Третейское разбирательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание

«Третейское разбирательство в Российской Федерации». Здесь нельзя не упомянуть о том, что своего рода апофеозом этих дискуссий стала Первая Всероссийская (международная) научно-методическая конференция «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования», которая проходила 13 и 14 ноября 2008 г. в Санкт-Петербурге. Эта конференция проводилась на базе юридического факультета Санкт- Петербургского государственного университета при организационной и информационной поддержке журнала «Третейский суд».

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1. Понятия «третейский суд» и «третейское разбирательство»
1.2. Третейское разбирательство в системе отечественного права
1.3. Принципы третейского разбирательства
Глава 2. Состав третейского суда
2.1. Статус третейского судьи и его полномочия
2.2. Общие подходы к формированию состава суда. Способы формирования состава третейского суда
2.3. Основания для возникновения и прекращения полномочий третейских судей. Процедура отвода третейских судей
Глава 3. Компетенция третейского суда и арбитрабельность споров
3.1. Процедура и правила определения компетенции третейского суда
3.2 Понятие и критерии подведомственности дел третейским судам
3.3. Понятие арбитрабельности
3.4. Общие условия допустимости передачи споров на рассмотрение третейского суда. Изменение круга дел, допустимых к рассмотрению третейскими судами
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДР.docx

— 161.83 Кб (Скачать документ)

   Руководство по конфликту интересов в международном  коммерческом арбитраже может оказаться востребованным и для решения вопросов, возникающих во внутреннем третейском разбирательстве.

   Фактами, свидетельствующими о существовании  нецелесообразных связей между арбитрами и представителями одной из сторон арбитражного разбирательства, дающими основание для появления сомнений в беспристрастности и независимости арбитров, Высшим Арбитражным Судом РФ были признаны обстоятельства, при которых арбитры принимали участие в коммерческих семинарах и международных конференциях, организованных и оплаченных представителем стороны, о чем не сообщили одной из сторон третейского разбирательства23.

   О.Ю. Скворцов отмечает, что под независимостью третейских судей следует понимать разрешение ими конкретных споров, переданных на рассмотрение третейского суда, на основании действующего законодательства и в соответствии со своим внутренним убеждением, в условиях, когда какое-либо постороннее влияние и воздействие на третейских судей исключено24. Независимость понимается и как Отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон25.

   Очевидно, что такое содержание принципа аналогично содержанию принципа независимости и беспристрастности судей государственных судов, что свидетельствует о желании законодателя уравнять гарантии участников спора на непредвзятое его рассмотрение как в системе государственного правосудия, так и в третейском разбирательстве. В то же время одно лишь декларирование принципа независимости и беспристрастности не принесет желаемого успеха, поэтому нельзя не поднять вопрос о гарантиях принципа независимости и беспристрастности арбитров.

   Как отмечает Е.А. Виноградова, между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное.. Беспристрастность полагается условием независимости26, однако независимость третейского судьи (формальная) на практике не всегда тождественна его беспристрастности. Беспристрастность арбитра связана также с отсутствием у него предрасположенности по отношению к определенной стороне или существу спора27. Предрасположенность как субъективное отношение к стороне или делу в целом может быть следствием ряда обстоятельств, при наличии которых заинтересованная сторона может ставить вопрос об отводе третейского судьи.

   Действие  принципа независимости и беспристрастности  третейского судьи в постоянно действующих третейских судах, созданных при холдингах и вертикально интегрированных компаниях, обеспечивается путем включения при разрешении спора с участием основной организации в состав третейского суда лиц, не связанных напрямую с основной организацией (ее аффилированными лицами), не являющимися ее работниками. Постоянно действующий третейский суд в этом случае выполняет функции администратора третейского разбирательства.

 

   2.2. Общие подходы  к формированию  состава суда. Способы  формирования состава  третейского суда

   Одной из основных процедур, осуществляемых в рамках третейского разбирательства, является формирование состава третейского суда. Оно традиционно рассматривается как одна из самых важный стаций третейского разбирательства, которая хотя и является подготовительной, но оказывает весьма существенное влияние и чрезвычайно важна для всех дальнейших процедур третейского разбирательства2. Такое значение определяется результатами, достигаемыми но итогам ее реализации, а также последствиями отступления от ее требований. Этим обстоятельством объясняется и широта подходов к анализу процедуры формирования состава. Например, Е.А. Васильев отмечает, что формирование состава арбитража является одной из важнейших процессуальных проблем не только в начале производства по делу, но и остается актуальной вплоть до его завершения. Эта проблема включает три вопроса: I) какова процедура назначения арбитра; 2) кто может быть назначен в качестве арбитра, т.е. каким требованиям должно соответствовать назначаемое лицо, и 3) какие могут быть основания для отвода арбитров и иных изменений в составе арбитража и каковы юридические последствия изменений в составе арбитража28.

   Приведенным вопросам традиционно уделяется  основное внимание при анализе проблем, возникающих на этапе формирования состава третейского суда, однако полагаем необходимым обратить внимание и на другой аспект, имеющий не менее важное значение. Так, Е.Ю. Новиков весьма точно подметил, что под формированием третейского суда следует понимать не просто процедуру избрания (назначения) третейского судьи или третейских судей, которые будут рассматривать конкретный спор, а возникновение правового отношения между участниками процесса и третейским судом. В этом смысле формирование третейского суда включает в себя и дачу данными лицами согласия на выполнение функций третейского судьи29. Первыми в этом ряду являются отношения между сторонами и арбитрами, которые часто оформляются арбитражным договором. Вторую группу составляют отношения, направленные на появление компетенции, властных полномочий у конкретного состава (арбитров) правоприменительного органа. Формирование состава в этом смысле необходимо расценивать как один из фактов юридического состава, включающего действия — заключение арбитражного соглашения, а также соответствующие нормы третейского законодательства.

   Состав  третейского суда — лица (лицо), избранные сторонами в согласованном ими порядке, либо назначенные в установленном порядке руководителем постоянно действующего третейского суда, рассматривающие и разрешающие спор, переданный на их рассмотрение по соглашению сторон в порядке, также определенном этими сторонами, и правомочные вынести решение, имеющее для сторон степень обязательности, которая прямо или косвенно определена них соглашении30.

   Открытые  и закрытые списки судей третейского  суда. Формирование состава постоянно действующего третейского суда осуществляемая на основе утвержденных списков. В эти списки входят лица, которые могут быть избраны сторонами для разрешения конкретного дела. Списки по своему характеру бывают открытыми (рекомендательными) и закрытыми (обязательными). В тех случаях, когда списки носят открытый характер, допускается избрание для разрешения спора в постоянно действующем третейском суде лица, которое не включено в утвержденный список. Например, в Третейский суд при ТПП РФ входят третейские судьи, включенные в список, утверждаемый ТПП РФ сроком на пять лет. Стороны могут также избирать третейских судей из лиц, не включенных в список (ст. 4 Регламента). В ином случае стороны могут выбирать арбитров только из утвержденного перечня.

   Единоличное или коллегиальное рассмотрение спора. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. В отсутствие соглашения сторон об ином для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи. II постоянно действующем третейском суде количество судей, избираемых (назначаемых) для рассмотрения спора, определяется его регламентом, а в случае, если такие правила не позволяют определить число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

   По  соглашению сторон дело рассматривается  единоличным судьей, который избирается по взаимной договоренности сторон. Они могут также заявить просьбу о том, чтобы единоличный судья за них был назначен председателем третейского суда. Если между сторонами не будет достигнута договоренность, единоличный судья назначается из списка судей председателем третейского суда.

   Способы формирования состава третейского  суда

   Многообразие  способов формирования состава третейского  суда является одним из преимуществ третейского разбирательства, позволяет максимально полно учесть особенности взаимоотношений сторон, обеспечить организацию и нормальное функционирование третейского суда. В мировой практике для этих целей используются следующие способы:

  • назначение (избрание) арбитров сторонами;
  • назначение (избрание) арбитров другими арбитрами;
  • назначение арбитров арбитражными учреждениями (постоянно действующими третейскими судами);
  • назначение арбитров организациями, при которых созданы арбитражные учреждения, либо другими компетентными органами;
  • назначение арбитров государственными судами.

   Избрание  третейских судей традиционно рассматривается  как процедура, при которой третейский судья приобретает свой статус в  результате прямого волеизъявления участника спора. Назначение третейского  судьи происходит путем поручения  определенных категорий должностных лиц (например, председателя постоянно действующего третейского суда) третейскому судье рассмотреть конкретное дело, переданное на рассмотрение данного постоянно действующего третейского суда31. Назначение необходимо рассматривать как процедуру либо восполняющую отсутствующую волю сторон (например, при уклонении от участия), либо выражающую делегированное сторонами полномочие по подбору кандидатур арбитров (в целях упрощения и ускорения формирования состава).

   Общие диспозитивные правила формирования состава третейского суда определены ст. 10 Закона о третейских судах. Формирование состава третейского суда производится путем избрания третейских судей сторонами самостоятельно или назначения лицами (органами), которым такое право стороны делегировали своим соглашением.

   В постоянно действующем третейском суде формирование состава Третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

   Судьи, избранные сторонами или назначенные  председателем третейского суда, избирают из списка судей председателя состава третейского суда, в противном  случае председателя состава назначает председатель третейского суда.

   Формирование  состава третейского суда для  разрешения конкретного спора производится в порядке, согласованном сторонами. В том случае, если сторонами он не был согласован, действуют нормы п. 4 ст. 10 Закона о третейских судах, определяющие следующий алгоритм действий по формированию состава третейского суда ad hoc:

   1) при формировании состава третейского  суда, состоящего из трех третейских  судей, каждая сторона избирает  одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью (председателя состава, или суперарбитра). При этом если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

   2) если спор подлежит разрешению  третейским судьей единолично  и после обращения одной стороны  к другой с предложением об  избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

 

   2.3. Основания для  возникновения и  прекращения полномочий  третейских судей.  Процедура отвода  третейских судей

   Полномочия  третейских судей возникают с  момента, когда будут выполнены все действия, образующие обозначенный законом юридический состав. К числу таких действий относятся завершение процедуры формирования состава третейского суда в результате прямого волеизъявления участника спора (при избрании) или иных лиц, которым сторонами было делегировано право выбора третейских судей (при назначении). Кандидат в третейские судьи должен выразить свое согласие на выполнение соответствующих функций. Соответствующее соглашение часто оформляется арбитражным договором, актом о полномочиях арбитров, меморандумом и др.

   По  общему правилу полномочия третейского  судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу. Это правило известно в теории как доктрина functus officio. После того, как состав третейского суда выносит решение относительно переданного спора, он становится functus officio (выполнившим свою функцию, достигшим цели) и лишается переданных полномочий, в том числе и возможности повторно проверить свое решение. Применение доктрины functus officio ограничено следующими обстоятельствами:

  • третейские судьи могут исправить явные, очевидные ошибки в решении;
  • в случаях, когда третейскими судьями при вынесении решения не были разрешены все поставленные на их рассмотрение требования, неразрешенные вопросы открыты для дальнейшего разбирательства, поскольку в отношении них функции третейских судей не являются исполненными до конца;
  • если выводы решения оставляют сомнения относительно того, было ли третейское соглашение исполнено в полном объеме, третейские судьи вправе устранить возникшую неясность путем разъяснения решения.

   Таким образом в случаях, предусмотренных  ст. 34-36 Закона о третейских судах, полномочия третейского судьи возобновляются, а тем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных  указанными статьями.

Информация о работе Третейское разбирательство