе добровольных имущественных взносов, причем его учредители утрачивают все права на переданное фонду имущество. Фонд призван преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
С точки зрения имущественных правоотношений есть много общего между фондом и автономной некоммерческой организацией. Но последняя создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и т.д. А функция фондов состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять гранты, пособия и т.п. Фонд призван заниматься, прежде всего, распределением, а автономная некоммерческая организация - производством.
Основные особенности такой формы, как некоммерческое партнерство, заключаются в том, что такая организация создается для содействия ее членам в достижении некоммерческих целей, причем при выходе члена из партнерства или ликвидации организации бывший член может получить часть имущества.
Иными словами, вложения в некоммерческое партнерство не безвозвратны, что отличает эту форму от других форм некоммерческих организаций. Закон предусматривает, что член некоммерческого партнерства не может получить из него больше средств, чем вложил , получение членом партнерства прибыли не допускается, ибо иное противоречило бы природе некоммерческой организации.
Учреждение представляет собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Собственник полностью или частично финансирует учреждение и при необходимости несет ответственность по его обязательствам. В то же время учреждение выполняет задания собственника и находится у него в административной подчиненности.
Таким образом, учреждение менее самостоятельно, чем некоммерческие организации других форм. Большинство учреждений принадлежат государству или муниципалитетам и, следовательно, не относятся к Третьему сектору. Однако собственником учреждения, например учебного заведения, созданного в данной форме, может быть и частное лицо, а также негосударственная организация, например общественная или религиозная.
Объединения
юридических лиц создаются для
координации
В качестве примера такой организации можно привести существующий в Астане Объединенный Совет НКО и ОО г. Астаны и Акмолинской области, в состав которого входят 27 организаций, объединившихся для решения общих задач , таких как :
- координация деятельности и обмен опытом среди организаций некоммерческого сектора;
- выбор приоритетных направлений деятельности;
разработка и реализация общих программ;
- эффективное взаимодействие с государственным и коммерческим секторами, средствами массовой информации ;
- представление интересов общественных организаций в органах власти;
- организация общественной экспертизы проектов законодательных и нормативных актов и социально значимых решений.
До
недавнего времени
Информация о работе Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане