Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

а) принятие конституции субъекта Российской Федерации и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации; принятие устава субъекта Российской Федерации и поправок к нему; 

б)  наделение  гражданина  Российской  Федерации  по  представлению  Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица  субъекта  Российской  Федерации  (руководителя  высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации  в  пределах полномочий субъекта Российской Федерации; 

г)  осуществление  иных  полномочий,  установленных  Конституцией Российской  Федерации,  Федеральным  законом  от  6  октября  1999  года,  другими  федеральными  законами,  конституцией  (уставом)  и  законами субъекта Российской Федерации.   В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. определяется также круг вопросов,  по  которым  законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации вправе  принимать законы субъекта Российской Федерации.  Законом субъекта Российской Федерации утверждаются: 

−  бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении,  представленные  высшим  должностным  лицом  субъекта  Российской Федерации  (руководителем  высшего  исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации); 

−  бюджеты  территориальных  государственных  внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении; 

−  заключение и расторжение  договоров субъекта Российской Федерации. 

Законы субъекта Российской Федерации  принимаются большинством голосов  от установленного числа депутатов, что отражается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.  Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской

Федерации,  направляются  для  обнародования  высшему  должностному лицу  субъекта  Российской  Федерации  (руководителю  высшего  исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которое обязано  обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив  обнародование  путем  его  подписания,  либо  отклонить  закон  в срок,  который  устанавливается  конституцией  (уставом)  субъекта  Российской Федерации и не должен превышать четырнадцати дней. Законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории Российской Федерации. 

Порядок  досрочного  прекращения  полномочий  законодательного (представительного)  органа  государственной  власти  субъекта  Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года полномочия законодательного (представительного) органа государственной  власти  субъекта  Российской Федерации могут быть  прекращены досрочно в случаях: во-первых, принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта  Российской  Федерации решения о самороспуске  в случаях,  предусмотренных конституцией  (уставом)  субъекта  Российской  Федерации;  во-вторых,  роспуска  законодательного  (представительного)  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом. В Федеральном законе предусмотрены также случаи роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации.  Так, в частности, Президент Российской Федерации распускает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если соответствующим судом установлено, что: 

−  законодательным  (представительным)  органом  государственной власти субъекта Российской Федерации приняты  конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт,

противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным  законам, федеральным законам, 

−  законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта  Российской  Федерации  в  течение  шести  месяцев  со  дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного  судом срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Президент Российской Федерации выносит предупреждение  законодательному  (представительному)  органу  государственной власти субъекта Российской Федерации. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской  Федерации предупреждения  законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта  Российской  Федерации  указанный  орган  не  принял  в  пределах  своих полномочий мер по исполнению решения суда Президент Российской Федерации  вносит  в  Государственную  думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  проект  федерального  закона  о  роспуске  законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти  субъекта Российской Федерации. Государственная дума в течение двух месяцев

обязана рассмотреть указанный  проект федерального закона.  В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти 

 

57. Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (правовое положение и основания досрочного прекращения полномочий); система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации: правовое регулирование, виды, особенности правового положения. Органы государственной власти Самарской области: правовое регулирование, система, основные полномочия.

Высшим  должностным  лицом  субъекта  РФ  может быть только гражданин  РФ, который наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по  представлению  Президента  РФ  законодательным органом гос. власти субъекта РФ по  ФЗ от 5 апреля 2009 года «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах  организации  законодательных  и  исполнительных органов гос. власти субъекта РФ» и ФЗ «О политических партиях». Высшим  должностным  лицом  субъекта  РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 дет. Высшее  должностное  лицо  субъекта  РФ,  в  соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ от 6 октября 1999 года, не  может  быть  одновременно  депутатом  Гос.  Думы  Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной гос. службы, иные гос. должности гос. службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, ФЗ от 5 апреля 2009 года установлено также, что не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного  лица  субъекта  РФ (руководителя,  высшего исполнительного органа субъекта РФ) граждане РФ:  имеющие  неснятую  или  непогашенную  судимость; содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; которым  в  соответствии  с  УПЗ  РФ  предъявлено  обвинение в совершении преступления; подвергнутые админ. наказанию за совершение админ.  правонарушения,  связанного  с  пропагандой  и  публичной  демонстрацией нацистской символики или атрибутики, а также за производство и  распространение  экстремистских  материалов , признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; отказавшиеся  от  прохождения  процедуры  оформления  допуска  к сведениям, составляющим гос. или иную охраняемую ФЗ тайну. Предложение кандидатур на должность высшего, должностного лица субъекта  РФ  вправе  внести  Президенту  РФ  политическая  партия,  список  кандидатов  которой  получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложений результатов выборов в  законодательный   орган гос. власти субъекта РФ и были допущены к распределению депутатских мандатов.  Политическая  партия  вносит  Президенту  РФ предложение не менее чем о трех кандидатах. Предложения о кандидатурах вносится политической партией после консультации с Президентом РФ. Президент РФ вносит в законодательный орган  гос.  власти  субъекта  РФ предложение о кандидатуре на должность высшего должностного лица  субъекта  РФ  из  числа  кандидатур  предложенных политической партией. Законодательный орган гос. власти субъекта  РФ  рассматривает  предложенную  Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ. Решение законодательного органа  гос.  власти субъекта РФ, о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного  органа  гос.  власти субъекта РФ. Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную высшее должностное лицо субъекта  РФ,  являясь  одновременно  руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляет свои полномочия самостоятельно.  К полномочиям  следует  отнести  его право: 

а)  представлять  субъект  РФ  в  отношениях  с фед.  органами  гос.  власти,  органами  гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуп. и при осуществлении внешнеэкономических связей, с правом подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; 

б) обнародовать законы, удостоверяя  их обнародование путем подписания закона или издания специальных  актов либо отклонять отдельные  законы, принятые законодательным органом  государственной власти субъекта РФ; 

в) формировать высший исполнительный орган гос. власти  субъекта  РФ  в  соответствии  с  законодательством  субъекта РФ и принимать решение  об отставке высшего  исполнительного  органа  гос.  власти  субъекта  РФ.  Кроме того, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе:

−  участвовать в работе законодательного  органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса; 

−  обеспечивать координацию деятельности органов исп. власти  субъекта  РФ  с  иными  органами  исполнительной власти субъекта РФ. Высшее  должностное  лицо  субъекта  РФ  издает указы (в республиках), постановления (в краях, областях, и т.д.) и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению в субъектах РФ. Акты высшего должностного лица субъекта РФ не должны противоречить Конст. РФ, ФЗ.  В соответствии с п. 2 статьи 85 Конст. РФ Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исп. власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Кон. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса  соответствующим судом. Это, следовательно, относится и к актам высшего должностного лица субъекта РФ. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта  РФ.  В соответствии  со  статьей  19  ФЗ от 6 октября 1999 года полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случаях: 

а) его смерти; 

б) отрешения его от должности  Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ; 

в) его отставки по собственному желанию; 

г) отрешения его от должности  Президентом РФ в связи  с  утратой  доверия  РФ,  за  ненадлежащее  исполнение  своих  обязанностей,  а  также  в  иных  случаях,  предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 1999 года; 

д)  признания  его  судом  недееспособным  или  ограниченно  дееспособным; 

е)  признания  его  судом  безвестно  отсутствующим  или  объявления умершим; 

ж) вступления в отношении его  в законную силу обвинительного приговора суда; 

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 

и) утраты им гражданства Российской Федерации. 

В  случае  досрочного  прекращения  полномочий  высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации предложение о кандидатуре  высшего  должностного  лица  субъекта  Российской  Федерации  вносится Президентом Российской Федерации не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. 

высший исполнительный орган государственной  власти получает наименование Правительство  субъекта Российской Федерации.  Высший  исполнительный  орган  государственной  власти  субъекта Российской  Федерации  формирует  высшее  должностное  лицо субъекта Российской Федерации, которое уже является руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации. Основные  полномочия  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации определены в статье 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. Субъекты РФ устанавливают свою систему органов государственной власти (в том числе и систему органов исполнительной власти) самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Поэтому системы органов исполнительной власти достаточно разнообразны, каждый субъект РФ по-своему уникален. Однако такое изобилие форм систем органов не исключает некоторых общих черт в построении исполнительной власти субъектов.

Во-первых, системы органов исполнительной власти всех субъектов РФ должны соответствовать  основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В соответствии с этим положением система государственных органов любого субъекта строится на основе народовластия, республиканской, светской форм правления, разделения властей и др. Поэтому существование, допустим, монархии в субъекте РФ немыслимо.

Во-вторых, общие принципы построения системы федеральной исполнительной власти в Российской Федерации оказывают  свое влияние на систему органов  исполнительной власти субъектов. Так, в любом субъекте Федерации выделяются органы, созданные исключительно для осуществления полномочий Федерации, и органы, созданные для реализации как полномочий Российской Федерации, так и полномочий субъектов Федерации. Первые две группы входят в единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Третью группу образуют органы, которые формируются по предметам ведения субъектов РФ и являются независимыми от федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"