Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:49, дипломная работа

Описание

Методологической основой исследования в данной дипломной работе является анализ учебной, научной, периодической литературы, ресурсов Интернет.
В дипломной работе использовался конкретно — исторический метод, компаративистский, институциональный и ретроспективный подходы к анализу исторического материала. В процессе исследования использовались также общенаучные методы и приемы научного познания: сравнение, анализ и синтез.

Содержание

1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА НПО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных органов с независимыми неправительственными организациями
1.2 Третий сектор и цели государственной политики

2 СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНСКИХ НПО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Третий сектор и цели социальных программ
2.2 Координация деятельности и совместная разработка программ

3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НПО И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
3.1 Возможный состав органов взаимодействия
3.2 Предложения по созданию Координационного Совета неправительственных организаций и органов государственной власти

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ НПО В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     Организация конкурса. Бюджетное финансирование социального заказа совсем не означает, что этот заказ в полном объеме должны реализовывать государственные учреждения. Целесообразно предусмотреть конкурсное распределение имеющихся средств для его выполнения. То есть, провести конкурс на право реализации заказа в целом или его отдельных частей. Это позволит выбрать тех, кто эффективнее и качественнее справится с выполнением сформулированного социального заказа.

     Содействовать инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно конкретизировать в виде конкретных мероприятий, если не опираться на предложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непосредственно заниматься.

     Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы основательными они не являлись, ни представлениями работников органов власти, сколь бы образованными они не были. Здесь необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их решения.

     Отобранные  проекты включаются как составные  части в соответствующую государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку. Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных проектов заключаются контракты на их реализацию. В отличие от первого механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими исполнителями и отобранные в результате конкурса.

     Первый  из этих двух разных организационно-финансовых механизмов - механизм размещения заказа на выполнение социальных услуг, или  механизм социального заказа в узком  смысле слова. Второй - механизм поддержки  проектов и программ.

     Размещение  заказа на выполнение социальных услуг - это механизм реализации в условиях рыночной экономики социальных гарантий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конституции Республики Казахстан, законах и нормативных  актах. Предоставление социальных услуг населению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями.

     В последние годы этим стали заниматься и независимые некоммерческие организации. В условиях рыночной экономики обязательства  государства по обеспечению социальных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соответствующих услуг совсем не тождественны необходимости использования только государственных и муниципальных учреждений для предоставления этих услуг.

     Уже сейчас их решением занимаются такие общественные объединения как «Невада-Семей», «Совет мира и согласия» и другие.

     При обсуждении вопросов, связанных с  прямым финансированием независимых  некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления, все более часто применяется по-нятие «социальный заказ». Сам термин «социальный заказ» появился как альтернатива привычному «государственному заказу», чтобы подчеркнуть, во-первых, социальный характер самих выполняемых программ, негосударственный статус исполнителей, а также общественный, открытый, конкурсный порядок распределения этих заказов.

     Особенностью  данной формы государственной поддержки  является не только большая мера государственной  инициативы, но и значительно большая  степень определенности государственного органа, как заказчика, по поводу того, что именно должно быть результатом выполнения такого заказа

     При реализации государственных социальных программ и размещении на их основе «социального заказа» действует  два организационно-финансовых механизма.

     Первый  механизм - это формирование и размещение заказа на выполнение услуг (реализацию мер, проведение мероприятий), перечень, содержание и объемы которых могут  быть четко определены исходя из целей  соответствующей программы. Органы государственной власти или местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение программы, знают, что требуется сделать, формулируют это в виде заказа и размещают его на конкурсной основе.

     Такой механизм наиболее уместен для решения  задач по оказанию «неотложной социальной помощи», реализации прав граждан на получение бесплатного образования и медицинской помощи и других, где задачи социальной политики могут быть сформулированы в виде однозначных требований к способам их решения.

     Второй  механизм применяется в ситуации, когда цели программы не определяют однозначно, какие меры лучше осуществить для их достижения. Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, САНКО, по словам её президента выходит за рамки городской. Её учредителями являются такие международные движения как «Невада-Семей», возглавляемое известным поэтом и общественным деятелем Олжасом Сулейменовым, международный благотворительный фонд «Полигон-29 августа» - председатель фонда Нурлан Бозтаев, сын К. Бозтаева, бывшего руководителя Семипалатинской области, внёсшего заметный вклад в равитие региона.

     Представители семипалатинской общественности были участниками международной антиядерной  конференции в Алматы «XXI век - свободный  от ядерного оружия», организатором которой выступило правительство Республики Казахстан.

     Касаясь ближайших планов в деятельности ассоциации, её президент подчеркнул огромное значение объединения всех усилий на исполнение закона «О социальной защите населения, пострадавшего от ядерных испытаний». Сегодня он работает едва ли на одну четверть. Необходимо же, чтобы он работал в полную силу. Чтобы Семипалатинск был отнесён к зоне максимального риска, так как город находится в непосредственной близости от полигона. По проблемам полигона инициативная группа собрала более 25 тысяч писем, имели место обращения к депутатам всех уровней. Однако в решении наболевших проблем не удалось, далеко продвинутся.

     Многие  работодатели, игнорируя законодательство, задерживают заработную плату, не выплачивают экологических надбавок.

     Ассоциация  намерена и впредь не выпускать из своего поля зрения экологические проблемы, в частности, отслеживать все работы, связанные с радиоактивными отходами находящимися в РК, при это модно дело - хранение, на чём можно на чём можно заработать немало денег, что имеет место в других странах, и совсем другое -захоронение, требующее подробного предварительного изучения.

     Не  снимаются с повестки дня ассоциации забота о здоровье детей, вопросы  оплаты коммунальных услуг, борьбы с  коррупцией, нищетой, безработицей, и многие другие.

     «Грант», «государственный грант» — относительно новые понятие в нашем законодательстве, заимствованные из зарубежной правовой практики. Суть гранта (от английского  «§гапЬ> — предоставлять, гарантировать) универсальна и может быть определена как целевые средства, безвозмездно передаваемые грантодателем грантополучателю на выполнение конкретных общественно-полезных программ с последующим отчетом об их использовании.

     Важная  особенность гранта в том, что  грантополучатель не имеет прямого материального интереса в результатах выполнения работ по гранту, поскольку действует не в своих интересах, а, как правило, в интересах третьих лиц или неограниченного круга лиц — больных, детей, бездомных, «молодых талантов», «развития науки», «укрепления демократии» и т. д. При этом, используя деньги грантодателя, который доверил ему выполнение этой программы, исполнитель гранта реализует волю грантодателя, в определенной мере выступая от его имени. 
 

     2.2 Координация деятельности и совместная разработка программ 

     Органы  государственной власти и местного самоуправления привлекают независимые  некоммерческие организации к процессу разработки государственных и муниципальных  социальных программ и обеспечивают координацию направлений своей деятельности и деятельности, государственных социально-культурных учреждений с программами благотворительных и других видов некоммерческих организаций.

     Организационными  механизмами, обеспечивающими решение  этих задач, могут быть:

     - проведение обсуждений проектов социальных программ в органах исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;

     - проведение слушаний по проектам  социальных программ в органах  представительной власти с приглашением  на эти обсуждения представителей Третьего сектора;

     - решение проблем детской безнадзорности, профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, "социального сиротства", социальной помощи лицам без определенного места жительства;

     - расширение государственной поддержки новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения;

     - обеспечение условий полноценного вхождения в общественную жизнь и активного участия в ней молодежи;

     - усиление профилактики социального неблагополучия.

     Цели  политики государства по отношению к отраслям социально-культурной сферы прямо предусматривают поддержку деятельности негосударственных (независимых) организаций образования, культуры, здравоохранения. Программа социальных реформ определяет в качестве задачи государственной политики содействие развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных.

     Закон РК "Об образовании" устанавливает  право негосударственных общеобразовательных  учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. 

     Программа социальных реформ предусматривает  создание конкурентной среды среди  лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности. Независимые некоммерческие организации могут также внести значительный вклад в достижение целей государственных и муниципальных программ, связанных с развитием науки, осуществлением природоохранной деятельности, благоустройством территории, содержанием жилищного хозяйства.

     В условиях рыночной экономики, с одной  стороны, растет потребность населения  в различных социальных программах. С другой стороны, чрезвычайно жестко ставится вопрос о том, что нуждается  в поддержке общества, а что нет, и что следует финансировать и поддерживать в первую очередь. В такой ситуации особое значение приобретают проблемы эффективного распределения и использования средств, направляемых на социальные цели. Деятельность независимых некоммерческих организаций как раз и может обеспечить более эффективное расходование бюджетных средств.

     В Законе « Об общественных объединениях » предусмотрены принципиально  новые формы государственной  поддержки объединений, связанные  с передачей им материальных ресурсов, которые могут осуществляться, в соответствии с положениями ст. 17, в трех самостоятельных формах: в форме государственных грантов, то есть целевого финансирования конкретных программ общественных объединений по их заявкам, путем заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение определенных работ и предоставлении услуг, а также в форме социального заказа на выполнение различных государственных программ и поручений.

     По  механизму правового осуществления  такой поддержки, каждая из этих форм представляет собой различные виды гражданско-правовых договоров, а с точки зрения содержания отношений между общественными объединениями и государством, они различаются по степени инициативы участников этих отношений. В случае получения государственных грантов — инициатива объединений максимальна, поскольку в этом случае государство, обладая бюджетными ресурсами на решение социальных задач и определяя их приоритетность, может выделить часть из этих ресурсов под определенные проблемы, например «забота об одиноких престарелых», или «борьба с беспризорностью», или «гуманизация тюрем» и объявить обществу, что готово потратить их на программы, которые будут разрабатываться и осуществляться общественными объединениями. При этом, общественные объединения, составляя свои заявки, самостоятельно предлагают, что именно нужно сделать в этой сфере и каким образом, сколько на это необходимо денег и какой результат оправдает сделанные вложения. Государственным органам нужно будет лишь сравнивать, и выбирать предоставленные на финансирование заявки.

     5. Цели и задачи программы в  период, на который запрашиваются  средства:

     - как связана с этим деятельность  организации, какие проблемы возникают  в связи вышеуказанной проблемой  у самой организации;

Информация о работе Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане