Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:49, дипломная работа

Описание

Методологической основой исследования в данной дипломной работе является анализ учебной, научной, периодической литературы, ресурсов Интернет.
В дипломной работе использовался конкретно — исторический метод, компаративистский, институциональный и ретроспективный подходы к анализу исторического материала. В процессе исследования использовались также общенаучные методы и приемы научного познания: сравнение, анализ и синтез.

Содержание

1 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА НПО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных органов с независимыми неправительственными организациями
1.2 Третий сектор и цели государственной политики

2 СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНСКИХ НПО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Третий сектор и цели социальных программ
2.2 Координация деятельности и совместная разработка программ

3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НПО И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
3.1 Возможный состав органов взаимодействия
3.2 Предложения по созданию Координационного Совета неправительственных организаций и органов государственной власти

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ НПО В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     Организации Третьего сектора обладают таким  важным преимуществом перед государственными организациями, как привлечение  добровольцев, разработка и реализация инновационных проектов решения социальных проблем.

     Оказание "неотложной социальной помощи ":

     - оказание помощи социально слабо защищенным группам населения (пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам и другим);

     - развитие сети различных видов организаций социального обслуживания населения (центры комплексного социального обслуживания, организации социального обслуживания семьи и детей, специализированной социальной помощи на дому и др.);

     - поддержка обустройства социально слабо защищенных вынужденных переселенцев.

     Социальная  реабилитация:

     - социальная реабилитация инвалидов;

     - создание условий для интеграции в активную гражданскую жизнь лиц, уволенных с военной службы, членов семей погибших военнослужащих;

     - развитие новых социальных технологий поддержки семьи, в том числе консультативных услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

     - социальная реабилитация пострадавших от насилия;

     - создание системы социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограничен-ными возможностями.

     Профилактика  социальных проблем:

     - разработка и реализация программ, направленных на расширение занятости для отдельных социальных групп населения: молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

     - структура организации, включая структуру ее органов управления;

     - список членов высшего органа управления, попечительского совета, исполнительной дирекции с указанием их обязанностей, адреса, рода занятий, продолжительности работы в данном органе;

     - перечень основных программ и проектов, реализуемых организацией.

     2. Назначение предлагаемой программы (проекта):

     - для кого она предназначена;

     - какие проблемы пытается разрешить;

     - какие методы и средства для этого используются.

     3. Сведения о реализации программы в предыдущие 2-3 года (если программа продолжающаяся):

     - осуществляемые виды деятельности, предлагаемые услуги, круг адресатов, число потребителей;

     - описание результатов проделанной работы;

     - источники и объемы финансирования;

     - численность работающего по данной программе персонала и добровольцев.

     4. Основная проблема, решаемая с  помощью данной программы:

     - описание той ситуации, тех сложностей, противоречий, недостатков, тех условий,  на изменение которых направлена  программа (по возможности с использованием количественных параметров);

     - программ и проектов.

     В конкурсе вправе принять участие  любые организации и граждане. Проекты и программы, разрабатываемые  независимыми некоммерческими организациями, получат возможность войти на конкурсной основе в качестве составных частей в государственные и муниципальные социальные программы. Финансирование выбранных проектов и программ осуществляется за счет средств соответствующих программ.

     В нормативных документах, определяющих порядок разработки и реализации региональных и муниципальных программ , необходимы прямые указания на возможность участия в этих программах на конкурсной основе некоммерческих организаций, независимо от формы их собственности.

     Финансирование  органами государственной власти и  местного самоуправления проектов и программ независимых некоммерческих организаций может быть полным (гранты) и частичным (дотации). Во втором случае средства могут предоставляться, например, при условии, что определенная часть (половина, треть) расходов по проекту будет покрыта из внебюджетных источников. Или, например, бюджетные средства предоставляться лишь для покрытия определенных видов расходов по проекту.

     Дотации предусматриваются для реализации проектов, соответствующих целям  государственной политики , выраженным в весьма обобщенных формулировках . Гранты (полное финансирование) - для проектов, служащих достижению более конкретно сформулированных целей. В то же время требования к проектам, претендующим на получение грантов, определены недостаточно конкретно.

     Рекомендации  по составу информации, необходимому для принятия решений о финансировании на конкурсной основе программ и проектов социальной направленности.

     1. Сведения об организации, подавшей  заявку:

     - организационно-правовая форма, время и место государственной регистрации;

     - уставные цели организации;

     С организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию социального заказа.

     Решение задач социальной реабилитации и  профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании достигается путем:

     - поддержки и стимулирования организаций и граждан, деятельность которых отвечает соответствующим целям социальной политики;

     - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры")

     - информационной, правовой, материально-технической) для различных социально значимых видов деятельности.

     В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления  и формы поддержки тех или  иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов  этой деятельности о возможных целях и способах своей работы.

     Цели  государственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде однозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное  их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных задач государственных и муниципальных целевых программ в указанных областях и средств решения этих задач (программных мероприятий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.

     Иными словами, при разработке государственных  и муниципальных программ конкретизация  программных мероприятий и определение  финансируемых проектов должны производиться на основе предложений "снизу" и отбора самых удачных из них на конкурсной основе. Здесь предметом конкурса становится выявление проектов и программ, которые отвечают общим целям социальной политики и предлагают конкретные пути реализации этих целей.

     В государственных социальных программах должны быть четко выделены разделы, реализация которых осуществляется путем конкурсного отбора представляемых

     С организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию социального заказа.

     Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании достигается путем:

     - поддержки и стимулирования организаций и граждан, деятельность которых отвечает соответствующим целям социальной политики;

     - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры");

     - информационной, правовой, материально-технической) для различных социально значимых видов деятельности.

     В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления и формы поддержки тех или иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов этой деятельности о возможных целях и способах своей работы.

     Цели  государственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде однозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных задач государственных и муниципальных целевых программ в указанных областях и средств решения этих задач (программных мероприятий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.

     Иными словами, при разработке государственных  и муниципальных программ конкретизация программных мероприятий и определение финансируемых проектов должны производиться на основе предложений "снизу" и отбора самых удачных из них на конкурсной основе. Здесь предметом конкурса становится выявление проектов и программ, которые отвечают общим целям социальной политики и предлагают конкретные пути реализации этих целей.

     В государственных социальных программах должны быть четко выделены разделы, реализация которых осуществляется путем конкурсного отбора представляемых.

     За  счет конкурсного размещения заказа органы государственной власти и  местного самоуправления получают возможность  определить организации, способные  лучше выполнить социальный заказ. Лучше означает выполнение заказа при  меньшем объеме финансирования, по сравнению с первоначально планируемым, что экономит государству средства, либо предоставление за те же деньги большего объема услуг или обеспечение более высокого их качества.

     Как раз независимые некоммерческие организации могут оказаться  более эффективными, чем государственные учреждения, и тем самым обеспечат более эффективное использование государственных средств.

     Для проведения конкурса заказ на выполнение социальных услуг может быть разбит на несколько составных частей, каждая из которых становится предметом самостоятельного конкурса. В условиях конкурса должны быть перечислены объемы требуемых услуг, требования к качеству и условиям их предоставления, предельные объемы финансирования заказа за счет бюджетных средств. В качестве ресурсного обеспечения реализации социального заказа могут также выступать предоставление льгот по местным налогам, по плате за аренду муниципального имущества и за коммунальные услуги.

     В конкурсе должны получить право принять участие как государственные, так и независимые некоммерческие организации. Критерии определения победителей должны быть четко сформулированы и сообщены при объявлении конкурса. В качестве таких критериев могут выступать:

     - стоимость выполнения социального заказа;

     - предоставление большего объема услуг по сравнению с тем, который определен в условиях конкурса;

     - предоставление услуг более высокого качества по сравнению с требованиями, определенными в условиях конкурса.

     Последовательность формирования заказа на выполнение социальных услуг.

     Для эффективного использования бюджетных  средств и обеспечения качественного  предоставления населению социальных услуг необходимо:

     1. Максимально четко и по возможности однозначно сформулировать, предоставление каких видов услуг, кому именно, в каком объеме, какого качества должно финансироваться из бюджетных средств.

     2. Сбалансировать вышеуказанные характеристики с бюджетными возможностями и определить масштабы и условия предоставления вышеуказанных услуг и размеры ассигнований из соответствующих бюджетов.

     3. Определить организации, способные предоставить населению такие услуги, обеспечив требуемое их качество и количество.

     Для обеспечения адресной социальной помощи и эффективного использования средств, выделяемых на социальные цели, надо четко и однозначно определить перечень финансируемых из местного бюджета социальных услуг, их количественные и качественные характеристики и условия получения. Выполнение такой работы и означает формирование заказа на социальное обслуживание определенных групп населения. Первый и второй из перечисленных выше шагов - это формулирование органами власти заказа на выполнение социальных услуг. Третий шаг - это размещение данного заказа.

Информация о работе Роль НПО в становлении гражданского общества в Казахстане