Усыновление (удочерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Республика Беларусь рассматривает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей защиту государством и обществом детства, семьи и материнства. Праву ребёнка жить и воспитываться в семье корреспондирует не только обязанность родителей по обеспечению необходимых условий жизни и воспитания, но и обязанность государства обеспечивать условия для реализации этого права и контролировать выполнение своих обязанностей родителями и лицами, их замещающими.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения)
1.1. История усыновления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Понятие и условия усыновления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Правовые последствия усыновления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4. Тайна усыновления и способы её обеспечения. . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Основания, порядок и правовые последствия отмены
усыновления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3. Международное усыновление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

курсач Каролина.docx

— 77.18 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра гражданского права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Усыновление (удочерение)

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, 2 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

заочной формы обучения

Муц Каролина Алексеевна

_________________

 

Научный руководитель:

                                                                                       Соколов Сергей Павлович

               доцент

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения)

 

1.1. История усыновления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

1.2. Понятие и условия усыновления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.3. Правовые последствия усыновления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

1.4. Тайна усыновления и способы её обеспечения. . . . . . . . . . . . . . . . .

21

23

Глава 2. Основания, порядок  и правовые последствия отмены

усыновления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

28

Глава 3. Международное усыновление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

38


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Республика  Беларусь рассматривает своей  важнейшей политической, социальной  и экономической задачей защиту  государством и обществом детства,  семьи и материнства. Праву  ребёнка жить и воспитываться  в семье корреспондирует не  только обязанность родителей  по обеспечению необходимых условий  жизни и воспитания, но и обязанность  государства обеспечивать условия  для реализации этого права  и контролировать выполнение  своих обязанностей родителями  и лицами, их замещающими. 

     Усыновление  в Республике Беларусь является  приоритетной  формой устройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, цель  которого состоит в том, чтобы  обеспечить детям надлежащее  воспитание, проживание в благоприятных  семейных условиях и защиту  их прав и законных интересов.  Статья 119 Кодекса Республики Беларусь  о браке и семье (далее - КоБС) определяет усыновление как юридический  акт, в силу которого  между  усыновителем и усыновлённым  возникают такие же права и  обязанности, как между родителями  и детьми.

     Под усыновлением понимается и общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.

     Кроме того, известный юрист в сфере семейного Ю. Беспалов рассматривает усыновление  как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту. [1]

     Несмотря на все многообразие определений усыновления, считаем, что необходимо остановиться на понятии определяющим усыновление как юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между родителями и детьми по происхождению.  При этом, усыновленные дети теряют юридическую связь с родителями (либо одним из них) и приобретают таковую с посторонними лицами - усыновителями, ничем не отличаясь по правам и обязанностям по отношению к ним от родного ребенка. [2, с.56]

     Институт усыновления в Республике Беларусь регулируется, прежде всего, Кодексом о браке и семье, Положением о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 г. № 290; Конвенцией по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления, заключённой в Гааге 29.05.1993 г., утверждённой Указом Президента Республики Беларусь от 2 мая 2003 г. № 183; Положением о порядке международного усыновления (удочерения) и установления международной опеки, попечительства над детьми, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122, а также иными законодательными актами.

     Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах – это центральный принцип института усыновления.

     Актуальность темы курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Усыновление (удочерение)" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Целью исследования является изучение темы "Усыновление (удочерение)" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

     В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть историю  развития института усыновления;

2. изучить теоретические аспекты и выявить природу усыновления;

3. обозначить возможности решения коллизионных норм семейного законодательства;

4. обозначить тенденции развития семейного законодательства в части усыновления;

     Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ  

(УДОЧЕРЕНИЯ)        

    1. История усыновления

  Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь.

     Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления — иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

     Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

     В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было.

     Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале 19в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

     С середины 19в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконить, но и усыновлять незаконнорожденных детей. В это время усыновление понималось уже более широко — не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную — усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.

     Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в конкретных правовых предписаниях. Свод Законов Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети.  Сохранялись и существовавшие прежде правила по поводу разницы в возрасте усыновителя и усыновляемого, согласия родителей, опекунов ребёнка на его усыновление и др. [3, с.156-157]

     Таким образом, для конца 19 и начала 20 в. характерно использование усыновления, прежде всего для охраны имущественных интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению осуществлялась защита прав ребенка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, так как усыновленный мог его заменить в случае призыва. Поэтому существовал специальный закон, где говорилось, что для исполнения воинской повинности имеет значение усыновление детей не старше пяти лет. Немаловажным для усыновителя соображением было его желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. Далеко не всегда усыновитель руководствовался соображениями материального, делового характера. Не было редкостью и усыновление как способ удовлетворения естественных чувств любви и привязанности, не находящих применения за отсутствием собственных детей.

     После Октябрьской революции практически во всех сферах жизни советского общества произошли серьезные перемены. Не стало исключением и правовое регулирование семейных отношений. В частности, с 1918 года было отменено усыновление.

     Исследователи называют несколько причин столь кардинального изменения в советском семейном законодательстве по сравнению с законодательством царской России. Основная из них - опасение, что в существующей на тот момент политической и социальной обстановке "усыновление будет использоваться для обхода закона, а именно - запрета использования наемного труда и отмены права наследования.

     Другая причина - ненадобность усыновления для целей уравнения в правах детей, рожденных в браке и вне брака. Вопрос о социальном статусе незаконнорожденных детей был актуальным во все времена, и регулярно предпринимались попытки его решения при помощи института усыновления. Декретом Совета Народных Комиссаров от 19 декабря 1919 года были уравнены в правах брачные и внебрачные дети. Для отмены усыновления существовала и причина идеологического характера. Предполагалось, что органы социального обеспечения будут иметь широчайшие задачи и функции, что будет устранена частная благотворительность, а заботу о детях целиком возьмет на себя государство. В первые годы советской власти роль государства в деле воспитания детей абсолютизировалась. Как писал П. И. Люблинский, «государство должно быть высшим опекуном ребенка... Государство рассматривает родительскую власть лишь как некоторую подчиненную его надзору форму попечения о ребенке… Государство, а не семья, определяет минимум необходимого для ребенка образования, ухода, благополучия... семейные отношения перестают быть одним из институтов права частного, как- то традиционно признается, а становятся одним из отделов права публичного, проникнутого властным вмешательством государства". [4, с.8]

Информация о работе Усыновление (удочерение